Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие сведения о произведении






АННОТАЦИЯ

на произведение «На севере диком»

Музыка А. Даргомыжского

слова М. Лермонтова
(из Г. Гейне)

 

Учащейся I курса

Рыжковой Светланы

 

Класс преподавателя

Матусевич
Елены Александровны

 

Минск 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________________3

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ

1.1. Общие сведения о произведении_________________________________4

1.2. Общие сведения об авторе музыки_______________________________5

1.3. Общие сведения об авторе текста________________________________7

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

2.1. Содержание литературного текста______________________________12

2.2. Строение литературного текста_________________________________14

АНАЛИЗ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

3.1. Анализ формы_______________________________________________15

3.2. Анализ мелодии_____________________________________________15

3.3. Анализ метра и ритма _______________________________________17

3.4. Анализ лада и тональности ___________________________________17

3.5. Анализ фактуры____________________________________________18

3.6. Анализ гармонии___________________________________________18

3.7. Анализ темпа и динамики____________________________________18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________________________19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ________ _________19

ПРИЛОЖЕНИЕ_______________________________________________ 20

 

ВВЕДЕНИЕ

Серенады и романсы в русской музыке представляют собой уникальное явление. Проникнув из Западной Европы в середине XVIII века, они стали национальными жанрами, вобравшими в себя черты западноевропейской арии и русской лирической песни. Со времени своего появления в России, в самые яркие моменты развития художественной культуры они играли немаловажную роль, олицетворяя душевное желание какого-либо одного социального пласта или выражая суть всей эпохи. В те времена романсы и серенады были столь популярны, что исполнялись практически везде и всегда, будь то летние праздники на открытом воздухе, семейные посиделки на дачной веранде или же вечерние собрания элитного общества в салонах.
С начала XIX века в столичной среде развиваются новые формы любительского музицирования – ансамблевое исполнение. Таким образом появился новый жанр ансамблевой и хоровой музыки – переходная форма от вокального соло к камерному хору или ансамблю – камерно-хоровая песня. Цикл А. Даргомыжского «Петербуржские серенады» является замечательным примером собрания вокально-хоровой музыки этого жанра, сыгравшим немаловажную роль в развитии русской музыкальной культуры XIX века.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ

Общие сведения о произведении

Название произведения – «На севере диком»
Композитор – А. Даргомыжский

Литературный первоисточник – Г. Гейне (1822)
Вольный перевод – М. Лермонтов (1841 г.)
Хоровой жанр – камерно-хоровая миниатюра a’cappella
Состав хора – трехголосный мужской хор или ансамбль.


Цикл «Петербуржские серенады» (1850 г.), куда входит хоровое сочинение «На севере диком», состоит из тринадцати трехголосных хоров на слова русских поэтов. Все хоры цикла исполняются без сопровождения, различны по составу: мужские (тенора, баритоны, басы), неполные смешанные (альты, тенора, басы или сопрано, тенора, басы). В цикл входят следующие произведения:


«Из страны, страны далекой» (слова Н.Языкова)
«Где наша роза?» (слова А.Пушкина)
«Ворон к ворону летит» (слова А. Пушкина)
«Приди ко мне» (слова А. Кольцова)
«Что смолкнул веселия глас?» (слова А. Пушкина)
«Пью за здравие Мери» (слова А. Пушкина)
«На севере диком» (слова М. Лермонтова (из Гейне))
«По волнам спокойным» (слова неизвестного автора)
«Прекрасный день, счастливый день!» (слова А. Дельвига)
«Буря мглою небо кроет» (слова А. Пушкина)
«Говорят, есть страна» (слова А. Тимофеева)
«Вянет, вянет лето красно» (слова А. Пушкина).

1.2. Общие сведения об авторе музыки


Александр Сергеевич Даргомыжский ( 1813 – 1869) — русский композитор, один из основоположников русской классической музыки. Родился 14 февраля (2 февраля по старому стилю) 1813 года, в селе Троицкое Тульской области. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке.
Мировоззрение композитора, его эстетика и художественные вкусы складывались в 30–40-х годах XIX века. Это было переломное время, на стыке двух эпох, когда русская культура совершала быстрое восхождение к высотам своего развития. А. Даргомыжский прошел путь через увлечения романтическим искусством, в зрелом творчестве утвердил принципы реализма в музыке, идя в ногу с самыми выдающимися писателями и художниками своего времени.

