![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика стандартизации 3 страница
Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ России). 3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией (см. подразд. 3.2). В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переходный период, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения. Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов. Установление двух категорий стандартов — «национальных стандартов» и «стандартов организаций» — определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, дей ствующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации. Национальная система стандартизации включает: — национальные стандарты: — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; — общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу начинают заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), установленных в свое время Законом РФ «О стандартизации».
3.2. Органы и службы стандартизации Российской Федерации Органы и службы стандартизации — организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации — это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по Руководство российской национальной стандартизацией, как уже указывалось выше, национальный орган по стандартизации — агентство Ростехрегулирование. Он как орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, имеет право представлять интересы страны в области стандартизации в соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. Ростехрегулирование — принятие программы разработки национальных стандартов; — утверждение национальных стандартов; — учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечение их доступности заинтересованным лицам; — введение в действие общероссийских классификаторов технико- экономической и социальной информации. Ростехрегулирование осуществляет свои функции непосредственно и через свои межрегиональные территориальные управления (МТУ), а также российские службы стандартизации. В структуру Ростехрегулирования входят: - Центральное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Москва); - Северо-Западное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Санкт-Петербург); Южное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального г. Ростов-на-Дону); - Приволжское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Нижний Новгород); - Уральское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Екатеринбург); - Сибирское межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Новосибирск); - Дальневосточное межрегиональное территориальное управление (место расположения центрального аппарата территориального органа — г. Хабаровск). Службы стандартизации — специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных уровнях управления — государственном, отраслевом, предприятий (организации). Российские службы стандартизации — научно-исследовательские институты Госстандарта России (23 научно-исследовательские организации) и технические комитеты по стандартизации. К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области национальной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ. Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. В 2004 г. было зарегистрировано 351 ТК. Как указывалось выше, любой стандарт — продукт согласованного мнения всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей). Задача Технического комитета (далее — ТК) заключается в обеспечении «круглого стола» участников разработки проекта стандарта. Поэтому в состав этих ТК включают представителей разработчиков, изготовителей, поставщиков, потребителей (заказчиков) продукции, обществ (союзов) потребителей и других заинтересованных предприятий и организаций, а также ведущих ученых и специалистов в конкретной области. ТК несут ответственность за качество и сроки разрабатываемых ими проектов стандартов в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами на проведение этих работ. Укажем для примера структуру и состав некоторых ТК. В ТК 389 «Оценка имущества» действуют подкомитеты (ПК): ПК 1 «Общие принципы и терминология»; ПК 2 «Оценка недвижимого имущества»; ПК 3 «Оценка движимого имущества»; ПК 4 «Оценка действующего предприятия»; ПК 5 «Оценка нематериальных В составе ТК 347 «Услуги торговли и общественного питания» два подкомитета: ПК «Услуги торговли», ПК 2 «Услуги общественного питания». В состав ПК 1, например, входят представители: Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Рос- техрегулирования; Центросоюза; Департамента потребительского рынка и услуг Правительства г. Москвы; научно-исследовательских организаций, вузов, торговых организаций.
Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях народного хозяйства в необходимых случаях создают подразделения (службы) стандартизации министерств (и других органов государственного управления) и головные организации по стандартизации из числа организаций с высоким научно-техническим потенциалом в соответствующих областях науки и техники. Руководители предприятий непосредственно несут ответственность за организацию и состояние выполняемых работ по на этих предприятиях. Предприятия создают при необходимости службы стандартизации (отдел, лабораторию, бюро), которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации. В перспективе функции национального органа по стандартизации предполагается с учетом зарубежного опыта передать негосударственной организации — «некоммерческому партнерству». В промышленно развитых странах — членах ЕС, прежде всего Великобритании, Германии, Франции, функционируют такие национальные органы по стандартизации, как Британский институт стандартов — BSI; Немецкий институт стандартов —-DIN; Французская ассоциация по стандартизации — Все названные зарубежные организации носят некоммерческий характер. Членство в них не ограничено: сюда входят представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Например, BSI сплотила свыше 15 тыс. специалистов, AFNOR — более 3 тыс., DIN — около 2 тыс. Участие государства в деятельности этих организаций регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором). Например, в меморандуме о взаимопонимании между правительством Великобритании и Британским институтом стандартов указывается на необходимость установления жесткой государственной политики в «определенных областях стандартизации», ибо частный бизнес, отстаивая свои «кровные» интересы, сбивается в картели и диктует стране собственную политику в ущерб общенациональным интересам. Одним из составных элементов подобных договоров являются следующие обязательства правительств стран: использовать добровольные стандарты при формировании государственных заказов на поставку продукции; делать ссылки на национальные стандарты в различных государственных программах (программах обязательного кредитования, обязательного страхования и пр.) Бюджет большинства национальных органов по стандартизации складывается из правительственных субсидий (например, во Франции — более 20% от требуемого объема, в Германии — 15%); различных статей доходов — членских взносов, реализации стандартов, организации платного обучения, консультаций (в сфере стандартизации, аккредитации, оценки соответствия). Кстати, последняя статья составляет примерно бюджета национальных органов по стандартизации ведущих стран — членов международной организации по стандартизации (ИСО). В 13% стран — членов ИСО национальные организации по стандартизации находятся на полном самофинансировании.
3.3. Характеристика национальных стандартов Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Ниже рассматриваются национальные стандарты. Характеристика классификаторов дана в разд. 7 данной главы. Национальный стандарт Российской Федерации — утвержденный органом РФ по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характерно гики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг (4). 3.3.1. Виды национальных стандартов Вид стандарта — характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации (9). ГОСТ Р 1.0 установил следующие основные виды стандартов: — стандарты основополагающие; — стандарты на продукцию;
— стандарты на услуги; — стандарты на процессы (работы); — стандарты на методы контроля; — стандарты на термины и определения. Основополагающий стандарт — стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области (9). Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов. В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систему «Стандартизация в Российской Федерации», систему «Единая система конструкторской документации», единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр. Основополагающий стандарт в узком смысле — системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0 —95 «Статистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01—94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Существует два подвида стандартов — организационно-методические и общетехнические. При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила. Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»). Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные различных объектов стандартизации — коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192—96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр. Стандарт на продукцию — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции[6], с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению (9). На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором — к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) — разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности. В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 — 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 — 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли». Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) — управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менеджмента качества (см. подразд. 6.1 данной главы). Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов (16), выполненных на основе международных стандартов ИСО (см. разд. 3 гл. 3). Отсутствие сведений о погрешности привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции [7]. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдегидов, равное 8, 0 мг/дм3. Допустим, при испытании партии было получено 7, 0 мг/дм3. Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения достигать Следовательно, действительное значение концентрации лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм3. Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации альдегидов. Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний. В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции — молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр. Стандарты могут быть узкого назначения — проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения — проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий). Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида — стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля». Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Стандарты на услуги подробно рассмотрены в разд. 8 данной главы. Стандарт на термины и определения — стандарт, устанавливающий термины, к которым даны содержащие необходимые и достаточные признаки понятия. Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации — обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации. 3.3.2. Разработка национальных стандартов Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно (1) по следующей общей схеме: 1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов (далее — НС). Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта НС заинтересованным лицам для ознакомления. 2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца. 3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который на основе представленных ТК документов принимает решение. Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС. 4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.
По мнению специалистов [19], в ст. 16 ФЗ о техническом регулировании применен не вполне удачный термин для обозначения акта, который совершает национальный орган по стандартизации по отношению к стандарту — «утверждение». Даже в ранее действовавшем Законе «О сертификации» не случайно был введен термин «принятие стандарта». Он более точно отражает суть добровольного документа. Национальный орган не единолично утверждает своей властью стандарт, а принимает тот вариант, к которому пришли заинтересованные стороны при его участии в результате совместной работы. Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены». Международные и национальные организации по стандартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM), создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобщения интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями. Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов (см. табл. 3), то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой. Правила оформления и обозначения национальных стандартов, разработанных на основе применения международных стандартов, рассмотрены в подразд. 5.5 данной главы.
