![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкурентная политика: определение и правовое регулирование в России ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Своеобразной точкой отсчета началом проведения конкурентной политики стала проводимая в конце XIX - начале XX столетия антитрестовская политика в США. Речь идет об антитрестовской политике (antitrust policy), основу которой заложил Антитрестовский акт Шермана (1890). Сегодня под антитрестовской политикой понимают действия государства направленные против злоупотребления компаниями своим доминирующим положением на рынке, наложения ими ограничений на конкуренцию, включая различные типы картельных сделок. Конкурентная политика - это политика, направленная на поддержание и/или создание ситуации конкуренции на рынках посредством установления и обеспечения соблюдения правил, запрещающих отдельные способы поведения рыночных субъектов. Роль конкурентной политики состоит в том, чтобы сделать конкуренцию действительно эффективной. В отличие от промышленной политики, которая относится к активным видам, конкурентная является по преимуществу пассивной (защитной). Конкурентная политика охватывает следующие три направления, а именно: 1. политика регулирования монополистической деятельности, в сфере которой находятся уже существующие на рынке монополии, а ее непосредственными объектами выступают: а) злоупотребление доминирующим положением одной компании или их группы и б) сговоры (соглашения) компаний; 2. политика контроля над ограничениями конкуренции (вертикальными ограничениями); 3. политика в области слияний и поглощений. Следует учитывать, что мы имеем дело с активно развивающимся на практике институтом и используемая для его изучения терминология также еще до конца не устоялась. Например, ныне при анализе первого направления конкурентной политики чаще используют более точное и менее категоричное понятие «регулирование монополистической деятельности», в то время как ранее предпочитали говорить об «антимонопольном регулировании». Определенная терминологическая неустойчивость характерна и для соответствующего законодательства. Так, если ранее действовавший в этой области Федеральный закон именовался «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991г.), то ныне действующий Федеральный закон (2006 г.) получил более строгое наименование «О защите конкуренции». Данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также унифицирует правовое регулирование отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках. Со вступлением в силу ФЗ № 135 утратили силу (за исключением отдельных положений) Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Что касается сферы применения, то данный Закон распространяет свое действие на отношения, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. ü Специальным объектом правового регулирования в российском законодательстве является монополистическая деятельность и злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, если его доля находиться в пределах от 50 до 35%. При оценке доминирующего положения нескольких хозяйствующих субъектов совокупная доля первых трех по размеру компаний не должна превышать 50%, а первых пяти - не быть более 70%. При этом относительные размеры долей должны быть в течение длительного периода (не менее года) устойчивыми, а доступ на соответствующий товарный рынок других конкурентов - затруднен. Данные нормы не распространяются напрямую на оценку доминирующего положения финансовых и кредитных организаций, для которых соответствующие нормы устанавливаются Правительством РФ. ü Важным является вопрос о том, какие действия хозяйствующего субъекта расцениваются как приводящие к злоупотреблению положением. Совокупность таких действий (как и бездействий) может быть подразделена на две разновидности. Первую из них образуют нарушения, которые могут быть названы безусловными и наличие которых не требует доказательства самого факта негативного влияния на конкуренцию. Примерами таковых являются: установление, поддержание монопольно высокой (низкой) цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар и некоторые другие. Применительно ко второй разновидности нарушений субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие) могут быть признаны допустимыми. Эти доказательства могут приниматься во внимание, если подобными действиями не устраняется конкуренция на соответствующем товарном рынке, и при этом результатом указанных действий может явиться позитивный эффект. ü Для оценки доминирования и злоупотребления доминирующим положением важны критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены товара. В ФЗ «О защите конкуренции» приведены два взаимодополняющих способа определения монопольно высоких (низких) цен: 1) сравнение монопольной цены и цены такого товара на сопоставимых рынках; 2) сравнение монопольной цены и экономически оправданных издержек на производство и реализацию товара с учетом получения разумной прибыли. Что касается необоснованно высокой (низкой) цены финансовой услуги, то методика определения необоснованных цен на финансовые услуги кредитной организации разрабатывается антимонопольным органом совместно с Центральным банком РФ. ü Следующим направлением деятельности в области проведения конкурентной политики в России, которое в целом соответствует международной практике, являются ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов. Для реализации рассматриваемого направления конкурентной политики важно правильно определить само понятие «соглашение». Под таковым, согласно российскому законодательству, понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Законом определяется вертикальное соглашение, но не определяется горизонтальное, что с точки зрения некоторых исследователей является недостатком данного закона.В большинстве стран разграничивают так называемые горизонтальные и вертикальные соглашения. Введен запрет на соглашения, если они приводят: к воздействию на цены; к разделу товарного рынка по территориальному принципу или по объему продажи (покупки) товаров; к необоснованному отказу от заключения договоров с определенными покупателями (заказчиками) и др. Российским законодательством «вертикальные» соглашения допускаются (за исключением вертикальных соглашений между финансовыми организациями) в следующих двух случаях: 1) если эти соглашения, заключенные в письменной форме, являются договорами коммерческой концессии; 2) если доля каждого из хозяйствующих субъектов на любом товарном рынке не превышает 20%; 3) если эти соглашения не ограничивают конкуренцию и стимулируют технический, экономический прогресс, повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке. Законом регулируются вопросы, связанные с крупными сделками, включая порядок совершения сделок по приобретению более 30% акций открытого общества. ü Приводятся в соответствие с международной практикой и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства путем введения так называемых оборотных штрафов. С этой целью в законодательство внесены следующие изменения: согласно вступившему в силу в мае 2007 г. Федеральному закону «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», введены оборотные штрафы за злоупотребление доминирующим положением и участие в сговорах. В отличие от прежде действовавших штрафов, максимальный размер которых составлял 500 тыс. рублей, введены оборотные штрафы, величина которых может доходить до 15% оборота по товару (товарной группе). Одновременно в данный закон внесен пункт об условиях освобождения от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Экономисты считают, что для функционирования «здоровой» рыночной экономики важно утверждение принципов не экстремального случая совершенной конкуренции, а ее эффективного варианта, базирующегося на следующих предпосылках. Во-первых, на рынке должно быть не менее пяти сопоставимых по размеру и ряду других параметров конкурентов, что является, как правило, достаточным для преодоления сговоров между компаниями и установления с их стороны контроля над рынками. Во-вторых, ни одна из компаний на рынке не должна занимать доминирующего положения, т. е. иметь более 40% рыночной доли. При этом доля каждой из работающих на рынке пяти компаний (именно этого числа, напомним еще раз, достаточно для эффективной конкуренции) должна составлять как минимум 10%. В-третьих, вход на рынок должен быть свободным, что усиливает конкурентное давление на его участников.
|