![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебная практика (II курс), проводится на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида.Стр 1 из 4Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины Профессиональная деятельность психолога направлена на содействие ребенку с особыми образовательными потребностями. Педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной работой в образовательном учреждении. Практика осуществляется с учетом основных направлений профессиональной деятельности специального психолога: диагностико-консультативной, коррекционно-педагогической, исследовательской, культурно-просветительской, предусмотренных ФГОС ВПО; является средством развития творческого отношения к профессиональной деятельности, проверки теоретической подготовки студентов, формирования адекватного отношения к лицам с ОВЗ. Целью практики является: Закрепление и углубление теоретических знаний бакалавра, полученных при изучении базовых дисциплин и формирование практических навыков и компетенций во всех сферах профессиональной деятельности. Задачи практики: Ø формирование умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности: - углублять и систематизировать знания о теоретических и практических основах содержания и организации работы специального психолога с детьми с ОВЗ и членами их семей; - закреплять навыки диагностического поведения в режиме сопровождения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями; - формировать умение находить адекватную траекторию коррекционных мероприятий в режиме сопровождения дошкольников и школьников с особыми образовательными потребностями; - развивать навыки проведения коррекционных мероприятий с детьми с ОВЗ; - развивать навыки психопрофилактической работы при работе с ближайшим окружением ребенка; - формировать навыки психологического сопровождения коррекционно-образовательного процесса лиц с ОВЗ в различных институциональных условиях; - формировать навыки проектирования и реализации индивидуальных и групповых программ развития и коррекционной работы для лиц с ОВЗ; - развивать навыки анализа существующего опыта и совершенствования собственной педагогической деятельности; - формировать навыки осуществления психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ; Ø формирование умений и навыков в области диагностико-консультативной деятельности: - закреплять и развивать навыки психолого-педагогического изучения особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ; - формировать навыки оказания консультативной помощи лицам с ОВЗ, членам их семей, педагогам по проблемам образования, развития, семейного воспитания, профессионального самоопределения; Ø формирование умений и навыков в области исследовательской деятельности: - формировать навыки сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения их результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач; - развивать навыки обобщения результатов деятельности; Ø формирование умений и навыков в области культурно-просветительской деятельности: - формировать навыки участия в организации культурного пространства образовательного учреждения; - развивать навыки пропаганды толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.
1.2. Место дисциплины в структуре ПрОП. Теоретическую основу проведения практики (Б5) составляют все дисциплины базовой и вариативной частей цикла «Профессиональные дисциплины» (Б3), дисциплины циклов Б1 и Б2. В процессе прохождения практики закрепляются и углубляются знания по пройденным дисциплинам и их разделам, формируется опыт разных видов профессиональной деятельности, необходимый, в свою очередь, для качественного усвоения дальнейших разделов и дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате прохождения практики бакалавр овладевает следующими компетенциями: - способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству, толерантности в социальной и профессиональной сферах (ОК-1); - способностью использовать знания и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных сферах профессиональной деятельности (ОК-4); - готовностью к использованию навыков публичной речи в профессиональной деятельности (ОК-5); - способностью использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ОК-7); - способностью осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); - готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, центров социально-психологической помощи с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - готовностью к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ (ПК-4); - способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения (ПК-5); - способностью к анализу данных медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в интеллектуальном развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); - готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); - готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - способностью планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); - способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - готовностью к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13); - способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате прохождения практики студент должен: ЗНАТЬ: · Основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; · Общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ, возможные перспективы их развития; · Возрастные особенности и закономерности развития детей с ОВЗ; · психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания; · Подходы к организации диагностического обследования дошкольников и школьников с ОВЗ; · Направления и методы корректирующего и восстановительного обучения детей с ОВЗ; · Методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; · Механизмы компенсации дефекта.
