Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Конкуренция.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Конкуренция – вид экономического соперничества, господство на рынке. Конкуренция бывает межотраслевая и внутриотраслевая. Межотраслевая конкуренция – это перелив капитала из менее выгодной отрасли в более прибыльную. В результате образуется равновеликая прибыль на равновеликий капитал или прибыль средняя – нормальная прибыль. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба за образование рыночных цен. Производители у которых индивидуальные затраты выше рыночных в ходе внутриотраслевой конкурентной борьбы разоряются, производители у которых индивидуальные затраты ниже рыночных – обогащаются, капитал увеличивается. Увеличение капитала может происходить либо за счет собственной прибыли (концентрация капитала), либо за счет слияния с другим капиталом (централизация капитала). В ходе конкурентной борьбы, концентрации и централизации капитала число производителей сокращается и они стремятся господствовать на рынке, установить контроль над ценами, рынками сбыта, источниками сырья. Как только производители вступают в сговор, мы можем говорить о существовании монополии. Следовательно, причиной образования монополий является конкурентная борьба, а условием – концентрация и централизация капитала. Существуют различные типы монополистических объединений – картели, синдикаты, тресты, концерны, холдинги. (Определения посмотреть самостоятельно.) С позиции существования монополий на рынке, рынок можно разделить на два типа: рынок совершенной и рынок несовершенной конкуренции. Рынку совершенной конкуренции присущи следующие черты: · огромное количество продавцов и покупателей; · объем производства каждого производителя невелик и не влияет на формирование цены на рынке. Цена формируется на основе свободного взаимодействия спроса и предложения; · вход в рынок свободен; · свободен доступ к рыночной информации. Рынку несовершенной конкуренции присущи следующие черты: · число продавцов или покупателей ограничено; · объем производства каждого производителя велик и влияет на формирование цены на рынке; · вход в рынок затруднен; · существует понятие коммерческой тайны. Монополия на рынке может существовать в виде чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции, монопсонии. Чистая монополия – это ситуация на рынке, когда существует один производитель и огромное количество покупателей. Чистая монополия бывает: естественной, искусственной и экономической. Естественнаячистаямонополия – когда естественно выгоднее иметь одного производителя. Например, метро, единая энергосистема страны, железная дорога страны и т.п. Искусственная чистая монополия – когда монополия специально создается. Например, монополия на продажу спиртных напитков, соляная монополия и т.п. Экономическая чистая монополия – когда конкурентная борьба идет до конца, пока не останется один производитель. Это бывает крайне редко. Например, англо-франко-бельгийская алмазная компания Де-Бирс. Олигополия – это ситуация на рынке, когда существуют несколько производителей и огромное количество покупателей. На рынке существует производство однородных (например, нефть, металл и т.п.) и дифференцированных товаров (например, бытовая техника, стиральный порошок.) Если производится однородный товар, то конкуренция затруднена и цены должны контролироваться государством, если производится дифференцированный товар, то ситуация близка к свободной конкуренции и цены не должны контролироваться государством. Данный вид конкурентной борьбы называется монополистической конкуренцией. Монопсония – это ситуация на рынке, когда существует один покупатель и масса продавцов. Например, продажа оружия, рынок рабочей силы библиотекарей и т.п.
|