Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: «самые странности комедииСтр 1 из 12Следующая ⇒
ГРИБОЕДОВА ДОСТОЙНЫ ВНИМАНИЯ…» Цели: - охарактеризовать проблематику, философско-политическое содержание «Горя от ума» А.С. Грибоедова; - уяснить сложность художественного строя комедии; определить её место в литературе своего времени; - овладевать анализом средств художественной выразительности, особенностей сюжетосложения.
Вопросы и задания: 1. «Горе от ума» и предшествующая ему русская драматургия. История создания произведения. 2. Смысл названия комедии. Какое значение вкладывают в слова «ум», «умный», «умник» разные персонажи? Каковы взгляды героев на просвещение, воспитание? Ум Чацкого и политическое вольнодумство эпохи. 3. Высший смысл праведного суда в центральном монологе пьесы «А судьи кто?» Этико-философский контекст высказываний Чацкого. Каковы его представления о долге, чести, службе? 4. Общественная коллизия произведения. «Грибоедовская Москва» в комедии. Система действующих лиц, роль внесценических персонажей. 5. «Ум с сердцем не в ладу»: любовная коллизия «Горя от ума», её развитие, взаимодействие с общественной. 6. Мотивы (сон, бал) и образы (безумец, странник, сердца уголок) сентиментальной и романтической литературы в художественном строе пьесы. Открытый финал. Литература: Источники: Грибоедов А.С. Горе от ума (любое издание).
Научная и критическая литература: 1. Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX – начала XX века. Вологда, 1982. С. 14–25. 2. Белинский В.Г. Горе от ума (конспект). 3. Гончаров И.А. Мильон терзаний (конспект). 4. История русской драматургии, XVII – первая половина XIX века. Л., 1982. С. 296–326. 5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1998 (гл. «Декабрист в повседневной жизни»). 6. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974. 7. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1962 (гл. «Сюжет " Горя от ума"»). 8. Фомичев С.А. Комедия А.С. 9. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983. С. 7–37.
2. Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. Скажи-ка, что глаза ей портить не годится Фамусов осуждает желание своей дочери Софии, а также молодых людей в общем учиться, узнавать что-то новое, он говорит: Вот то-то, все вы гордецы! Он приводит пример, как его родственник добился расположения царицы тем, что на старости лет падал лбом на пол, чтобы рассмешить высочайших господ. Фамусов и его окружение считали, что нужно добиваться расположения высших чинов всеми возможными способами. Я думаю, эти люди были подхалимами, лжецами или попросту глупцами. Чацкий, когда вернулся из путешествия, был очень оживлен, он мечтал увидеть свою любимую Софию, но не нашел взаимности и был огорчен. Чацкий имел хорошее образование, был грамотным, начитанным человеком. Он вернулся на родину, чтобы помочь друзьям, людям, которые его вырастили, получить образование, рассказать, что он видел за границей. Чацкий столкнулся с непониманием, нежеланием что-то менять и даже с осуждением, но на все упреки он отвечает: “А судьи кто? ”. Он считает, что каждый человек имеет право на свое мнение, на свою жизненную позицию, осуждает подхалимов, лжецов. Чацкий был огорчен, что любимая за его искренние чувства распустила слух, что он сумасшедший, и, по большому счету, на его стороне была только Лизонька, она понимала его и даже советовала Софии обратить на него внимание. Чацкий был человеком чести, верности, правды, он не выдержал осуждения со стороны фамусовского общества и решил уехать обратно за границу. Он хотел развиваться, много читал, боролся за свободу мысли и слова. Я думаю, что А.С. Грибоедов назвал “Горе от ума” комедией потому, что сам жил во времена фамусовского общества, видел, что происходит вокруг и, мне кажется, находил это смешным и глупым. А.С. Грибоедов был общественным деятелем, он ездил с дипломатической миссией в Иран, но из-за военных действий прервал свою миссию. Мне кажется, что автор представлял в роли Чацкого себя и свое окружение.
Представления о просвещении: Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-от не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.
А ты, сударыня, чуть из постели прыг, С мужчиной! с молодым! - Занятье для девицы! Всю ночь читает небылицы, И вот плоды от этих книг! Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам. А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки! Бepeм же побродяг, * и в дом и по билетам, * Чтоб наших дочерей всему учить, всему - И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. * Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему? Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора * и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, * А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. - На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй - ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день... Нет, нет. В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. Но память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! - Что за тузы в Москве живут и умирают! - Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить...
А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, * Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы * Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор * негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников * не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, - Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! - Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, - Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
В комедии Грибоедова " Горе от ума" перед нами предстала не только старая Москва, но и весь уклад жизни русского дворянства 10-20-х годов XIX столетия. Так как основным конфликтом пьесы является столкновение двух эпох русской жизни: " века нынешнего" и " века минувшего", — то уже сам приезд Чацкого, главного героя комедии, представителя передовой части русского дворянства, предполагает его противопоставление московскому дворянству или, как принято называть, фамусовскому обществу. Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, " купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки" мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, как перед Лариной Татьяной в " Евгении Онегине", но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города. Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое " тузы живут и умирают". Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру. Графиня-внучка, увидев Чацкого, первым делом осведомляется о его семейном положении и уезжает с бала озлобленная из-за отсутствия танцовщиков, упрекая Фамусова в том, что " умел же он гостей созвать — уродов с того света". Князья Тугоуховские также заняты поисками выгодных партий для своих шести дочерей; княгиня, узнав, что Чацкий небогат и нигде не служит, тут же кричит мужу: " Князь, князь! Назад! ", и муж-слуга послушно поворачивает назад. Материальное положение является чуть ли не единственным критерием оценки человека в обществе. " А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин... имел душ сотни три". Человек в фамусовском обществе ценится по количеству крепостных душ. Так, Фамусов говорит Софье: " У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених". Именно такие требования предъявляются к человеку в обществе, где все существование сводится " к обедам, ужинам и танцам". Старшее поколение живет воспоминаниями о прошлом. " Все фрейлиной Екатерины Первой? " — спрашивает Чацкий у Софьи о ее тетушке. А новое ничуть не лучше старого. В нем мы видим тот же карьеризм, ту же беспринципность в лице Молчалива и Скалозуба.
|