Решающую роль в музыкальном развитии А. Даргомыжского сыграла встреча с русским композитором М. Глинкой (начало 1835). Вслед за ним А. Даргомыжский заложил основы русской классической музыкальной школы, развив народно-реалистические принципы музыки.
С конца 50-х годов широко развернулась музыкально-общественная деятельность А. Даргомыжского. Он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время он сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).
В творчестве композитора нашли отражение тенденции критического реализма 40 — 60-х годов XIX века. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики композитора характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Склонность к драматизации часто проявлялась у композитора в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для него воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе.
Реалистическое новаторство А. Даргомыжского, его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов. Модест Петрович Мусоргский назвал его великим учителем правды в музыке.

Созданные им художественные ценности живут полной жизнью и до наших дней, а некоторые из них – «Русалка» и многие романсы («Шестнадцать лет», «Мне грустно», «Юноша и дева») - пользуются большой популярностью.

Большая часть произведений, написанных для хора - это хоровые сцены из опер «Русалка», «Каменный гость». Например, в опере «Русалка» в 1 действии есть 3 хора крестьян: «Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили», из 2 действия свадебный хор «Сватушка», «Как во горнице, светлице», из 3 действия 3 хора русалок: «Свободной толпою», «Любо нам», «Тише, тише». Многим из произведений А. присуща сложность художественно-исполнительских задач, выполнение которых требует высокой вокальной и музыкальной подготовленности певцов.
Хоровое письмо А. Даргомыжский характеризуется следующими чертами:

1) использованием различных составов хора;

2) разнообразием стилей хорового изложения;

3) использованием песенного творчества разных социальных слоёв

русского народа;

4) реальностью в передаче различных чувств и настроений;

5) использованием разнообразных приёмов хоровой оркестровки.

 


1.3. Общие сведения об авторе текста



Михаил Юрьевич Лермонтов(1814 — 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей XIX-XX веков. «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы», -так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа XIX века.

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. После домашнего образования началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830).Затем обучался в Московском университете (1830-1832). После учебы в университете два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга. В 1834 году начал служить в Гусарском полку в Царском селе. Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти А. Пушкина. За это произведение М. Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. В этот период его творчество только расцветает. Кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе. За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840). В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, М. Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает его на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли поэта настигла смерть.
Тридцатые годы XIX столетия, в которые укладывается творчество М. Лермонтова, — эпоха сомнений, отрицания, тревожных размышлений о будущем. Хронологические рамки этого периода раздвинуты и начинаются после поражения восстания декабристов, когда вечный вопрос российской действительности " что делать? " потребовал иного ответа. Ответ формулируется как неприемлемость окружающего или его отрицание. Через отрицание начинался новый путь к философским и политическим проектам. Первым на тот путь вступил М. Лермонтов.

Литературная характеристика тридцатых годов связывается с утверждением в литературе реализма, но М. Лермонтов в своем творчестве до конца дней сочетал романтическую и реалистическую ориентацию, они не мешали — они дополняли друг друга. В этом плане его творчество — уникальный образец русской литературы. М.Лермонтов — гениальный художник, создавший шедевры в поэзии, прозе, драматургии. После А. Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как М. Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.
Его лирика условно делится на два периода — юношеский (1828-1834) и зрелый (1835-1841). Особенностью его лирической поэзии является ярко выраженный индивидуализированный характер лирического героя, по определению В. Белинского - внутреннего человека. Это романтик по характеру взаимоотношений с окружающим миром. В поисках идеала он обращается к общеизвестным образцам (Байрон), но очень скоро определяет свою непохожесть, иную избранность. Любовная тема решается трагически, дружеская отсутствует. Размышления о жизни приводят к представлениям об одиночестве. Именно тема одиночества становится у М. Лермонтова главной, отличает его поэзию от творчества А. Пушкина, проходит эволюцию от чисто романтического решения к реалистическому осмыслению. Постепенно романтические переживания попадают под контроль реальной действительности. Этим объясняется возрастающее трагическое начало его лирической поэзии. В отличие от Е. Баратынского, в его лирике нет скептицизма и пессимизма. Внутренний человек, находясь в полном одиночестве, зная свой трагический финал, не останавливается в движении, в развитии, он по-своему высоким смыслом наполняет нравственные ценности.

