Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетный процесс и полномочия его участников
С юридической точки зрения бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета конкретного уровня. С экономической точки зрения бюджетный процесс есть процесс, во-первых, определения бюджетных доходов и расходов и достижения их сбалансированности, а во-вторых, мобилизации доходов и осуществления расходов. В ходе бюджетного процесса обеспечивается определение возможных доходов бюджета, взимаемых в виде налоговых и неналоговых платежей. На этой стадии важно определить, как влияют те или иные налоги на деятельность хозяйствующих субъектов, насколько эффективны эти налоги для обеспечения поступлений денежных средств в бюджет. Оценка объема необходимых бюджетных доходов неразрывна от оценки необходимых расходов бюджета. Признание каких-либо расходов неизбежно влечет за собой поиск дополнительных источников доходов. Иными словами, подготовке бюджета должна предшествовать разработка основных направлений финансовой политики. Законодательство определяет круг участников бюджетного процесса и их полномочия. В соответствии со статьей 164 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются: § Президент РФ; § Государственная дума Федерального собрания РФ; § Совет Федерации Федерального собрания РФ; § Правительство РФ; § Министерство финансов; § Министерство по налогам и сборам; § Центральный банк; § Счетная палата; § Государственные внебюджетные фонды; § Главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов. Оно обладает следующими бюджетными полномочиями: § составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ; § принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; § по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета; § составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; § разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; § разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований; § осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; § проводит проверки финансов получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий; § ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; § осуществляет управление государственным долгом РФ; § составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; § ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета. Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.
|