УМЕТЬ: · Осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа нарушений; · формулировать психологическое заключение; · осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития; · использовать современные научно обоснованные и наиболее адекватные приемы, методы психокоррекционной работы, в том числе технические средства обучения и диагностики, информационные и компьютерные технологии; · реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей; · разрабатывать и реализовывать коррекционные программы; · организовывать и проводить внеклассные мероприятия; · примененять современные психологические и педагогические технологии; · планировать и проводить мероприятия по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания; · проводить профориентационную работу; · оказывать помощь в социализации учащихся с ОВЗ; · проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; · проводить психопрофилактическую работу с персоналом, направленную на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении; · оказывать психологическую помощь семьям лиц с ОВЗ; · выполнять научно-методическую работу, участвовать в работе научно-методических объединений; · проводить самоанализ и самооценку с целью повышения своей квалификации; · формировать общую и психологическую культуру учащихся с ОВЗ; · обобщать результаты своей деятельности. ВЛАДЕТЬ: · готовностью к пропаганде толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой · навыками сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности и применения результатов при решении конкретных педагогических и исследовательских задач; · готовностью осуществлять дифференциальную диагностику для определения типа нарушений; · навыками формулирования психологического заключения; · готовностью осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития; · навыками использования современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы, в том числе технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий; · готовностью реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию детей; · навыками разработки и реализации коррекционных программ; · навыками организации и проведения внеклассных мероприятий; · готовностью примененять современные психологические и педагогические технологии; · навыками планирования и проведения мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения и воспитания; · навыками проведения профориентационной работы; готовностью оказывать помощь в социализации учащихся с ОВЗ; · навыками проведения психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; · навыками проведения психопрофилактической работы с персоналом, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении; готовностью оказывать психологическую помощь семьям лиц с ОВЗ; · навыками выполнения научно-методической работы; · навыками самоанализа и самооценки, обобщения результатов своей деятельности; · готовностью формировать общую и психологическую культуру учащихся с ОВЗ.
1.4. Общая трудоемкость педагогической практики Общая трудоемкость учебной и производственной практики составляет 28 зачетных единиц, 1008 часов. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-тематический план очной формы обучения
Учебно-тематический план заочной формы обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная практика (II курс), проводится на базе специальных (коррекционных) школ VIII вида. Виды деятельности: 1.Коррекционно-педагогическая: - посещение и анализ режимных моментов и внеклассных воспитательных мероприятий; - участие в проведении режимных моментов и внеклассной деятельности под руководством психолога, педагога-наставника, методиста; 2. Диагностико-консультативная: - изучение учащихся класса (группы) - групповое, индивидуальное; наблюдение, изучение документации, беседы с педагогами, психологом; - анализ результатов медико-психолого-педагогического обследования учащихся на основе классификаций нарушений, изученных по базовым теоретическим дисциплинам; - осуществление дифференциальной диагностики учащегося; 3. Исследовательская: - сбор, анализ систематизация информации по составу класса, группы; - обобщение результатов деятельности. 3.1.1. Организация практики. Перед выходом на практику студенты принимают участие в установочной конференции, где получают информацию о сроках, задачах, содержании практики, распределении по базовым учреждениям, групповом и методическом руководстве практикой в соответствии с приказом, требованиям к видам, формам и срокам отчетных мероприятий и документации. Первая неделя: 1. Организованный выход в образовательное учреждение; распределение по классам (группам); 2. Знакомство с базовым учреждением в ходе групповых и индивидуальных бесед с администрацией, педагогами-наставниками; 3. Посещение и анализ внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы); 4. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации на учащихся класса (группы); 5. Наблюдение за учащимися во всех видах деятельности. Вторая -третья неделя: 1. Посещение внеклассных мероприятий по расписанию класса (группы); 2. Проведение диагностических наблюдений по развитию учебной деятельности, специфике навыков общения и характерологических особенностей учащихся; 3. Сбор данных, проведение диагностических мероприятий и составление психолого-педагогической характеристики одного ученика; 4. Участие в проведении режимных моментов с классом (группой) (утренний прием учащихся, зарядка, перемены, организация приемов пищи, динамические паузы, прогулки и т.д.); продолжение наблюдений за учащимися во внеурочной деятельности; 5. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия (тематическая прогулка, экскурсия, классный час и т.д.) 6. Заполнение отчетной документации; 7. Участие в итоговом педсовете. По окончании практики в течение следующей недели (но не позже, чем через 5 рабочих дней) студент оформляет и сдает на кафедру пакет отчетной документации, в который входят: 1. Дневник практики. 2. Рабочая тетрадь. 3. Конспект 1 самостоятельно проведенного воспитательного мероприятия (тематическая прогулка, экскурсия, классный час — на выбор студента) 4. Бланки наблюдения и выводы по развитию учебной деятельности (обследовать 2 – 3 человек) 5. Бланки наблюдения и выводы по специфике сферы общения учащихся СКОУ. 6. Бланки наблюдения и выводы по результатам изучения характерологических особенностей учащихся СКОУ. Заключительным этапом прохождения практики является участие в итоговой конференции. Итоговой аттестацией учебной практики на 2 курсе является зачет (см. п. 4).
|