Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Текст : Pueri Romani
puer i m – мальчик sententia, ae f – изречение domi – дома pulchre – красиво lego 3 – читать male – плохо scribo 3 – писать dormio 4 – спать recĭ to 1 – рассказывать vita, ae f – жизнь doceo 2 – учить, обучать virga, ae f – прут, розга discipŭ lus, i m – ученик verbĕ ro 1 – бить tabŭ la, ae f – доска, дощечка verbum, i n – слово stilus, i m – палочка для письма memoria, ae f – память teneo 2 – держать disco 3 – учиться In Roma scholae multe erant. Pueri Romani cum paedagogis in scholam propĕ rant. Paedagogi viri docti, sed servi erant. Puellae domi manent. In schola magister pueros legĕ re, scribĕ re, recitare docet. Puellas mater domi docet. Magister librum habet, discipŭ li tabŭ las et stilos
tenent. Pueri in tabŭ lis sententias scribunt, deinde recĭ tant. Magister bonus pulchre recĭ tat, pueri libenter audiunt. Magister malus male recĭ tat, discipŭ li dormiunt. Sed magister virgam habet et pueros verbĕ rat. Multi magistri severi sunt. Discipŭ li magistri verba memoria tenent: " Discĭ te pueri! Non scholae, sed vitae discĭ mus! " Упражнения I. Прочтите и переведите текст (при необходимости дополните словарь к тексту). II. Найдите в тексте предложения с глаголом sum; назовите грамматическую форму каждого глагола текста. III. Образуйте повелительную форму от глаголов читать, писать, обучать, держать, спать, учиться, обращаясь к девочке (-ам), мальчику (-ам), ученику (-ам). IV. Прочтите текст, ставя глаголы в прошедшее и будущее время. V. Перескажите текст. VI. Напишите микросочинение на тему «Римская школа», употребляя имперфект. VII. Просклоняйте устно venter, tris m живот, брюхо; слова-исключения, склоняющиеся по третьему смешанному склонению. VIII. Проспрягайте в imperfectum indicativi и futurum primum activi и passivi: doceo, capio, audio. IX. Переведите предложения и назовите грамматическую форму каждого слова предложения. 1. Graeci Trojam delebant. 2. Belgae et celtae Galliam antiquam incolebant. X. Определите тип и подтип склонения существительных; просклоняйте их устно. 1. turris, is* f башня; vertĭ gal, alis n налог 2. homo, ĭ nis n человек; ars, artis f искусство XI. Переведите письменно. 1. Учитель обучает римских мальчиков в школе. 2. Римских девочек дома учит мама. 3. Ученики пишут сентенции на дощечках. 4. Учитель бьет плохих мальчиков. 5. Ученики учатся писать и читать.
XII. Переведите письменно (см. слова к тексту 3 на с. 46). 1. У нас в саду – красивые растения. Воспитатель рассказывает много историй. 2. Животные тоже были в саду. 3. Мальчики ждут час обеда. 4. Мы охотно выслушаем рассказ Марка. 5. Тебе нравится гулять в саду? 6. Римляне имели много богов.
Примечание: сущесвительное turris, а также ряд существитеных женского рода: securis, is f топор, секира; sitis, is f жажда; febris, is f лихорадка, склоняются как прилагательные третьего склонения с той лишь разницей, что в accusativus singularis оканчиваются не на em, а на im.Также склоняются сущесвительные, обозначающие названия городов и рек. Например: Neapŏ lis, is f Неаполь; Tibĕ ris, is m Тибр.
|