Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 145. Какое место в религии занимает вера в предопределение?
Ответ: Вера в предопределение является организующим началом единобожия точно также как вера в те средства, которые приводят к предопределённому благу и ограждают от предопределённого зла, является организующим началом шариата. Правильной и прямой может быть религия лишь того человека, который верит в предопределение и следует установлениям шариата. Указанием на это служит то, что пророк, (Да благословит его Аллах и приветствует), подтвердил обязательность веры в предопределение, а когда кто-то спросил его: " Так не положиться ли нам на то, что уже написано нам на роду, и не отказаться ли от дел? ", - сказал ему в ответ: «Действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан». Аль-Бухари, Муслим. Таким образом, тот, кто отрицает предопределение, утверждая, что оно несовместимо с шариатом, лишает Аллаха Всевышнего таких Его атрибутов как знание и всемогущество и объявляет раба Аллаха независимым в его действиях и творцом этих действий. Это означает, что такой человек не просто утверждает, что наряду с Аллахом существует ещё один творец, он утверждает, что все сотворённые существа являются творцами. С другой стороны, человек, признающий предопределение, но использующий его как аргумент против шариата, отрицающий, что раб обладает способностью к совершению действий и свободой выбора, которыми наделил его Аллах и в соответствии с которыми Он возложил на него определённые обязанности, и заявляющий, что Аллах возложил на своих рабов нечто непосильное для них, что подобно возложению на слепого обязанности расставить точки над буквами в словах Корана, такой человек приписывает Аллаху Всевышнему несправедливость, а имамом его в этом является Иблис, да проклянёт его Аллах, ведь Иблис сказал*: «3а то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я засяду на Твоём прямом пути (поджидая) их**». Преграды. 16. *[С этими слова Иблис обратился к Аллаху после того, как был изгнан из рая в наказание за то, что отказался выполнить веление Аллаха и склониться перед Адамом]. **[Имеются в виду потомки Адама, которых Иблис грозится сбивать с пути, чтобы доказать, что они будут проявлять неблагодарность по отношению к Аллаху]. Что же касается истинно верующих, то они верят как в предопределённость добра и зла, так и в то, что Творцом всего этого является Аллах, следуют велениям и запретам шариата и обращаются на суд к шариату тайно и явно. И они веруют в то, что осуществлять руководство или сбивать с пути может один лишь Аллах, который по милости Своей выводит на прямой путь, кого пожелает, а кого пожелает, сбивает с пути сообразно Своей справедливости, как веруют они и в то, что Он лучше всех знает, в каких случаях уместно то или другое. Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Господу твоему лучше всех известно о том, кто сбился с Его пути, и лучше всех известно о том, кто встал на прямой путь». Звезда, 30. И истинно верующий верит, что во всём имеющем к этому отношение Аллах проявляет высшую мудрость и располагает неопровержимыми доводами, веруя и в то, что награда и наказание зависят не от предопределения, а от того, в какой мере человек будет придерживаться установлений шариата или пренебрегать ими. Что же касается предопределения, то верующие только утешают себя его неизбежностью, когда с ними приключаются какие-нибудь несчастья. Когда им достаётся нечто благое, они признают, кому они обязаны этим, говоря: «Хвала Аллаху, который указал нам путь к этому! Никогда бы не встать нам на верный путь, если бы Аллах не направил нас». Преграды, 43. И они не повторяют слов того нечестивого [Имеется в виду сказочно богатый Карун], который сказал: «Это было даровано мне только за знание, которым я (обладаю)». Рассказ, 78. Когда они совершают что-то дурное, то говорят то же, что сказали их прародители [То есть: Адам и Хавва (Ева)]: «Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!». Преграды, 23. И они не повторяют слов проклятого шайтана, который сказал: «Господь мой! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение…». Аль-Хиджр, 39. Если случается с ними какое-нибудь несчастье, они говорят: «Поистине, мы (принадлежим) Аллаху и, поистине, к Нему (мы) вернёмся». Корова, 156. И в подобных случаях они не говорят того, что говорили неверные, о которых Аллах Всевышний сказал: «…. и говорили о братьях своих, отправлявшихся в путешествие или в военный поход: " Будь они с нами, то не умерли бы они и не были убиты! ", - чтобы Аллах сделал это (причиной) горя их сердец*. (Это) Аллах даёт жизнь и умерщвляет и Аллах знает о том, что вы делаете». Семейство Имрана, 156. *[Имеется в виду, что подобные мысли неверных только увеличивают их скорбь по воле Аллаха].
|