Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упоминания конца седьмого и шестого веков до н.э.
а. Иеремия. Пророк Иеремия, пророческое служение которого продолжалось примерно четыре десятилетия — с 626 до 586 гг. до н. э., напомнил царскому дому Иуды и народу, что в субботу им следует воздерживаться от несения нош в Иерусалим, выноса грузов из жилищ и от выполнения любой работы, как Бог повелел их предкам (17: 21, 22). Он обещал Иерусалиму славу и долголетие за послушание и угрожал всепожирающим, неугасимым огнем, который уничтожит городские дворцы в случае непослушания (стихи 24–27). Иерусалим действительно постигло разорение. В течение трех военных кампаний Навуходоносор покорил Иудею, переселил ее жителей и разрушил храм. В этом контексте мы находим еще одно ясное указание на субботу у Иеремии: «И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника» (Плач Иер. 2: 6). б. Иезекииль. Иезекииль, уведенный в вавилонский плен, то и дело упоминает субботу, говоря о разных аспектах отступления. В Иез. 20: 12–24 пророк убедительно раскрывает смысл субботы и последствия ее истинного соблюдения: «Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (стих 12); и «святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (стих 20). Все это говорится в контексте исторического экскурса о странствовании Израиля по пустыне после исхода. Таким образом, эти высказывания служат своего рода мостом к Исх. 31: 13–17, где о субботе говорится как о «знамении» Божественного освящения народа израильского и знамении творческой деятельности Бога. Иезекииль также усиливает важный акцент на субботе как святом дне, который свойственен Пятикнижию (Исх. 20: 8–11; Лев. 23: 3), а также на Израиле как на святом народе (Исх. 19: 6; Лев. 19: 2). Иезекииль не только подтверждает истину о том, что суббота — это «знамение» (Исх. 31: 13–17; см. I.A.2. е), но и добавляет важную мысль: знание о том, что Господь освящает Свой народ (20: 12) и что Яхве является их Богом (стих 20). Это знание, конечно же, включает в себя умственную осведомленность. Однако данный термин имеет куда более глубокое значение: он подразумевает такое понятие, как тесные личные взаимоотношения. Для древних евреев «знание» означало в первую очередь взаимоотношения. Таким образом, в Иез. 20: 12, 20 пророк не только описывает глубокий, подлинный и непрерывный духовный опыт общения между Богом и Его народом, в результате чего между ними могут установиться самые тесные, личные взаимоотношения, но и призывает израильтян к такому опыту. Еще несколько раз суббота упоминается в последнем разделе Книги Иезекииля (главы 40–48), посвященном описанию «идеального храма». Здесь «священники из (364) колена Левиина, сыны Садока» (44: 15) будут «свято хранить субботы Мои» (стих 24). Князь должен был принести «всесожжение и хлебное приношение, и возлияние в праздники, и в новомесячия, и в субботы» (45: 17). Наконец, в субботы и в новомесячия «ворота внутреннего двора, обращенные лицом к востоку, должны быть заперты в продолжение шести рабочих дней, а в субботний день они должны быть отворены» (46: 1–3) для совершения надлежащего богослужения. 5. Упоминания пятого века до н.э.: Неемия Неемия, иудейский руководитель, после возвращения из Вавилона три раза упоминает субботу. Первый раз — в покаянной молитве, где утверждает, что Бог дал Израилю «законы верные, уставы и заповеди добрые» и «указал им святую… субботу, и заповеди, и уставы, и закон преподал им чрез… Моисея» (9: 13, 14). Из этого высказывания видно, что еще в пятом веке люди различали заповеди, данные Богом непосредственно, в том числе субботу, и уставы, которые Бог дал через Моисея. Эта разница была размыта в более позднем иудаизме. Два других упоминания связаны с субботней реформой. Люди обещали воздерживаться от участия в торговле с «иноземными народами» в субботу и в другие святые дни. Они точно так же обещали поддерживать служение в доме Божьем, включая приношения «на субботы, на новомесячия, на праздники» (10: 31–33). Впоследствии, когда Неемия увидел, что люди торгуют сельскохозяйственной продукцией в субботу (13: 15, 16), он приказал закрывать городские ворота Иерусалима перед наступлением субботы, «когда смеркалось», и отпирать их «после субботы» (стих 19).
|