Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обществ различных видов.
Схема№1
В соответствии с Законом Украины «О сельскохозяйственной кооперации» от 17 июля 1997г. кооператив - юридическое лицо, созданное физическими или юридическими лицами на началах добровольного членства и объединения имущественных взносов совместной производственной деятельности. (Ст.1). Выделяют два типа кооперации, а следовательно, два типа кооперативов: Производственные кооперативы или еще их называют хозяйственные кооперативы. Потребительские кооперативы, потребительские товарищества. Кооперативы подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, бытовые. Законом Украины «О предприятиях в Украине» предусмотрены системные хозяйственные образования: холдинговые компании и промышленно-финансовые группы (ПФГ), которые не являются юридическими лицами. Хозяйственным кодексом Украины под холдинговой компанией понимается хозяйственное общество, владеющее контрольным пакетом корпоративных прав дочернего предприятия (ст.126 п.5 ХКУ). Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанавливаются отношения экономической зависимости и на этой основе – отношения контроля – подчинения, которые законодательно регламентируются. В экономике Украины имеются хозяйственные системы и ассоциированные хозяйственные организации (ст.126 п.1 ХКУ). А ссоциированные предприятия (хозяйственные организации) - это группа субъектов хозяйствования - юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической и / или организационной зависимости в форме участия в уставном фонде и / или управлении. Зависимость между ассоциированными организациями может быть простой и решающей. Простая зависимость (ст.126, п.2ХКУ) возникает в случае, если один из них имеет возможность блокировать принятие решений другим (зависимым) лицом, которые должны приниматься в соответствии с законом и / или учредительными документами этого лица квалифицированным большинством голосов. Решающая зависимость (ст.126, п.3ХКУ) возникает в случаях, когда между предприятиями устанавливаются отношения контроля - подчинения за счет преимущественного участия контролирующей организации в уставном фонде и / или общих собраниях или в других органах управления, владея контрольным пакетом акций. Наличие простой и решающей зависимости (ст.126, п.4ХКУ) обязательно отмечается в сведениях государственной регистрации зависимого (дочернего) предприятия и опубликовано в средствах массовой информации. Хозяйственным кодексом предусматривается имущественная ответственность лиц, связанных по вертикали отношений (ст.126 п.7 ХКУ). Так если под влиянием контролирующего субъекта хозяйствования дочерней организации были заключены невыгодные для нее соглашения или операции или окажется на грани банкротства, то субсидиарную ответственность перед кредиторами дочерней организации несет контролирующая организация или компенсирует причиненные дочернему субъекту убытки. Правовое регулирование этих субъектов осуществляется на основе Указа Президента Украины «О холдинговых компаниях, которые создаются в процессе корпоратизации и приватизации» от 11 мая 1994 года. Промышленно-финансовые группы могут создаваться в соответствии со статьей 125 ХКУ и с Законом Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21 ноября 1995 года. Согласно этого Закона промышленно-финансовая группа (ст.125, п.2ХКУ) – это объединение, в которое могут входить промышленные и сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие организации любых форм собственности, имеющие целью получение прибыли. П. Ф. Г. создаются по решению правительства Украины на определенный срок для реализации крупных, стратегических программ развития приоритетных отраслей. П. Ф. Г. включает головное предприятие, которое производит конечную продукцию, осуществляет ее сбыт, уплачивает все виды налогов и платежей и официально представляет интересы группы в Украине и за ее пределами. Другие участники П. Ф. Г– предприятия, банки, научные и проектные организации, иностранные юридические лица, входящие в состав этого объединения, производят промежуточную продукцию или предоставляют банковские и другие услуги участникам или головному предприятию и имеют цель получение прибыли. Правом действовать от имени головного предприятия этим организациям нельзя, ибо только статусом юридического лица в целом обладает только головное предприятие. Головное предприятие и другие участники П. Ф. Г. заключают между собой генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции, в соответствии с которым они все сохраняют независимость в осуществлении производственной, хозяйственной и финансовой деятельности. Генеральное соглашение утверждается постановлением Кабинета Министров Украины. П. Ф. Г., в которую входят украинские и иностранные юридические лица, является транснациональной. Головным предприятием не могут быть: торговое или транспортное предприятия, предприятия в сфере общественного питания, бытового обслуживания населения, материально-технического снабжения, банк, финансово-кредитная организация. Порядок создания (ст.125, п.5ХКУ), реорганизации и ликвидации П. Ф. Г. в Украине регламентируется. Положением о создании (регистрации), реорганизации, ликвидации промышленно-финансовых групп, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины 20 июля 1996г. Правовое регулирование биржевой деятельности в Украине. Биржа - постоянно действующий организованный оптовый рынок, на котором осуществляется торговля биржевыми товарами (сырьем, продуктами питания, промышленными товарами, ценными бумагами). Биржи различают – товарные и фондовые. Основы правового положения современных бирж закреплены статьями 278-282 ХКУ и Законами Украины «О товарной бирже» от 10 декабря 1991г. и «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991г., а также «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30 октября 1996г.