3.3.3. Применение национальных стандартов Применение национального стандарта — это использование указанного нормативного документа в различных видах деятельности, например в производстве, торговле и пр. Необходимость применения документов в области стандартизации, в частности национальных стандартов, в отношении продукции (услуг) на территории РФ с целью вывоза с ее территории определяет, как правило, договор (контракт). В договор о поставке продукции или исполнении услуги должно быть включено условие о соответствии продукции (услуг) обязательным требованиям стандартов. Применение национального стандарта подтверждается в соответствии со ст. 22 ФЗ о техническом регулировании знаком соответствия национальному стандарту (см. рис. 17) в порядке, определенном ГОСТ Р 1, 9—2004«Знак соответствия национальному стандарту Российской Федерации. Изображение. Порядок применения». Знак соответствия является формой доведения до приобретателей и других заинтересованных сторон информации о соответствии конкретной продукции требованиям национальных стандартов на эту продукцию. Подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя в форме добровольной сертификации. Применением знака соответствия национальному стандарту является маркирование им непосредственно тары, упаковки, товарно-сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, поступающей к приобретателю при реализации. Применением знака соответствия национальному стандарту является также использование этого знака в рекламе, проспектах, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляется по инициативе субъектов хозяйственной деятельности и в случае, если необходимость маркирования продукции знаком соответствия установлена в договоре (контракте) на поставку продукции. Знаком соответствия может маркироваться продукция, на которую имеются национальные стандарты следующего содержания: — стандарты общих технических условий (технических условий); — стандарты общих технических требований (технических требований). — 3.4. Характеристика стандартов организаций
3.4.1. Общая характеристика стандартов организаций
Стандарты организаций (СТО) — документы по стандартизации, введенные ФЗ. Существует ряд определений термина «организация». Рассмотрим два из них. СТО, как отмечалось выше, по существу заменяют две категории стандартов, ранее предусмотренных Законом РФ «О стандартизации» стандарты предприятий и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Требования к СТО определены ст. ФЗ о техническом регулировании и национальным стандартом (10). Если национальный стандарт действует в общероссийском масштабе, то СТО является локальным правовым актом.
Существует ряд определений термина «организация». Рассмотрим два из них. Согласно (4) под организацией понимают группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. В соответствии с (25) организация - компания, объединение, фирма, предприятие, орган власти или учреждение либо часть или сочетание, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют свои собственные функции и имеют собственную администрацию. Применение СТО, как и национального стандарта, направлено на достижение целей, указанных в ст. ФЗ о техническом регулировании (см. также подразд. 1.4 данной главы). В частности, СТО применяются для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, оказываемых услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок.
3.4.2. Объекты стандартов организации Согласно (10) СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию и оказываемые услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынки, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами (контрактами) Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) нераспространялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандартизации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обоснованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежом стандарты изготовителей — «фирменные стандарты» на товары, давно и прочно утвердились в практике. По сравнению с национальными стандартами они являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающие требования национальных стандартов, «не дожидаясь, когда подтянутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мирового уровня «задают тон» в качестве продукции. Только за счет превосходства требований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе. Объектом стандартизации могут быть требования к качеству закупаемой продукции [45]. Речь идет о собственных стандартах организаций — потребителей продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив долгосрочный договор на поставку соответствующей продукции с ссылкой на СТО потребителя, начнут ее производство по данному стандарту. СТО будут разрабатываться на полученные в результате НИР принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний. Примером являются действующие стандарты общественных объединений. Хорошо известны стандарты Российского общества оценщиков на такую сравнительно новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущество физических и юридических лиц). Примерами стандартов на новые виды продукции являются стандарты научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири. Новые методы испытаний, методология экспертизы являются объектом стандартов того же НТО (по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий), стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских
|