Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В зарубежной практике документ, аналогичный ТУ, —техническая 4 страница
Используемые в сфере услуг многочисленные подзаконные акты (правила, инструкции и пр.) не могли стать основной нормативной базой сертификации — были необходимы государственные стандарты с обязательными требованиями. Таким образом, обязательная сертификация, начатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг. Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг стали создавать технические комитеты, так как стандарты требовалось разработать по 16 группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стандартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересованностью в решении проблемы сертификации тех министерств и ведомств, которые отвечали за развитие конкретной сферы услуг. Такие федеральные органы, как Росбытсоюз, Госкомитет по физической культуре и туризму, Роскомторг, Минтранс, не только приняли на себя организационные заботы (в частности, создание и введение ТК), но и согласились финансировать разработку государственных стандартов из собственных средств. Было создано шесть ТК, в частности ТК «Услуги населению», который должен был определять политику в области стандартизации и сертификации услуг, отраслевые ТК: «Услуги торговли и общественного питания», «Автосервис», «Бытовое обслуживание», «Транспортные услуги», «Туристско-экскурсионное обслуживание». Уже к 1996 г. силами этих ТК было разработано 27 государственных стандартов и введены в действие системы сертификации по шести группам (видам) однородных услуг. Теоретическое осмысливание проблемы стандартизации и сертификации в сфере услуг и анализ оплаты работы в этой области, предпринятые ВНИИ сертификации, показали, что существует необходимость в трех видах стандартов, не предусмотренных Государственной системой стандартизации: - стандарты, устанавливающие требования к обслуживающему и производственному персоналу; - стандарты, устанавливающие требования к предприятию, оказывающему услуги (в том числе на классификацию по типам, видам, классам, разрядам, «звездам»); - стандарты на методы контроля и оценки услуг. На 1 января 2001 г. в сфере услуг населению действовало более 40 государственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том числе: основополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг); конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, туристских услуг и услуг гостиниц, услуг общественного питания, химическая чистка и крашение, перевозка пассажиров автомобильным транспортом), на процессы (проектирование туристских услуг), персонал (по услугам общепита, розничной торговли), на классификацию предприятий сферы услуг (предприятия общепита, гостиницы). 8.2. Особенности требований стандартов к отдельным группам услуг В существующих стандартах на услуги отсутствует универсальный подход к группировке требований к услугам. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием стандартизированной номенклатуры показателей качества услуг (в целом), с другой — неоднородностью услуг по содержанию. Можно выделить два подхода к группировке. Первый подход реализован в стандартах на материальные и нематериальные услуги (услуги общепита, розничной торговли, туристско-экскурсионные услуги). Для примера рассмотрим два стандарта: ГОСТ 50690—94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования»; ГОСТ Р 51304—99 «Услуги розничной торговли. Общие требования». К обязательным требованиям к туристским услугам отнесены: безопасность жизни и здоровья туристов и экскурсантов; сохранность имущества туристов и экскурсантов; охрана окружающей среды (предоставление услуг не должно сопровождаться ухудшением характеристик окружающей природной среды —засорением территории, вытаптыванием растительного покрова, повреждением и выжиганием кустарников и деревьев и т.п.). К рекомендуемым требованиям стандартом отнесены: соответствие назначению (соответствие ожиданиям и физическим возможностям потребителей, которым адресуется услуга); точность и своевременность исполнения (предоставляемые услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным в путевке, билете, квитанции и т.п.); комплексность (возможность получения не только основных, но и дополнительных услуг, создающих нормальные условия жизнедеятельности потребителей); этичность обслуживающего персонала (потребителю должны быть гарантированы вежливость, доброжелательность, коммуникабельность персонала); комфортность (услуги должны предоставляться в комфортных условиях обслуживания — в помещениях с удобной планировкой, с рациональным оборудованием и т.п.); эргономичность (сложность маршрутов, используемые транспортные средства, мебель, другие предметы оснащения для обслуживания должны соответствовать физиологическим, антропометрическим, психологическим и прочим возможностям туристов); эстетичность (художественное решение зданий, территории, интерьера помещений туристского предприятия). Как видно из вышеизложенного, группировка исходит из потребностей потребителей услуги — туристов и учитывает специфику услуг населению, поскольку включает требования к условиям обслуживания (этичность персонала, комплексность, комфортность). К обязательным требованиям к услугам розничной торговли отнесены, помимо требований безопасности и охраны окружающей среды, также требования функциональной пригодности и эргономичносги. Требования функциональной пригодности предусматривают: точность и своевременность оказания услуги, которая характеризуется соблюдением установленного режима работы предприятия, временем предоставления услуги, точностью срока ее исполнения, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; наличие товаров надлежащего качества; наличие ассортимента товаров, установленного для данного типа предприятия; обеспечение условий для компетентного выбора покупателем товаров и услуг; информативность, т.е. требование наличия необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах потребителей; соответствие обслуживающего персонала своему функциональному назначению, т.е. профессионализм и умение общаться с покупателями. Как отмечалось выше, отнесение функциональной пригодности к обязательным требованиям вытекает из ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей». Кроме того, такое частное требование, как требование информативности, вытекает из ст. 8—10 Закона, в которых устанавливается право потребителей на достоверную и полную информацию о товарах (работах, услугах), об изготовителе (исполнителе, продавце), о порядке приобретения товаров (выполнения работ и услуг). Другое частное требование — соответствие обслуживающего персонала своему функциональному назначению—можно трактовать как проявление общего требования совместимости применительно к системе «покупатель—продавец». Требования эргономичности услуг розничной торговли предусматривают: комфортность и удобство при совершении покупки; гигиенические требования — требования к уровню освещенности, вентилируемое™, запыленности, шума в торговых помещениях; санитарно-гигиенические требования к персоналу; санитарные требования к содержанию помещений и торгового оборудования. Требования эргономичности являются проявлением требований совместимости применительно к системе «покупатель—торговое помещение—продавец». Второй подход реализован в стандартах на такие материальные услуги, как услуги по ремонту машин и приборов, услуги химчистки. Его можно назвать техническим, поскольку требования стандартов «замкнуты» на техническом обслуживании и не содержат требований к культуре обслуживания, условиям обслуживания клиентов. В этих стандартах даются требования к организации технологического процесса (ремонта изделий, химической чистки и крашения) и к результатам услуги — к качеству изделий, прошедших ремонт, химчистку. Узкий характер требований можно объяснить многими причинами: недооценкой человеческого фактора в процессе обслуживания клиентов предприятия сферы услуг, частичным отражением вопросов обслуживания в Правилах бытового обслуживания населения или других правилах предоставления услуг. Не вполне ясен в сертификации услуг вопрос о критериях для отнесения требований к качеству (показателей качества) к группе обязательных. Следует согласиться с Г.Н. Воробьевой [13] в том, что соответствие услуги функциональному назначению складывается из разных видов совместимости. Если использовать системный подход при установлении состава требований совместимости, то к обязательным требованиям должны быть отнесены: эргономичность, поскольку это система «человек—техника»; профессионализм и этичность обслуживающего персонала, поскольку это система «человек—человек», и ряд других требований. Особо надо подчеркнуть роль человеческого фактора в обеспечении качества обслуживания, а значит, и услуги: грубость, некоммуникабельность персонала нередко являются источником серьезных стрессов потребителя услуги. 9. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Президент одной из американских компаний Р. Карпентер очень точно определил ценность и эффективность стандартов: «Богатство содержания стандартов аккумулирует в себе миллионы человеко-часов, вложенных в эти документы за десятки и даже сотни лет. Этот громадный объем информации представляет собой дорогостоящую интеллектуальную собственность, которая должна быть соответствующим образом оценена и защищена». Отсюда понятно, что применение прогрессивного стандарта как носителя передового опыта не может не дать ощутимого эффекта. Эффективность стандартизации проявляется в том, что стандарты как документы, имея относительно низкую стоимость, при внедрении позволяют улучшить деятельность, продукцию, услуги, значит — получить прибыль, которая часто на несколько порядков выше стоимости купленного стандарта. Об эффективности стандартизации свидетельствуют примеры, показывающие, что игнорирование стандартов оборачивается огромными убытками для компании по ряду причин, например из-за того, что ее продукция не была сертифицирована на соответствие конкретному стандарту; из-за дополнительных затрат компании на переделку продукции, изготовленной не в соответствии с требованиями стандартов в стране экспорта. Глобализация рыночных интересов компании увеличивает потребность во все большем количестве стандартов. По оценке Всемирного банка (который перевел в 2002 г. в Банк ВТО средства на развитие стандартизации в развивающихся странах), Африка может получать свыше 1 млрд дол. в год от увеличения экспорта орехов, сухофруктов и других сельскохозяйственных товаров, если будет принимать участие в разработке международных стандартов и выполнять их требования. В условиях рыночной экономики эффективность работ по стандартизации проявляется как в процессе, так и в результатах деятельности конкретных субъектов хозяйствования различных форм собственности, причем во всех сферах: в научных исследованиях и опытно-конструкторских работах, в производстве, обращении (реализации), эксплуатации и утилизации продукции. Эффективность работ по стандартизации определяется в соответствии с Рекомендациями Госстандарта России [39]. Под эффективностью работ понимают соотношение общественного (народнохозяйственного) эффекта применения результатов работ по стандартизации в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением. Определение эффективности работ по стандартизации осуществляется в целях: обоснования целесообразности включения конкретных работ по стандартизации (разработка нового стандарта, пересмотр или внесение изменения в действующий стандарт) в планы государственной и межгосударственной стандартизации; выбора наиболее оптимальных вариантов, включаемых в стандарты требований; оценки результативности деятельности в области стандартизации.
Эффективность работ по стандартизации выражается в следующих основных ее видах: 1. экономическая; 2. техническая и (или) информационная; 3. социальная. В качестве показателей экономической эффективности работ используют следующие: экономия (Э) — величина суммарного уменьшения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги); затраты (3) —величина суммарного увеличения затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов) на единицу стандартизируемой продукции (услуги); экономический эффект па единицу продукции (услуги) — величина итогового уменьшения затрат (издержек) при производстве, обращении, применении (эксплуатации) и утилизации единицы стандартизируемой продукции (услуги), определяемый как разность между экономией (Э) и затратами (3); экономическая эффективность работ по стандартизации — соотношение экономического эффекта и затрат в народном хозяйстве страны в связи с применением конкретного стандарта (группы стандартов). Определение экономической эффективности рекомендуется осуществлять при разработке и применении следующих видов стандартов: a. стандарта на продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические условия; b. стандарта на работы (процессы); c. стандарта на методы контроля. Следующие примеры свидетельствуют о значительном экономическом эффекте стандартизации. Так, внедрение государственного стандарта на холодильники дает экономию на каждом холодильнике до 200 кВт • ч в год. Поскольку холодильник есть почти в каждой семье, то объем экономии электроэнергии по стране будет эквивалентен объему выработки новой электростанции. Разработка и внедрение комплекса стандартов в области защиты материалов и изделий от коррозии, старения и биоповреждений сокращают потери в этой области на 2%, что эквивалентно 600—800 млн у.е. в год. Определение технической и (или) социальной эффективности рекомендуется проводить для основополагающих (организационно-технических и общетехнических) стандартов. Техническая эффективность работ по стандартизации может выражаться в относительных показателях технических эффектов, получаемых в результате применения стандарта: например, в росте уровня безопасности, снижении вредных воздействий и выбросов (стоков), снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуатации, повышении ресурса, надежности и др. Информационная эффективность работ по стандартизации может выражаться в достижении необходимого для общества взаимопонимания, единства представления и восприятия информации (стандарты на термины и определения и т.п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, в международных научно-технических и торгово-экономических отношениях. Социальная эффективность заключается в том, что реализуемые на практике обязательные требования к продукции (процессам и услугам) положительно отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматизма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата и др. Как правило, социальный эффект стандартизации не поддается прямому подсчету. Нередко разработка и внедрение комплекса стандартов (допустим, на детское питание) не только не дают экономию денежных средств, но и требуют дополнительных затрат. Однако получаемый в результате работ по стандартизации эффект улучшения здоровья малышей — огромное социальное достижение. Рекомендации по расчету показателей эффективности работ по стандартизации даны в [39]. 10. ТЕНДЕНЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тенденции и основные направления развития стандартизации определяются четырьмя обстоятельствами: необходимостью использования опыта реформирования в Европейском сообществе, в частности принципов «нового подхода», который реализован в 23 европейских директивах (см. 5.3); планом основных мероприятий Госстандарта России по реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании»; необходимостью актуализации действующего фонда национальных стандартов; необходимостью финансирования работ по государственной стандартизации не только за счет государственного бюджета, но и за счет внебюджетных источников (средств хозяйствующих субъектов и пр.). 1. Основные принципы нового подхода [33] следующие: — в директивах па продукцию задаются обязательные для выполнения существенные требования безопасности; — задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты, а в переходный период -— на национальные стандарты; — стандарты сохраняют свой добровольный статус; — продукция, выпущенная в соответствии со стандартами, гармонизированными с директивой, рассматривается как соответствующая ее существенным требованиям; — факт соответствия гармонизированным стандартам, подтвержденный определенным способом (процедурой), является реализацией принципа презумпции соответствия; — если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом (или такого нет), то он должен доказать соответствие продукции существенным требованиям директивы, как правило, с помощью третьей стороны. 2. План по реализации положений нового Федерального закона, подготовленный согласно поручению Правительства РФ, базируется на трех принципах: во-первых, исходит из того, что Госстандарт России будет определен тем федеральным органом по техническому регулированию, о котором идет речь в Законе; во-вторых, построен по статьям принятого Закона; в третьих, направлен на разработку указанных в Законе документов. В частности, в разделе 2 плана «Технические регламенты» предусмотрена подготовка рекомендаций по методологии разработки и применению TP и проект федеральной целевой программы по разработке TP на 2003—2005 гг. Планируется подготовка ряда постановлений Правительства РФ, касающихся, к примеру, основных направлений государственного регулирования в области обеспечения безопасности потребительских товаров и услуг, порядка образования и деятельности экспертных комиссий в сфере технического регулирования.