№448/96 - В. Р. В соответствии с этими законами товарная биржа - организация, которая на добровольной основе объединяет юридических и физических лиц, занимающихся производственной и коммерческой деятельностью, и имеет цель оказания услуг в заключении биржевых сделок, выявлении товарных цен, спроса и предложения на товары, изучение, упорядочение и упрощение товарооборота и связанных с ним торговых операций. (ст.279 ХКУ) Товарные биржи бывают: узкоспециализированные, специализированные и универсальные. Основные функции товарных бирж: - распределение товаров между потребителями по реальной цене; - организующая рынок на определенных условиях (ГОСТы, стандарты, сертификаты и д.р.); - согласования спроса и предложения на определенный товар; - регулирующая ценообразования на основе спроса и предложения, обеспечения стабилизационных цен; - функция обеспечения биржевого котирования цен; - биржа обеспечивает сбор и обработку рыночной информации об объеме товаров, ценах, динамики спроса, курсах цен на товары и ценные бумаги; - биржа выполняет арбитражные функции, по спросам между членами биржи и их контрагентами; - биржа разрабатывает товарные стандарты, устанавливает сортность товара, регистрирует марки фирм, допущенных до биржевой торговли. Фондовая биржа - это организационно оформленный постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами. Основные функции фондовой биржи: - выявление спроса и предложения на ценные бумаги; - содействует формированию биржевого курса ценных бумаг; - способствует мобилизации средств для инвестирования в экономику страны; Принимая во внимание, что биржа является добровольным объединением и организуется для осуществления биржевых операций, участниками которых являются члены биржи, наибольший удельный вес правовых норм, регулирующих порядок функционирования биржи, приходится на внутренние нормативные акты (устав биржи, биржевые правила торговли, правила биржевого арбитража). Учредителями и членами товарной биржи могут быть любые физические и юридические лица (в том числе иностранные), за исключением органов государственной власти и управления, а также бюджетных государственных учреждений и организаций. Условиями членства в бирже является уплата паевого (для учредителей) или вступительного (для других членов биржи) взноса. Размер взноса соответствует стоимости биржевого (брокерского) места, которая определяется исходя из спроса и предложения на него. Лицо, оплатившее паевой или вступительный взнос, становится собственником биржевого места, может сдавать в наем свои членские права, либо продавать их в установленном биржей порядке. Органами управления биржи является общее собрание ее членов, биржевой комитет (совет биржи), исполнительная дирекция. Контрольный орган – контрольно – ревизионная комиссия. В состав биржи по функциональному признаку входят: расчетная палата, биржевой арбитраж, котировочная комиссия и т.д. В биржевых торгах непосредственное участие принимают члены биржи или биржевые брокеры - физические лица, зарегистрированные на бирже в соответствии с ее уставом; их обязанности состоят в выполнении поручений членов биржи, которых они представляют, относительно проведения биржевых операций путем поиска контактов. Сама биржа не занимается коммерческой деятельностью и не имеет цели получения прибыли. Биржа предоставляет услуги для проведения торгов. На бирже заключаются следующие виды сделок: о взаимной передаче прав и обязанностей относительно реального товара с отсрочкой его поставки (форвардные соглашения): о взаимной передаче прав и обязанностей относительно стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки): об уступке прав, прав на будущую передачу прав и обязанностей относительно биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки) и другие соглашения. Фондовые биржи совершают операции лишь с ценными бумагами и их производными (директивами). Ст.1 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991г. с изменениями и дополнениями определяет ценные бумаги как «денежные документы, которые удостоверяют право владения либо долговые отношения, определяют взаимоотношения между лицом, которое их выпустило, и их собственником и предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивидендов либо процентов, а также возможность передачи денежных или иных прав, которые исходят из этих документов, другим лицам». Также определяют правые основы функционирования ценных бумаг на рынке Украины ст.163-166 ХКУ. Ценные бумаги могут быть: именные, ордерные и на предъявителя. (ст.163 п.3 ХКУ) Ордерные ценные бумаги (например, векселя) отличает то, что их держатель должен быть легитимирован как