Новаторской чертой лермонтовской поэтики стал оформившийся в лирике образ, позже названный образом — символом. Неслучайно русские символисты ведут свое происхождение от его творчества. Параллелизм воспроизведения чувства и состояния природы, начинающийся с фольклора, становится у М. Лермонтова основой лирического образа. Следует обратить внимание на проявление этой особенности уже в ранней лирике поэта (" Парус" — 1832). Образ-символ создан в следующих стихотворениях: Утес, На севере диком..., Тучки небесные и т.д.
Произведения М. Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад» (1835), «Боярин Орша» (1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино (1837), «Узник» (1837), «Демон» (1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.
Тема интерпретации поэзии М. Лермонтова в музыке поистине неисчерпаема. На его стихи написано более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. В приложении Б приведен список романсов, созданных на стихи М. Лермонтова, включающий более сотни русских романсов, музыку к которым писали разные композиторы. К творчеству поэта обращались многие русские и советские композиторы (опера А.Рубинштейна «Демон», музыка к драме «Маскарад» А. Хачатуряна, многочисленные хоры a’cappella и с сопровождением («Утес» В. Шебалина, «Русалка» П.Чеснокова, «Над морем красавица-дева сидит» М.Балакирева, «Горные вершины» С.Танеева, «Парус» В.Ребикова). Лермонтовское «На севере диком» было положено на музыку 109 композиторами(из них: С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, В. Агафонников).
Стихотворение «На севере диком» является вольным переводом М.Лермонтова. Литературным первоисточником является стихотворения «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко»). В связи с этим, стоит затронуть жизненный путь и творчество немецкого поэта Г.Гейне:


Гейне Генрих(1797-1856) - знаменитый немецкий поэт, публицист и критик родился 13 декабря 1797 г. в Дюссельдорфе в семье еврейского купца. Личность сформировалась под влиянием матери, поклонницы французского просветительства и энциклопедистов. Духовному воспитанию юноши и развитию его интереса к поэзии способствовал его дядя, страстный библиофил, предоставивший в его распоряжение свою библиотеку. Окончив лицей, Г. Гейне служил в банкирской конторе, приказчиком на бакалейном складе, комиссионером. Но служба тяготила его, в отличии от поэзии. В 1819 г. он поступил на юридический факультет Боннского университета, но увлечения философией и литературой не оставил. Очень любил творчество Ф. Шиллера и Д. Байрона.

Проучившись весьма недолго в университете, он перебрался в Берлин, где слушал лекции Г. Гегеля. В 1825 г. получил степень доктора права в Геттингенском университете и... полностью отдался литературной работе.

В 1826—1831 гг. Г. Гейне уехал во Францию и остался там навсегда как политический эмигрант. В конце 1830-х гг. стал революционным радикалом, проникнувшись социалистическими идеями (памфлет «Людвиг Берне», 1840). В 1843—1844 гг. он создал лучшие поэтические произведения — поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка». Во второй половине 1840-х гг. поэт заметно ослабил свою литературную деятельность. Умер Г. Гейне 17 февраля 1856 г. в Париже.
Стихи его переводились почти всеми русскими поэтами, начиная от М. Лермонтова (А.Плещеев, М. Михайлов, Л. Мей, П. Вейнберг, Ф. Тютчев и другие), кончая А. Блоком.

Вклад поэта в историю мировой музыкальной культуры определяется существованием колоссального количества песен на его стихи (около 8 000). Поэзию Г. Гейне брали за основу уже его современники — Р.Шуман, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, позже продолжили И. Брамс, Э. Григ, Х. Вольф, Г. Малер. Эпизодически к его поэзии обращались Р. Штраус, Б. Барток, А. Берг.
Поэзия Г. Гейне в русскоязычных переводах стала основой романсов и песен ряда русских композиторов (А. Алябьев, А. Варламов, А. Рубинштейн, М. Глинка).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал