Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хозяйственное законодательство в общей системе права
Сущность хозяйственного права вытекает из тех задач, которые предстоит решать в обществе. Отсюда задача хозяйственного права – системное правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство создает в обществе определенный порядок, противостоит произволу, оно является важнейшей организующей силой, инструментом упорядочения общественных отношений, одной из форм управления народным хозяйством. Следовательно, хозяйственное законодательство – совокупность правовых норм, что регулирует общественные отношения в среде управления экономикой производством и реализацией продукции, выполнению различных работ и предоставлению услуг с целью получения прибыли. Хозяйственное законодательство делится на две части: общее – народное хозяйство, частное – хозяйственная деятельность субъектов предпринимательской деятельности Хозяйственное законодательство регулирует экономические и правовые отношения в 3-х сферах национальной экономики: - государственный сектор; - коллективный сектор; - частный сектор. Основными методами хозяйственного права являются: - метод автономных решений; - метод властных приписок (Законов, Указов, постановлений, нормативных актов); - метод рекомендаций. Основные принципы хозяйственного права - свобода хозяйственной деятельности в рамках общественного хозяйственного порядка; - свобода движения капитала, товаров, денег; - равная защита государством прав всех субъектов; - развитие и поддержка добросовестной конкуренции; - ограничение вмешательства государства в хозяйственные отношения; - обеспечение национальных интересов путем поддержки со стороны государства НТП; - государственная и общественная защита интересов потребителя; - декриминализация и детенизация экономики; - обеспечение правопорядка и законности в хозяйственной деятельности. Функции хозяйственного права - констатационная и интерпретационная; - систематизационная; - инструментальная; - практически организаторская (преобразующая), - прогностическая; - политическая; - международно-политическая. Из вышеперечисленных функций, особо важными являются – это практически организаторская (преобразующая) и инструментальная. 3. Хозяйственные правоотношения и их виды. В третьем вопросе раскрываются виды хозяйственных правоотношений. Хозяйственное законодательство, отношение – это вид общественных отношений, в котором связь между субъектами хозяйствования заключается в их юридических правах и обязанностях. Субъектами хозяйственных правоотношений могут быть: - юридические и физические лица, включая и иностранные; - государственные органы управления экономикой – министерства, ведомства, государственные комитеты, гос. объединения; - организации, предоставляющие услуги; - государство в целом. Основные виды хозяйственных правоотношений. - абсолютные внешние хозяйственные правоотношения; - абсолютно- относительные внешние хозяйственные правоотношения; - абсолютные хозяйственные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; - относительные обязательственные хозяйственные правоотношения; - неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения. 4. Система хозяйственного законодательства о хозяйственной деятельности. В четвертом вопросе рассматривается система хозяйственного законодательства в Украине в условиях перехода к рыночным отношениям. Система хозяйственного законодательства охватывает всю совокупность нормативных актов, которые регулируют не только хозяйственные правовые отношения в народном хозяйстве, но и хозяйственные правовые отношения в хозяйственные правовые отношения на уровне отдельного предприятия, физического лица как между ими и государством, так и между собой и с другими зарубежными партнерами. Хозяйственное законодательство Украины имеет целый ряд особенностей: - хозяйственное законодательство регулирует различные виды хозяйст- венной деятельности (промышленность, с\х, транспорт, строительство, торговлю, связь и т.д.); - экономика страны базируется на различных формах и видах собственности, что приводит к дифференциации актов хозяйственного законодательства; - на территории Украины на сегодняшний день действуют законодательные акты бывшего СССР, а это значит, что ряд нормативных актов противоречит Конституции; - приоритет национального законодательства над международными нормативными актами; - необходимость приближения национального законодательства к международному хозяйственному праву. Нормативные акты могут включать нормы 2х - 3х и больше отраслей права. Могут включать только одну отрасль. Нормативный акт – это официальный письменный документ компетентного органа государства, который является автором норм хозяйственного права (либо его отменяет). В систему хозяйственного законодательства включается: - хозяйственные законы, принятые Верховной радой Украины; - законодательные акты: - Постановления ВР Украины, - Декреты КМ Украины; - подзаконные акты: - Указы Президента, - распоряжения Президента, - постановления и распоряжения КМ, которые принимаются в соответствии со ст. III Конституции Украины; - хозяйственные нормативные акты Министерств, Гос. Комитетов и др. центральных органов исполнительной власти. Они принимают положения, инструкции, правила, утвержденные приказами министерств, Государственными Комитетами. - нормативные акты местных органов самоуправления, которые не противоречат кодексам; - нормативные документы, которые регулируют технические параметры тех или иных результатов с нормы выработки и расценки, оклады, затраты; -нормативные документы – стандарты, сертификаты качества, ГОСТы, ТУ, ДСТУ, Нормы Госстроя и т.д. - нормативные документы, которые выражают нормы – задания, которые показывают, что можно достичь при выполнении этих норм. Проблемы в системе хозяйственного законодательства: - принятие законодательных актов происходит в условиях функционирования старого общесоюзного законодательства, которое сложилось в условиях плановой системы директивного планирования и демократического централизма в руководстве экономикой; - ускорение разработки и принятие нормативных актов приближенных к хозяйственному законодательству государств стран СНГ и других зарубежных стран; - не всегда в средствах массовой информации (СМИ) делаются сноски на нормативные акты; - отсутствие стабильности в действии нормативных актов, слишком много изменений и дополнений в действующее законодательство; - ускорение процесса разработки и принятие крайне важных для экономики страны нормативных актов (Гражданский Кодекс, Хозяйственный Кодекс, Налоговый Кодекс и др.)
|