Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные современные политические учения Запада






Н. Макиавелли (1469-1527) основатель реалистического направления в полит. теории, создавшим концептуальную базу, прагматического подхода к политике. По справедливому замечанию Дж. Сартори, «со времен Макиавелли реалистический подход к политике был тщательно скрыт за двумя линиями истолкования, по необходимости совершенно отчетливо дифференцированными: а) в том значении, что политика – это только политика и ничто другое или же; б) предполагалось, что полит. реализм воплощается преимущественно в специфическом типе политики и полит. поведения, называемых чистой политикой». Важно отметить, что Макиавелли считает закон и право основой свободы.

Жан Боден (1530-1596) будучи юристом по образованию, а во многом и по складу ума, Боден развивал свои полит. идеи в теснейшей связи с анализом природы и содержания закона, примыкая к теоретикам естественного права. Изучения права связано с тем, что человеческий закон основывается на универсальных принципах. В бесконечной изменчивости законов выявляются рациональные принципы справедливости. Боден утверждает, что при всем сходстве с семьей государство, формируя обширное сообщество, основано не на инстинкте, а на силе.

Томас Гоббс (1588-1679) защитник монархической власти. Стремясь избежать противоречия, Т. Гоббс в полит. тракте «Левиафан» (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством.

Жан Жак Руссо (1712-1778), изложивший в трактате «Об общественном договоре» (1762) концепцию, которую условно можно назвать теорией корпоративной демократии. Разрабатывая свою полит. философию, Руссо отталкивается от предшествующей традиции, которую в дальнейшем ставит с ног на голову. Речь идет прежде всего о концепции природного состояния. В произведении Руссо природное состояние столь же анархично, как у Гоббса и столь же возвышенно прекрасно как у Локка. «Все люди от природы добры и только из-за общественных институтов они становятся дурными».

К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая собственное учение, заимствовали многие принципы и элементы предшествовавших коммунистических и социалистических утопий, разделяя с их авторами глубокое убеждение в ненужности государства и политики в будущем бесклассовом обществе.

7.Политическая мысль в России в XIX- XX вв.: люди и идеи.

 

Русская полит. мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникло из стремления постичь его природу, сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как самостоятельная область научного значения, русская полит. мысль представляет собой систему взглядов на властное отношение в обществе, сущность государства и формы полит. устройства, оптимальных для России. Перед русской мыслью с момента ее зарождения стояли проблемы культурного и государственного развития России, свободы и власти, иными словами, проблема освобождения личности; упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения.

Н.М. Карамзин (1766-1826) подчеркивал, что необходима «более мудрость охранительная, ниже творческая», что «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу», что самодержавие – это «палладиум» (хранитель) России, гарант единства и благополучия народа. Истинный патриотизм обязывает гражданина любить своё Отечество, невзирая на его заблуждение.

П.Я. Чаадаев (1794-1856) оказал особое влияние на русскую общественную мысль XIX в., стоял у истоков полемике между славянофилами-западниками. В его «Философических письмах» звучит пессимизм относительно прошлого и настоящего России навеянный поражением декабристов: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Мы принадлежи к числу тех наций, которые…. Существует лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок».

М.А. Бакунин (1814-1876) один из основателей теоретиков анархизма. Ошибочно отождествлять понятия «анархизм» и «анархия». Анархизм противоположен непорядку и гармонии, а власти, насилию. «Анархия есть хаос и дисгармония т.е. уродство. Анархизм есть идеал свободной, изнутри определяемой гармонии и лада», - отмечал Н.А. Бердяев. Философско-мировоззренческий принцип Бакунина, без которого нет смысла понять его концепцию государства, - это «органическое», целостное восприятие организации жизни на основе единства человека, общества Вселенной.

Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской полит. мысли были В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев. Для них государство перестает быть лишь полит. институтом и юридической категории. Чтобы не превратиться в Левиафана, государство должно быть «деятельность нравственным», подчинить себя религиозному началу. Политика перестанет быть изолированной духовной жизнью общества областью при условии, что в основе политики будет идея не внешнего устроения общества, а внутреннего совершенствования человека, и политика будет подчинена идеи воспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал