![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ)
Государственная система обеспечения единства измерений — это система обеспечения единства измерений в стране, реализуемая, управляемая и контролируемая федеральным органом исполнительной власти по метрологии — Госстандартом России. Деятельность по обеспечению единства измерения (далее — ОЕИ) направлена на охрану прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений правительства РФ и НД. В частности, деятельность по ОЕИ осуществляется в соответствии с: - Конституцией РФ (ст. 71 р); - Законом РФ «Об обеспечении единства измерений»; - Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»; - ГОСТ Р 8.000—2000 «Государственная система обеспечения единства измерений» и другими стандартами системы ГСИ, принимаемыми и утверждаемыми Госстандартом России. ОЕИ в стране осуществляется на: - государственном уровне; —уровне федеральных органов исполнительной власти; —уровне юридических лиц. 4.1. Цель и задачи государственной системы обеспечения единства измерений Цель государственной системы обеспечения единства измерений в соответствии с (7) —создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность i выполняемых измерений. | Основные задачи ГСИ: — разработка оптимальных принципов управления деятельностью по ОЕИ; — организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров; — установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению; —установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений; —установление экономически рациональной системы государственных эталонов; —создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов; — установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране; — создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, — установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам | поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых является необходимым условием ОЕИ; — разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники; - осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений; - осуществление государственного метрологического надзора за: «выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами единиц величин; аттестованными методиками выполнения измерений; соблюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже — разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы; - аттестация методик выполнения измерений; - калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора; - аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности; - аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации; —участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с ОЕИ, и в подготовке к вступлению России в ВТО; —разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы; —организация подготовки и подготовка кадров метрологов; - информационное обеспечение по вопросам ОЕИ; —совершенствование и развитие ГСИ. 4.2. Состав государственной системы обеспечения единства измерений ГСИ состоит из следующих подсистем: · правовой; · технической; · организационной. Правовая подсистема — комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к следующим взаимосвязанным объектам деятельности по ОЕИ: · совокупности узаконенных единиц величин и шкал измерений; · терминологии в области метрологии; · воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений; · способам и формам представления результатов измерений и характеристик их погрешности; · методам оценивания погрешности и неопределенности измерений; · порядку разработки и аттестации методик выполнения измерений; · комплексам нормируемых метрологических характеристик СИ; · · методам установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов; · порядку проведения испытаний в целях утверждения типа СИ и сертификации СИ; —порядку проведения поверки и калибровки СИ; · порядку осуществления метрологического контроля и надзора; · порядку лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИ; · типовым задачам, правам и обязанностям метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц; · порядку аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности; · порядку аккредитации поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля; терминам и определениям по видам измерений; · государственным поверочным схемам; методикам поверки (калибровки) СИ; · методикам выполнения измерений. Как и в сфере стандартизации, нормативную базу метрологии можно представить в виде иерархической пирамиды: 1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»; 2. государственные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) системы ГСИ; 3. правила России (ПР) системы ГСИ, утверждаемые Госстандартом; 4. рекомендации (гриф «МИ») системы ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами как государственными метрологическими научными центрами и утверждаемыми руководством этих центров. В целом ГСИ насчитывает более 2400 НД (стандартов, правил, рекомендаций). 75% от всей нормативной базы составляют МИ. Их широкое распространение объясняется возможностью их разработки в более короткие сроки и при меньшей стоимости, чем стандартов (в 3—4 раза и 2—3 раза соответственно). Основными объектами регламентации в ГСИ являются [27]: общие правила и нормы по метрологии (около 160 НД); государственные поверочные схемы (около 180 НД); методики поверки СИ (более 1850 НД); МВИ (более 180 НД). В 2000 г. осуществлено введение базового основополагающего стандарта — ГОСТ Р 8.000 ГСИ. Основные положения (подобного по значимости и назначению ГОСТ Р 1.0—92 ГСС. Основные положения). В ближайшее десятилетие, по прогнозу [27], будет производиться перевод обязательных документов, имеющих общетехнический или методический характер, в ранг рекомендаций. В первую очередь это касается НД на государственные поверочные схемы и НД на методики поверки (кроме НД, применяемых в сфере государственного метрологического контроля и надзора). Предстоит совершенствование стандартов на методы контроля и испытаний, которые не соответствуют требованию обеспечения единства измерений, поскольку в них не приводится погрешность измерений. Эта задача вытекает из анализа Ростестом [6] массива из 65 действующих российских государственных стандартов, регламентирующих измерительные процедуры при контроле качества различных пищевых продуктов (см. табл. 4). Техническая подсистема представлена совокупностью: —межгосударственных, государственных эталонов, эталонов единиц величин и шкал измерений; —стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; - стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов; —средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для осуществления метрологического контроля и надзора; —специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях; —научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибровочных и измерительных лабораторий. Организационная подсистема представлена метрологическими, службами. 4.3. Метрологические службы ОЕИ обеспечивается следующими субъектами метрологии: · Государственной метрологической службой* (ГМС); · метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МС). В ГМС входят: —подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне; —государственные научные метрологические центры; · органы ГМС в субъектах РФ (на территориях республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов)—ЦСМ. • Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва), ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт- Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской обл.); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно-методических ' основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов. В России функционирует более 100 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональ ных органов ГМС на территориях субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Госстандарт осуществляет методическое руководство тремя государственными справочными службами: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД). ГС В Ч осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает 2 раза в год — при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр. ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов — металлов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости различных материалов, образцов газов и газовых смесей и др. Практическое значение СО показано выше. ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потребителями информации ГСССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которых предъявляются особо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагаться на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащуюся в справочной литературе. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц могут создаваться в министерствах (ведомствах), организациях, на предприятиях и в учреждениях, являющихся юридическими лицами для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществления метрологического контроля и надзора. При выполнении работ в сферах, предусмотренных ст. 13 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечений единства измерений», создание МС для обеспечения единства измерений является обязательным. Так, МС созданы в Минздраве, Минатоме, Минприроде, Миноборонпроме и других федеральных органах исполнительной власти. МС функционируют в РАО ЕЭС России, РАО «Газпром», НК ЮКОС, НК «Лукойл». Права и обязанности МС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов управления или юридических лиц. Если на достаточно крупных предприятиях (в законодательно утвержденных сферах) организуются полноценные МС, то на небольших предприятиях Госстандарт рекомендует назначать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность. ГМС России в своей деятельности учитывает документы международных региональных организаций по метрологии.
4.4. Международные и региональные организации по метрологии Международные метрологические организации действуют с конца XIX в. Как уже отмечалось выше, в 1875 г. 17 государств, в число которых входила Россия, подписали в Париже Метрическую конвенцию, которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учреждение — Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г. Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сличение национальных эталонов с международными. Руководство деятельностью МБМВ осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ), созданным одновременно с МБМВ. В среднем один раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам, принимающая общие, наиболее важные для развития метрологии и измерительной техники решения. В1956 г. была учреждена Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), членами которой (на период 1998 г.) являются 85 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии: установление классов точности СИ; обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов; рекомендации по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ независимо от страны-изготовителя; порядок поверки и калибровки СИ и др. Метрологическими институтами Госстандарта осуществляется ведение 3 ТК и 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК осуществлена разработка 16 проектов международных документов при авторстве России. Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ. Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин (SI), действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертификации СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции. 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР 5.1. Цель, объекты и сферы распространения государственного метрологического контроля и надзора Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии — Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», государственных стандартов, правил по метрологии и других НД. Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метрологии (рис. 9). В соответствии со ст. 13 вышеназванного Закона ГМКиН распространяется на строго ограниченные сферы (их 23), объединенные в 10 направлений: · здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности; · торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств; · государственные учетные операции; · обеспечение обороны государства; · геодезические и гидрометеорологические работы; · банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; продукция, поставляемая по государственным контрактам в соответствии с Федеральным законом от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
· испытания и контроль качества продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации и при обязательной сертификации продукции; · измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитража, других органов государственного управления; ·регистрация национальных и международных спортивных рекордов. Анализируя указанный перечень, следует отметить следующее: перечень возглавляют непроизводственные сферы, недостоверность измерений в этих сферах может иметь очень серьезные последствия — угрозу безопасности (здравоохранение, охрана окружающей среды), а также большие финансовые потери (торговые, банковские операции) для населения и страны в целом. Примерами СИ, являющимися объектами ГМКиН, являются: в здравоохранении—средства измерения кровяного давления, медицинские термометры, аналитические весы, шприцы, камеры и приборы счета клеток, средства взвешивания; в области охраны окружающей среды, обеспечения безопасности труда—дозиметры при контроле уровня радиации, шумомеры, шинные манометры для автомобилей, приборы для измерений содержания окиси углерода в выхлопных газах автомобилей; в сфере торговых операций—СИ для контроля количества товара, в частности длины (жесткие и гибкие метры, измерительные ленты, штангенциркули, микрометры), площади (планиметры и мерильные машины для измерения площади поверхностей), объема (бутыли и бочки с указанием номинального объема, колбы, мерники, мерные цилиндры, градуированные пробирки, пипетки), массы (гири и весы различных типов), температуры (термометры). Нужно иметь в виду, что СИ одного и того же назначения могут быть и не быть объектом ГМКиН. Например, СИ длины на национальных и международных соревнованиях являются объектом ГМКиН, а на рядовых работах на садовом участке не являются. Прибор для измерения давления в промышленных установках (манометр) является объектом ГМКиН, если используется для контроля давления в паровом котле, и не является объектом в резервуарах, работающих под низким давлением, так как неточные измерения в последнем случае не будут причиной аварийной ситуации. По мнению рада метрологов-прикладников (В. А. Брюханов и др.), перечень СИ, подпадающий под ст. 13, является необоснованно расширенным, так как охватывает 70—80% всех измерений в народном хозяйстве. «Избыточность» перечня серьезно усложняет задачу исполнения закона. Ни в одной промышленно развитой стране государство не берет под свой контроль столь объемную часть измерений. Так, в Германии ГМКиН охвачено не более 20—25% СИ. Законом предусмотрено три вида контроля и три вида надзора. 5.2. Характеристика видов государственного метрологического контроля Государственный метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений. Утверждение типа СИ необходимо для новых марок (типов) СИ, предназначенных для выпуска с производства или ввоза по импорту. Указанная процедура предусматривает обязательные испытания СИ, принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию, выдачу сертификата об утверждении типа. Испытания СИ проводятся государственными научными метрологическими центрами, аккредитованными в качестве государственных центров испытаний СИ (ГЦИ СИ). Решением Госстандарта в качестве ГЦИ СИ могут быть аккредитованы специализированные организации вне системы Госстандарта. Например, ряд СИ медицинского назначения проходят в ГЦИ системы Минздрава РФ. Испытания проводят по утвержденной программе, которая может предусматривать определение метрологических характеристик конкретных образцов СИ и экспериментальную апробацию методики поверки. Положительные результаты испытаний являются основанием для принятия Госстандартом решения об утверждении типа СИ, которое удостоверяется сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр, который ведет Госстандарт. На СИ утвержденного типа и эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа установленной формы (рис. 10, а). При истечении срока действия сертификата, наличии информации от потребителей об ухудшении качества СИ, при внесении в их конструкцию или технологию изготовления изменений, влияющих на норми-
рованные метрологические характеристики, проводятся испытания на соответствие СИ утвержденному типу. Если СИ изготавливаются или ввозятся из-за рубежа в единичных экземплярах, то процедура утверждения типа проводится по упрощенной схеме. В соответствии с международными соглашениями, заключенными Россией с другими странами, Госстандартом может быть принято решение о признании результатов испытаний или утверждении типа СИ, что является основанием для внесения типа импортируемых СИ в Государственный реестр и их применения в РФ. Информация об утверждении типа СИ и решение о его отмене публикуются в официальных изданиях Госстандарта. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц данными об утвержденных типах СИ осуществляется ВНИИ метрологической службы Госстандарта. Информация об утверждении типа и решение о его отмене оперативно публикуются в журнале «Измерительная техника». Осуществляется также официальное издание описаний утвержденных типов СИ, что позволяет ЦСМ иметь достоверную информацию и использовать ее при выполнении надзорных функций. Как факт успешной реализации Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» можно расценивать динамику роста числа утверждаемых в России типов СИ: в 1993 г. — 275, в 1994 г. — 579, в 1995 г. — 631, в 1996 г. — 828, в 1997 г. —1026, в 1998 г. —1200. Около половины этого числа — СИ отечественного производства. Поверка СИ. СИ, подлежащие ГМКиН, подвергаются поверке органами ГМК при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. В отличие от процедуры утверждения типа, в которой участвует типовой представитель СИ, поверке подлежит каждый экземпляр СИ. Согласно законодательству РФ допускается продажа и выдача напрокат только поверенных СИ. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом. Развернутые перечни СИ, подлежащие поверке, составляют юридические и физические лица — владельцы СИ*. Правильность указанных перечней контролируется органами ГМС. Анализ (проведенный ВНИИ метрологической службы) сфер распространения ГМКиН показал, что более 50% парка СИ должны подвергаться поверке. Учитывая, что на территории РФ эксплуатируется около 1, 5 млрд. СИ, ежегодная потребность в поверке составляет 750— 1200 млн. единиц СИ. Положение осложняется тем, что в последнее время этот парк интенсивно пополняется новыми типами приборов, используемых в сфере ГМКиН, — электрическими и газовыми счетчиками, бытовыми счетчиками холодной и горячей воды, теплосчетчиками и т.п. Поэтому органы ГМС не в состоянии обеспечить поверку только своими силами. По решению Госстандарта право поверки может быть предоставлено аккредитованным МС юридическим лицам. Поверка СИ осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя. Результатом поверки является подтверждение пригодности СИ к применению или признание СИ непригодным к применению. Если СИ признано пригодным, то на него или на техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма** или выдается «Свидетельство о поверке». Пример поверительного клейма дан на рис. 10, б. Поверительные клейма должны содержать следующую информацию: 1. знак федерального органа по метрологии РФ — Госстандарта России; 2. условный щифр органа ГМС (например, функционирующая под контролем Ростест — Москва МС ООО «Научно-производственное предприятие КИП-Контроль» имеет шифр «БНК»); 3. две последние цифры года применения клейма; * С целью единообразия подходов и трактовки сфер распространения ГМН разрабатываются методические указания для составления перечней СИ, подлежащих поверке. Такие документы, например, разработаны в РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и в других крупных компаниях, а также в ряде федеральных органов исполнительной власти (МПС и др.). ** Поверительные клейма — технические устройства, предназначенные для нане сения оттиска клейма на СИ, дополнительные устройства или техническую документацию. Оттиск поверительного клейма нужен не только для удостоверения пригодности СИ, но и для исключения доступа к узлам регулировки показаний СИ (допустим, топ- ливно-раздаточных колонок на бензозаправочных станциях).
4. индивидуальный знак поверителя (одна из букв, взятых из русского, латинского или греческого алфавита). СИ подвергают первичной, периодической, внеочередной и инспекционной поверке. Первичной поверке подлежат СИ утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться СИ при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах. Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал устанавливается при утверждении типа. Периодическая поверка может производиться на территории пользователя, органа ГМС или аккредитованного на право поверки юридического лица. Место поверки выбирает пользователь СИ, исходя из экономических факторов и возможности транспортировки поверяемых СИ и эталонов. Внеочередную поверку производят при эксплуатации (хранении) СИ в следующих случаях: повреждение знака поверительного клейма, а также утрата свидетельства о поверке; ввод в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала); неудовлетворительная работа прибора или проведение повторной настройки после ударного воздействия на СИ. Инспекционную поверку производят для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного метрологического надзора. Лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту. Как известно, лицензирование — выполняемая в обязательном порядке процедура выдачи лицензии юридическому или физическому лицу на осуществление им деятельности, не запрещенной законодательством РФ. Лицензии на вышеуказанную деятельность выдают органы ГМС на территориях субъектов РФ. Основанием д ля выдачи юридическому или физическому лицу (лицензиату) лицензии являются положительные результаты проверки компетентным органом условий осуществления деятельности. Так, лицензиаты, претендуемые на получение лицензии на ремонт СИ* для сторонних организаций (причем на коммерческой основе), должны иметь: рабочее помещение, соответствующее требованиям к организации ремонта СИ и условиям хранения СИ; необходимое технологическое оборудование СИ, ремонтную документацию; квалифицированные кадры, выполняющие работы по ремонту, наладке СИ; аттестат аккредитации на право поверки СИ данного типа или договор на проведение поверки данных СИ с организацией, обладающей этим правом. Лицензия выдается на срок не более 5 лет. Повторное лицензирование может быть осуществлено по сокращенной или полной программе по решению компетентного органа. Осуществление всех видов ГМК является, по существу, предоставлением метрологических услуг, которые оплачиваются приборовладельцем в соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» *Крупные торговые организации могут иметь свои ремонтные мастерские.
5.3. Характеристика государственного метрологического надзора Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Основным отличием указанных направлений надзора от ранее (до 90-х гг.) действовавшего является смещение вектора надзора в сторону защиты интересов граждан (надзор за количеством отчуждаемых товаров и надзор за количеством фасованных товаров) и усиления надзора в таких социально значимых сферах, как здравоохранение, безопасность труда, охрана природной среды, учет материальных ценностей и др. Общая характеристика ГМН. Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях (далее — предприятиях) независимо от их подчиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими НД, главным образом Правил по метрологии. Деятельность по надзору базируется на следующих принципах: административная и финансовая независимость органов госнадзора от контролируемых субъектов хозяйственной деятельности; соблюдение законности при проведении проверок; компетентность, честность, беспристрастность и ответственность госинспекторов; объективность выводов и принимаемых решений по итогам госнадзора (неотвратимость наказания юридических и физических лиц за выявленные нарушения); гласность проводимых проверок и их результатов с сохранением коммерческой тайны и ноу-хау проверяемых субъектов; выборочность проводимых проверок. Проверки проводят должностные лица Госстандарта России—государственные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ. Согласно ст. 20 вышеназванного Закона, государственные инспекторы вправе беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать объекты метрологической деятельности предприятия, относящиеся к сфере распространения государственного надзора. Проверки могут быть самостоятельными, т.е. только органами ГМС, и совместными—с участием другого контрольно-надзорного органа. В частности, надзор за деятельностью торговых предприятий часто осуществляется с участием Госгоргинспекции, Санэпиднадзора. Проверки могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными. Плановые проверки проводятся не реже 1 раза в 3 года в соответствии с графиком, составляемым ГМС. Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, органов самоуправления, обществ защиты прав потребителей, торговых инспекций и пр. в целях выявления и устранения отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Повторные проверки проводятся в целях контроля за выполнением предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения предыдущей проверки. Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки. Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. При обнаружении нарушений госинспектор составляет предписание об устранении обнаруженных нарушений. В случае обнаруженных нарушений госинспектор имеет право: запрещать применение СИ неутвержденных типов, не соответствующих утвержденному типу, неповеренных СИ; изымать при необходимости СИ из эксплуатации; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал. Государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин и соблюдением метрологических правил и норм (см. ПР 50.2.002). Орган ГМС, осуществляющий проверку не позднее чем за 5 дней до ее начала, информирует предприятие, на котором предполагается осуществить проверку, о календарных сроках ее проведения, а также приглашает в случае необходимости представителей других контрольно-надзорных органов. Госинспекторы проверяют: 1. наличие и полноту перечня СИ, подлежащих ГМКиН; 2. соответствие состояния СИ и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям; 3. наличие сертификата об утверждении типа СИ; 4. наличие поверительного клейма или свидетельства о поверке, а также соблюдение межповерочного интервала; 5. наличие документов, подтверждающих аттестацию методик выполнения измерений; 6. наличие лицензии на изготовление и ремонт СИ предприятием, занимающимся указанными видами деятельности; 7. наличие документа, подтверждающего право проведения поверки СИ силами МС данного юридического лица; 8. наличие документов, подтверждающих органами ГМС аттестацию лиц, осуществляющих поверку СИ, в качестве поверителей; 9. правильность хранения и применения эталонов, используемых для поверки СИ в соответствии с НД. Надзор за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций* (см. ПР 50.2.003). Количество отчуждаемого товара определяется в результате процедуры измерений, а стоимость фиксируется. Нарушениями метрологических правил и норм считаются: а) отчуждение меньшего количества товара по сравнению с заявленным** для продажи (обмер, обвес). Расхождение между заявленным количеством, полученным при контрольном измерении, не должно превышать норм, установленных правилами торговли. * Термин «отчуждение», означает операции, при которых товары переходят из собственности одного юридического или физического лица (продавца) в собственность другого юридического или физического лица (покупателя). ** Заявлением является любое утверждение, как устное, так и письменное, относящееся к количеству товара, выраженному в единицах величин.
При отсутствии этих норм расхождение не должно превышать суммы абсолютных пределов допускаемых погрешностей СИ, применяемых продавцом и госинспектором; б) отчуждение меньшего количества товара, чем то, которое соответствует заплаченной цене (обсчет). Рассматриваемый вид надзора осуществляется в основном в виде контрольной закупки. В этом случае госинспектор предъявляет удостоверение после осуществления контрольной закупки. При осуществлении контрольной закупки госинспектор обязан брать не менее трех наименований товаров. Проверка правильности отпуска товаров и произведенных расчетов проводится после получения продавцом кассового чека или кассиром наличных денег и после передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания —после получения денег кассиром-контролером и выдачи чека и покупки. Товары, приобретенные госинспектором и объявленные контрольной закупкой, должны оставаться на прилавке или в узле расчета до вызова представителя администрации. В необходимых случаях при перевешивании (перемеривании) они могут быть перенесены в другое место в присутствии продавца и представителя администрации. Контрольные измерения производятся на исправных, поверенных СИ совместно с лицами, отпустившими товары. При составлении акта в нем указываются все реквизиты используемого СИ. ГМН за количеством товаров может преследовать и другие цели: проверку состояния СИ, контроль за правильностью выполнения измерений. В этом случае нарушениями метрологических правил и норм также считается использование СИ, не соответствующих типу, неповеренных, с нарушенным клеймом, дающих неправильные показания. Орган ГМС, осуществляющий данный вид надзора, вправе проводить проверку без предварительного уведомления предприятия. Закон, существенно расширив обязанности государственных инспекторов по обеспечению единства измерений и установив новые (для метрологической деятельности в России) виды ГМН, к сожалению, нисколько не расширил права инспекторов [28]. Так, стандартная процедура, необходимая для обнаружения нарушений метрологических правил при торговых операциях — контрольная закупка, — в законе не упомянута и, следовательно, не может осуществляться госинспекторами ГМС самостоятельно, а только при осуществлении совместных с Госторгинспекцией проверок. При обнаружении нарушения метрологических требований, не касающихся СИ, права госинспектора ограничиваются возможностью выдачи предписания об устранении нарушений, составления протокола о нарушениях, который должен быть направлен в территориальный орган ГТИ для принятия мер.
Государственный метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Фасованные товары в упаковках как объект надзора — это товары, которые упаковывают и запечатывают в отсутствие покупате ля, при этом содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина или иные величины, указывающие на номинальное количество потребительского товара, обозначены на упаковке. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте регламентированы государственным стандартом (20). Маркировка упаковочной единицы должна содержать информацию о номинальном количестве потребительского товара в упаковках (включая информацию о массе основного продукта без жидкости для товаров в упаковках с наличием заливочной жидкости). ГМКН за количеством фасованных товаров осуществляется путем контроля за соблюдением метрологических требований к содержимому нетто* в упаковках. Стандартом введено понятие «предел допускаемых отрицательных отклонений содержимого нетто упаковочной единицы» (Т). Показатель Т — это максимальное количество недовложенного продукта в упаковочную единицу, при котором ее считают еще годной для выпуска в обращение. Стандартом регламентировано значение Т в зависимости от номинального количества нетто (М). Например, для значения М от 100 до 200 г (или мл) значение Т равно 4, 5%, от 1000 — 1, 5%. Объектом надзора являются не только индивидуальные упаковки товара, но и партии фасованных товаров. Партия фасованных товаров должна отвечать следующим требованиям: - среднее содержимое нетто партии должно быть не менее номинального количества, указанного на упаковке; - в партии фасованных товаров в упаковках не должно быть ни одной упаковочной единицы, у которой отрицательное отклонение содержимого нетто от номинального количества превышает двойной предел допускаемых отрицательных отклонений, приведенный в таблице стандарта. *«Нетто» — слово итальянского происхождения — «чистый» (чистый вес). На упаковках может быть содержимое «брутто». Указанное слово (итальянского происхождения) — «нечистый»: масса товара с упаковкой.
Соответствие количества фасованных товаров в упаковках установленным требованиям может быть удостоверено знаком «Ф». Этот знак свидетельствует о том, что субъект деятельности, выпускающий данную продукцию в обращение (производитель, фасовщик или импортер), осуществляет метрологический надзор за количеством фасованных товаров в упаковках и обеспечивает соответствие его установленным требованиям. Право применения знака «Ф» предоставляют как юридическим, так и индивидуальным предпринимателям. Знак «Ф» наносят на упаковку в том же поле зрения, что и указание номинального количества. Орган ГМС, осуществляющий плановую проверку, не позднее чем за трое суток информирует предприятие, на котором предполагается ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения проверки заинтересованным и приглашаемым участникам проверки. Внеочередные проверки могут осуществляться без предварительного уведомления контролируемого предприятия. Предстоит решить проблемы, связанные с техническим обеспечением отдельных видов ГМН. Так, для осуществления надзора за количеством отчуждаемых товаров и фасованных товаров необходимо «вооружить» инспекторов компактным оборудованием, которое выпускается многими известными зарубежными фирмами по приемлемой цене. В частности, необходим портативный комплект, включающий весы, компьютер и принтер, с помощью которых осуществляются взвешивание упаковок товара, расчет характеристик партии фасованных товаров в упаковках и автоматическая выдача протокола проверки (при отсутствии влияния субъективного фактора со стороны инспектора или контролируемого субъекта хозяйственной деятельности).
6. КАЛИБРОВКА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ Калибровка средства измерения—совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору. Из определения можно сделать два вывода: 1. калибровка проводится для тех СИ, которые не используются в сферах ГМКиН (установленных ст. 13 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений»), а значит, не подлежат поверке; 2. калибровка выполняет две функции: определение и подтверждение действительных значений метрологических характеристик СИ; определение и подтверждение пригодности СИ к применению. В первом случае лаборатория, калибрующая по заявке (договору) заказчика СИ, не делает вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только в компетенции заказчика определять, в каких условиях и для каких целей можно и нужно использовать данные СИ. Во втором случае СИ признается пригодным, если действительное значение его метрологических характеристик соответствует техническим требованиям, установленным в НД или заказчиком. Вывод о пригодности СИ в этом случае делает калибровочная лаборатория. В решаемых на практике измерительных задачах калибровка может сводиться только к проверке пригодности СИ, т.е. его работоспособности. В частности, требуется знать не действительные значения измеряемой величины, нужно лишь констатировать наличие величины измеряемого сигнала определенного уровня. Примером может служить калибровка устройств—сигнализаторов предельного значения температуры. В сигнализаторах, имеющих одну или несколько сигнальных лампочек, включение или выключение последних свидетельствует о достижении предельных значений величины. В устройствах, имеющих шкалу в виде нескольких цветовых секторов (подобных посуде фирмы «Цептер»), положение указательной стрелки в пределах конкретного сектора означает определенное состояние объекта измерений. В ст. 23 вышеназванного Закона указывается на добровольный характер и область применения калибровки: «Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже». Добровольный характер калибровки не освобождает МС от необходимости использования при калибровочных работах эталонов, соподчиненных с государственными эталонами единиц величин. Необходимость обязательной «привязки» рабочего СИ к государственному (национальному) эталону важна потому, что в современной экономике измерения являются неотъемлемой частью технологических процессов и непосредственно влияют на качество продукции. Вот почему результаты измерений должны быть сравнимы, что достигается только передачей размеров единиц от государственных эталонов. Следует также иметь в виду следующий факт: в мировой торговле важнейшим условием является доверие к достоверности значений показателей качества продукции, представляемой продавцами. Эта достоверность, в частности, подкрепляется сертификатами о калибровке СИ, выданными от имени авторитетной национальной метрологической организации. Калибровка может быть возложена как на МС юридического лица, так и на любую другую организацию, способную выполнить калибровочные работы. Результаты калибровки СИ удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на СИ, записью в эксплуатационных документах или сертификатом о калибровке. На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами ГМС, заинтересованные МС юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. В этих случаях последним предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали. Аккредитация — процедура добровольная. В каких случаях она необходима? Прежде всего тогда, когда предприятие поставляет продукцию на зарубежные рынки. В этом случае торговый партнер (покупатель) может потребовать от продавца подтверждения того, что характеристики продукции измерялись приборами, проверенными аккредитованной МС. В 1994—1995 гг. в России сформировалась Российская система калибровки (РСК). В «Положении о Российской системе калибровки» регламентированы следующие вопросы: 1) организация, структура и функции РСК; 2) права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности и пр. В создании РСК соблюден ряд принципов. Во-первых, система создается на добровольной основе. Никто не вправе навязывать аккредитацию МС. Добровольность вступления в РСК предусматривает процедуру признания, а следовательно, и выполнения всех действующих в системе НД. Во-вторых, в качестве аккредитующих органов могут выступать государственные научные метрологические центры и органы ГМС. В-третьих, аккредитованная МС выдает сертификаты и ставит оттиски калибровочных клейм от имени аккредитующего органа. В-четвертых, РСК строится на принципе компетентности, в соответствии с которым аккредитацию МС проводят аккредитующие органы, компетентные в заявленной области аккредитации. В-пятых, это принцип самоокупаемости. Он означает, что аккредитация МС является платной услугой. 7. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ УСЛУГ Метрологическое обеспечение сферы услуг на современном этапе следует признать явно недостаточным: отсутствует основополагающий документ, устанавливающий требования к государственной системе обеспечения единства измерений на предприятиях сферы бытовых услуг; только по ограниченному перечню услуг (услугам торговли, банковским услугам) разработаны НД, содержащие требования к измерительным процедурам, выполняемым в процессах предоставления услуг. По такой потенциально опасной группе услуг, как медицинские услуги, отсутствуют какие-либо НД в области метрологии. В то же время результаты госнадзора свидетельствуют о неблагополучном состоянии диагностического парка приборов и инструментов в больницах. По данным Ростеста [7], из 500 проверенных приборов различного назначения (хирургия, травматология, кардиология, анестезия) 66% (!) давали неверные показания. В ряде учреждений здравоохранения не созданы МС, применяются приборы неутвержденных типов. Госстандарт не получает систематической информации об аккредитованных организациях—поверителях СИ медицинского назначения и предприятиях, имеющих лицензию на их ремонт. Как уже отмечалось выше, в сферах услуг торговли действуют правила по метрологии, регламентирующие порядок осуществления ГМН за количеством товаров при их продаже. В области банковских технологий действуют ГОСТ Р 8.561 и Рекомендации по государственной системе обеспечения единства измерений (МИ 2328—95). Рассмотрим кратко требования к метрологическому обеспечению банковских технологий. Метрологическое обеспечение банковских технологий осуществляется в целях получения результатов измерений, использование которых исключает принятие нерациональных или ошибочных решений при реализации банковских технологий. В банках и учреждениях, осуществляющих банковские операции, должны быть организованы МС или структуры (подразделения или лица), на которые возложены обязанности по обеспечению единства измерений. Их основными задачами являются: своевременное представление на поверку СИ; организация аттестации МВИ; организация и проведение метрологической экспертизы документации, в которой излагаются требования к банковским технологиям. В приложении 4 приведены примеры объектов ГМКиН за банковскими операциями. Под объектами в сфере банковских операций, подлежащими ГМКиН, понимаются средства и методики измерений (анализа), технические и программные средства, характеристики которых гарантируют точность и стабильность обработки, хранения, а также защиту информации; обеспечивают отсутствие ошибок; арбитражные процедуры в целях защиты прав вкладчиков и интересов участников финансового рынка при выполнении банковских операций. Под параметрами, подлежащими надзору (см. графу 2 таблицы в приложении 4), понимаются конкретные характеристики технических и программных средств (включая носители информации), отклонение значений которых от нормируемых или рекомендуемых может привести к ошибкам и материальным потерям при осуществлении банковских операций. Перечень СИ, подлежащих поверке, осуществляется МС банка или должностным лицом банка, ответственным за обеспечение единства измерений, и утверждается органом ГМС, осуществляющей ГМКиН. При проведении контроля (надзора) особое внимание следует уделять объектам (и их параметрам), для которых установлены и стандартизированы обязательные требования. Такие виды контроля (надзора), как поверки СИ, аттестация МВИ, производятся на договорной основе ГМС, научными метрологическими центрами. Калибровка СИ производится МС банка или на договорной основе любым специализирующимся предприятием. Метрологическая экспертиза документации производится МС банка, метролога- ми-аудиторами или на договорной основе научными метрологическими центрами.
8. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ Метрологическое обеспечение испытаний продукции осуществляется в соответствии с (16). Метрологическое обеспечение испытаний — это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, метрологических правил, необходимых для получения достоверной измерительной информации о значениях показателей качества и безопасности продукции и услуг. Цели и задачи метрологического обеспечения испытаний: - создание необходимых условий для получения достоверной измерительной информации при испытаниях; —разработка методик испытания, обеспечивающих получение результатов с погрешностью и воспроизводимостью, не выходящих за пределы установленных норм; - разработка программ испытаний и проведение метрологической экспертизы программ и методик испытания; - обеспечение поверки СИ, используемых в сферах ГМКН и применяемых для контроля параметров испытуемой продукции; - обеспечение аттестации испытательного оборудования в соответствии с установленными требованиями (по ГОСТ Р 8.568); - обеспечение калибровки СИ, не подлежащих ГМКН; - подготовка персонала испытательных подразделений к выполнению измерений и испытаний, техническому обслуживанию оборудования. Основные требования к метрологическому обеспечению испытаний. На предприятиях, где проводят испытания для целей обязательной сертификации (декларирования соответствия), должна быть создана метрологическая служба или иная организационная структура по ОЕИ. Типы СИ, применяемые для проведения испытаний, должны быть утверждены Госстандартом России. Экземпляры СИ, используемые при проведении испытаний, в частности при контроле характеристик испытуемой продукции, контроле параметров опасных и вредных производственных процессов, состояния окружающей среды, должны быть поверены. Экземпляры СИ, используемые для целей добровольной сертификации (в сферах, на которые не распространяется ГМКН), сертифицируют и калибруют. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, используемые при проведении испытаний для целей обязательной сертификации, должны быть утвержденных типов в соответствии с (17). Результаты испытаний фиксируют в протоколе, в котором в числе прочих сведений должны быть указаны: - наименование объектов испытания; - наименование и обозначение документов, регламентирующих методику испытаний; - характеристики условий испытаний и внешних воздействующих факторов; - результаты испытаний (с указанием характеристики погрешности); - наименования, типы или основные характеристики эталонов и СИ, использованных при испытаниях; - реквизиты испытательного подразделения. Сертификация средств измерений. Система сертификации СИ, созданная в соответствии со ст. 24 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», носит добровольный характер и преследует цель содействовать экспорту и повышению конкурентоспособности СИ как товаров. Основная задача системы — проверка и подтверждение соответствия СИ метрологическим нормам и требованиям, установленным в НД, и в отдельных случаях дополнительным требованиям заявителя — предприятия, организации, обратившихся с заявкой на проведение сертификации. Организация, координация и методическое руководство работами по сертификации осуществляются центральным органом системы —Управлением метрологии Госстандарта России. Основными рабочими звеньями системы являются органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). При положительных результатах испытаний в аккредитованных лабораториях орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия. На рис. 10, в дано изображение знака соответствия, наносимого, как правило, на эксплуатационную документацию (паспорт и др.). 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» юридические и физические лица, а также государственные органы управления РФ, виновные в нарушении настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В соответствии со ст. 14.