3. Стандарты – неотъемлемая часть доказательной базы выполнения ТР. Потому важной задачей является актуализация действующего фонда. Для этого следует число национальных стандартов пополнять не менее 10% в год от существующего фонда., т.е. порядка 6 тыс. стандартов. 4. В странах ЕС в техническое регулирование, прежде всего в стандартизацию, вкладываются огромные средства. Так, в странах – членах ЕС ежегодно разрабатывается более тысячи стандартов, на что уходит 7 млрд. евро. При этом существенная часть стандартов разрабатывается производителями. К сожалению, отечественная промышленность, в частности предпринимательские структуры, не торопятся вкладывать средства в создание стандартов, хотя во всём мире за их разработку платит тот, кто в них заинтересован. Тем не менее в России имеется положительный опыт участия в стандартизации бизнесменов, отраслевых союзов и ассоциаций. Сознавая особую социальную значимость обеспечения населения безопасными и высококачественными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградская ЦСМ, Ростест-Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей. Так, например последний организовал и профинансировал разработку первого отечественного стандарта на йогурт. Ассоциация «Российское мороженое» приняла участие (в содержательном и финансовом плане) в разработке ГОСТ «Мороженое. Общие технически условия»,. Производители парфюмерно-косметической продукции России в 2002 г., создав Экспертный совет из представителей 16 компаний-производителей, в инициативном порядке разработали и проект ТР по парфюмерно-косметической продукции. За рубежом структуры, занимающиеся стандартизацией, как правило, представляют собой частые либо общественные некоммерческие организации. Таковы, например: организация во Франции – AFNOR; Британский институт по стандартизации(BSI); Германский институт стандартизации (DIN); Японский комитет промышленных стандартов (JISC). Примерно такая же картина с национальными органами по аккредитации ведущих европейских стран: британский UKAS- некоммерческая компания с ограниченной ответственностью; французский СOFRAС – ассоциация; итальянский SINCENT – неприбыльная общественная организация. Зарубежная практика подвигла специалистов Госстандарта России к предложению о выведении национальных органов по стандартизации и аккредитации в негосударственную сферу.
ГЛАВА 3 МЕТРОЛОГИЯ 1. МЕТРОЛОГИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1. Основные понятия в области метрологии Метрология — область знаний и вид деятельности, связанные с измерениями. Объектами метрологии являются единицы величин, средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений. Традиционным объектом метрологии являются физические величины. Характеристика физических величин (краткая форма термина — «величина») дана в разд. 2. Измерение — совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу величины, обеспечивающих нахождение соотношения измеряемой величины с ее единицей в явном или неявном виде и получение значения этой величины (2). Например, прикладывая линейку с делениями к какой-либо детали, сравнивают ее с единицей, хранимой линейкой, и произведя отсчет, получают значение величины (длины, высоты и других параметров детали). В приведенном определении термина показана техническая сторона (совокупность операций), учтена метрологическая суть измерения (сравнение с единицей) и раскрыт познавательный аспект (получение значения величины или информации о нем). В метрологии по существу измерение является процессом нахождения физической величины опытным путем с помощью средств измерительной техники. Погрешность измерения — разность между результатом измерения и истинным значением измеряемой величины (4). Средство измерения —техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее единицу величины, размер которой принимается неизменным в пределах установленной погрешности в течение известного интервала времени (4). Эталон единицы величины —средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины, кратных или дольных ее значений с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины (4). Единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин, а погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью (4). Итак, первым условием обеспечения единства измерений является представление результатов измерений в узаконенных единицах, которые были бы одними и теми же всюду, где проводятся измерения и используются их результаты. В России, как и в большинстве других стран, узаконенными единицами являются единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам, рекомендованные Международной организацией законодательной метрологии. Второе условие единства измерений — погрешность измерений не превышает (с заданной вероятностью) установленных пределов. Погрешности измерений средства измерений указываются в придаваемом к нему техническом документе — паспорте, ТУ и пр. Главным нормативным актом по обеспечению единства измерений является Закон РФ. Он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, экономики страны от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) должно быть соблюдено главное условие обеспечения единства измерений — указаны погрешности измерений для заданной вероятности. Например, в стандарте на методы определения плотности молока и молочных продуктов указывается погрешность определения плотности молока (ареометрическим методом) не более ±0, 5 кг/м3 при вероятности 0, 99. Метрологическая служба —совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений (4). По существу, метрологическая служба — это сеть организаций, отдельных организаций или отдельных подразделений, на которые возложена ответственность за обеспечение единства измерений. Различают понятия «государственная метрологическая служба», «метрологические службы государственных органов управления РФ» и «метрологические службы юридических лиц» (см. подразд. 4.3). Поверка средства измерений —совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (или другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям (4). 1.2. Краткая история метрологии, роль измерений и значение метрологии Метрология как область практической деятельности зародилась в древности. На всем пути развития человеческого общества измерения были основой отношений людей между собой, с окружающими предметами, природой. При этом вырабатывались единые представления о размерах, формах, свойствах предметов и явлений, а также правила и способы их сопоставления. Наименования единиц измерения и их размеры появлялись в давние времена чаще всего в соответствии с возможностью применения единиц и их размеров без специальных устройств, т.е. создавались с ориентацией на те единицы, что были «под руками и ногами». В России в качестве единиц длины были «пядь», «локоть». Для поддержания единства установленных мер еще в древние времена создавались эталонные (образцовые) меры. К ним относились бережно: в древности они хранились в храмах, церквях как наиболее надежных местах для хранения ценных предметов. По различным причинам христианские храмы не подверглись разрушению в эпоху татаро-монгольского ига. По мере развития промышленного производства повышались требования к применению и хранению мер, усиливалось стремление к унификации размеров единиц физических величин. *Поверка» — сугубо специфичный, метрологический термин. Его не следует смешивать с «проверкой» — контрольной операцией, цель которой — установить наличие чего-либо, исправность и т.п. Слово «поверка» имеет общий корень со словом «верить». Поверить — сделать верным, законным. В начале 1840 г. во Франции была введена метрическая система мер. Значимость метрической системы глубоко оценил Д.И. Менделеев. В 1867 г. с трибуны съезда русских естествоиспытателей он выступил с призывом содействовать подготовке метрической реформы в России. По его инициативе Петербургская академия наук предложила учредить международную организацию, которая обеспечивала бы единообразие средств измерений в международном масштабе. Это предложение получило одобрение, и в 1875 г. на Дипломатической метрологической конференции, проведенной в Париже, в которой участвовали 17 государств (в том числе Россия), была принята Метрическая конвенция. По мере унификации единиц измерений во многих государствах вводились законодательные нормы, которые защищали покупателей от недобросовестности производителей и распространителей товаров и услуг. В России в XVI в. контролеры (целовальники) на рынках разыскивали и отбирали старые (неофициальные) меры. За пользование ими налагали большой штраф и даже заключали виновных в тюрьму. Еще больше усилился надзор за мерами в XVII в. Им занимались таможни, «кружечные дворы». В Москве действовали Померная изба и Большая таможня. Померная изба проводила периодическую («как год минет») поверку мер и изымала неправильные («воровские») меры. В Наказе царя Федора Алексеевича Большой Московской таможне о сборе таможенных пошлин (1681 г.) говорилось, что за найденные у торговцев воровские меры определялась конфискация товаров и ссылка с семьей. Решительный и жесткий характер Петра I проявился в его Наказе «О сборе в Московской Большой таможне пошлин» (1698 г.): «за найденные непрямые, воровские весы лавки опечатать, товары отобрать и семьей сослать». Он же в Уставе воинских артикулов (1716 г.) писал: «Наказание за обмер и обвес—возвратить добро втрое, взимать штраф, подвергнуть телесному наказанию». В 1745 г. публикуется Указ сенатский о рассылке из камер-коллегии во все города заклейменных мер для хлеба и о взыскании штрафа с того, у кого окажутся неуказанные меры. В 1858 г. Елизавета Петровна повелела: «Сделать аршины железные верные и с обеих концов заклейменные так, чтобы ни урезать, ни упиловать невозможно было». Долгое время метрология была в основном описательной наукой о различных мерах и соотношениях между ними. Но в процессе развития общества роль измерений возрастала, и с конца прошлого века благодаря прогрессу физики метрология поднялась на качественно новый уровень. Большую роль в становлении метрологии в России сыграл Д.И. Менделеев, руководивший отечественной метрологией в период с 1892 по 1907 г. «Наука начинается... с тех пор, как начинают измерять», — в этом научном кредо великого ученого выражен, по существу, важнейший принцип развития науки, который не утратил актуальности и в современных условиях.
|