![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы профильного обучения в старших классах (экономическая концепция)
В Концепции модернизации российского образования определена необходимость существенных изменений в системе образования. Главная цель сегодняшней системы образования – это воспитание свободной личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе. Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Добиться этого позволяет предпрофильная подготовка и профильное обучение, благодаря которым ребенок осознает себя субъектом профессионального выбора. В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Большое количество учителей будет задействовано при переходе на профильное обучение. Перед каждым учителем будет поставлена проблема разработки учебных программ для учащихся школы: -программ курсов по выбору в 9-х классах, организуемых в целях предпрофильной подготовки; -программ элективных курсов, которые выполняют две основные функции: · поддержание изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне; · обеспечение внутрипрофильной специализации и построения индивидуальных образовательных траекторий. Необходимыми условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки. Проект предпрофильной подготовки требует изменения характера работы учителей, который заключается в постановке различных задач целевого назначения, задач, связанных с подготовкой молодого поколения к жизни. В связи с тем, без точного знания индивидуальности каждого ученика и всего класса в целом, ученикам предлагается с помощью активизирующих методик сопоставить их потенциальное профессиональное «хочу» и «могу». До предпрофильной подготовки у многих учащихся вообще может отсутствовать понятие «хочу», поэтому задача предпрофиля – сформировать у них интерес к какому-либо профилю. Предпрофильная подготовка достигнет своей цели, если девятиклассники осознанно сделают свой выбор, если не произойдет такого: «Я хочу в 10-й класс, но не знаю, почему». Предпрофильная подготовка и профильное обучение не только для сильных и способных, а для всех детей. Таким образом, после предпрофильной подготовки ученик должен быть готов к выбору профиля обучения. Новые требования к учителю в условиях к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров. Успех профилизации обучения будет зависеть от того, насколько грамотно учителя подойдут к решению данной проблемы. Кроме того, успех введения предпрофильной подготовки во многом будет зависеть от уровня профессиональной компетентности учителя в широком плане – организационном, содержательном, методическом:
И поэтому наша задача более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Организация профильного обучения обусловлена выбором модели профилизации. Основные модели определяет Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные. Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей). Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена. Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут " поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс " Математическая статистика" поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы " Информационный бизнес", " Основы менеджмента" и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы " Химические технологии", " Экология" и др. в естественно-научном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. При проведении элективных курсов проще использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. Элективные курсы могут выполнить важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.
|