предъявлением самой бумаги, так и непрерывным рядом передаточных надписей (индоссаментов). Именные ценные бумаги связаны с тем, что их держатель может легитимирован в качестве субъекта права, если в тексте таких бумаг указано его имя (наименование владельца). Они тоже могут быть переданы, но при условии полного индоссамента, удостоверяющего переход права по ценным бумагам другому лицу. Ценные бумаги используются в качестве залога при кредитах, для осуществления расчетов и платежей. Ценные бумаги на предъявителя - они характеризуются тем, что для признания законности полномочий держателя в качестве субъекта соответствующего права достаточно простого предъявления такой бумаги. В Украине выпускаются следующие виды ценных бумаг: акции, облигации, казначейские обязательства Украины, сберегательные сертификаты, инвестиционные сертификаты, векселя, приватизационные бумаги. Особенности осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. Следует отметить, что рынок ценных бумаг (Р. Ц. Б.) - представляет собой совокупность юридически значимых действий субъектов, стремящихся к обмену финансовыми средствами. Традиционно Р. Ц. Б. подразделяется на первичный и вторичный. Первичный Р. Ц. Б. складывается в процессе выпуска (эмиссии) ценных бумаг. Участниками первичного рынка ценных бумаг являются те субъекты, которые выпускают и впервые продают (эмитент) и инвестора которые впервые их приобретают. Вторичный Р. Ц. Б. связан с обращением ценных бумаг, т. е. с переходом ценных бумаг от одного собственника к другому. На рынке ценных бумаг осуществляются следующие виды профессиональной деятельности: - торговля ценными бумагами; - депозитарная деятельность (хранение, учет, обслуживание); - расчетно - клиринговая деятельность; - деятельность по управлению ценными бумагами; - деятельность по ведению реестра собственников ценных бумаг (сбор, фиксация, обработка, хранение данных); - деятельность по организации торговли на Р Ц Б (предоставление услуг, которые содействуют заключению соглашений). Законом Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» от 10 декабря 1997 г. выделяются в качестве опосредованных участников Национальной депозитарной системы организаторов торговли ценными бумагами: банки, торговцев ценными бумагами и эмитентов, хранители, регистраторы, инвесторы, номинальные держатели. Эмитентом ценных бумаг следует считать субъекта хозяйствования (ст.19 ХКУ), который от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнять обязательства, вытекающие из условий их выпуска. Эмитентами ценных бумаг в Украине, согласно Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18 июня 1991года (с изменениями и дополнениями), могут выступать: государство, в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления, юридические лица и в случаях, предусмотренных законодательством, физические лица. Виды ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг (Р.Ц. Б.) - возмещение убытков; - штрафные санкции за: а) выпуск в обращение и размещение незарегистрированных ценных бумаг – в размере до 100 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан или в размере 150% прибыли полученных в результате этих действий; б) за деятельность на Р. Ц. Б. без лицензии – в размере до 5 тыс. необлагаемых минимумов доходов населения; в) за непредоставление, несвоевременное предоставление или недостоверной информации – в размере 1тыс. необлагаемых минимумов доходов населения; г) за уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений, решений об устранении нарушений относительно ценных бумаг – в размере до 500 необлагаемых минимумов доходов населения. Штрафы взыскиваются с нарушителя в судебном порядке. Согласно ст. 15 Закона Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине, ущерб, причиненный участникам рынка ценных бумаг неправомерными действиями ГКЦБ и Ф. Р. при осуществлении контрольных и распорядительных полномочий, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств государства в соответствии с действующим законодательством. Зарубежная практика свидетельствует о целесообразности использовании мер административной и уголовной ответственности в сфере хозяйствования, в том числе и на рынке ценных бумаг. Одним из видов ответственности субъектов хозяйствования на рынке ценных бумаг является применение оперативно – хозяйственных санкций, направленных на предупреждение хозяйственного правонарушения или уменьшения его негативных последствий. В случае отклонения от условий хозяйствования на рынке ценных бумаг установленных в уставе и правилах фондовой биржи ГКЦБ и Ф.Р. могут применять такие санкции: а) вынести предупреждение; б) приостановить на срок до одного года предоплату и продажу ценных бумаг; в) приостановить на определенный срок заключение соглашений по отдельным видам деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг; г) аннулировать разрешение на ведение деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг в случае повторного применения санкций, предусмотренных пунктами «а – в». Эти меры стали активно применяться в связи с принятием целого ряда нормативных актов, распространивших на акционерные общества закрытого и открытого типа требования по регистрации выпуска акций и другие требования, которые они пытались игнорировать.
|