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» обмеривание и обвешивание или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей сфере торговли (услуг), влечет наложение штрафа в размере: от 10 до 20 МРОТ на должностных лиц; на юридических лиц — от 100 до 200 МРОТ; на граждан — от 5 до 10 МРОТ. В Уголовном кодексе РФ (далее — УК) отсутствуют специальные нормы об уголовной ответственности за нарушение метрологических правил и норм. Однако, как свидетельствует практика ГМКиН, нарушения, выявляемые госинспекторами, зачастую характеризуются теми или иными признаками составов преступлений, предусмотренных УК (например, обмеривание и обвешивание потребителей путем применения неверных, неисправных, непригодных СИ). Так, согласно ст. 200 УК «Обман потребителей» виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за любой обман потребителей, в том числе за обман, наступивший в результате применения непригодных СИ, в случае, если: а) обман совершен в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, либо гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в сфере торговли (услуг); б) эти деяния совершены в значительном или крупном размере. При отсутствии одного из указанных признаков преступления уголовная ответственность не наступает. Применение предусмотренных ч. 2 ст. 200 УК повышенных мер уголовной ответственности допускается лишь при наличии хотя бы одного из установленных признаков: совершение преступления лицом, ранее судимым за обман потребителей; совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; совершение преступления в крупном размере. Так, обмеривание, обвешивание наказываются: штрафом от 50 до 300 МРОТ с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет; лишением свободы на срок до 2 лет. Те же действия, совершенные повторно либо по предварительному сговору группой лиц, наказываются: штрафом от 300 до 1000 МРОТ; лишением свободы на срок до 5 лет. По мнению [28], основная трудность при определении мер за метрологические нарушения заключается в том, что в большинстве случаев санкции могут быть предусмотрены только за факт нарушения (например за применение неповеренного прибора, за просрочку лицензии), но не за последствия этих нарушений (например, взрыв, авария и др.), ибо последствия наступают, как правило, позднее, иногда с большим отрывом по времени, и на практике невозможно выявить причинную зависимость между ними и совершенным нарушением. Поэтому мера ответственности должна быть адекватна тяжести нарушения. Предлагается [18] внести дополнения в УК, включив в него статью «Нарушение метрологических правил и норм» и предусмотрев в ней наказания за нарушение метрологических правил и норм, повлекших причинение вреда здоровью или жизни людей, окружающей среде либо нанесших имущественный ущерб в крупных размерах.
10. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ МЕТРОЛОГИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 г. И НА ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (Концепция) [23] Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Закон «Об обеспечении единства измерений» и другие федеральные законы, а также постановления Правительства РФ. Цель. Цель национальной политики в области метрологии —защита государства и общества от недостоверных результатов измерений для обеспечения стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Задача. Задача национальной политики в области метрологии—создание Российской системы измерений (РСИ), основанной на принципах рыночной экономики, гармонизированной с международными правилами и нормами и обеспечивающей единство измерений в стране. РСИ охватывает измерительную технику, метрологию и потребителей измерительной информации. Стержнем этой системы является Государственная система обеспечения единства измерений. Сближение национального законодательства в области обеспечения единства измерений стран мирового сообщества стало необходимостью, вызванной глобализацией, международной интеграцией и постановкой международными межправительственными метрологическими организациями задачи создания Глобальной системы измерения. Важность международной деятельности в области метрологии не вызывает никаких сомнений. Для взаимного признания результатов измерений и испытаний необходимо глобальное обеспечение единства измерений, иначе возникают технические барьеры в торговле, что противоречит принципам ВТО. Участие России в МОЗМ, МОМВ, ИСО, МЭК, КООМЕТ и ряде других международных и региональных организаций позволяет использовать мировой опыт, учитывать появляющиеся тенденции в современной метрологии, а также влиять на общие принимаемые решения. Стратегия. Стратегией национальной политики в области метрологии должна стать концентрация усилий Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, субъектов РСИ как в законодательно регулируемой, так и в нерегулируемой областях, направленная на достижение показателей, обеспечивающих достаточные ресурсы для достижения основной цели. Направления. При решении стратегических задач основными направлениями метрологической деятельности на национальном уровне являются законодательное, исполнительное и контрольно-надзорное. Законодательное направление — развитие нормативной базы для метрологической деятельности в законодательно регулируемых областях, включая соответствующие законы, постановления Правительства РФ, акты и документы законодательной метрологии. Исполнительное направление — обеспечение функционирования метрологической службы Российской Федерации, состоящей из Государственной метрологической службы, метрологических служб органов исполнительной власти и метрологических служб юридических лиц, проведение фундаментальных и прикладных исследований для обеспечения метрологической деятельности. Контрольно-надзорное направление - осуществление государственного метрологического контроля и надзора в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм (утверждение типа средства измерений, поверка, состояние и правильность применения средств измерений, аттестованные методики выполнения измерений и т.п.), взаимодействие государственных органов управления РФ с органами прокуратуры, суда, арбитражного суда. В законодательном направлении нужны пересмотр основополагающих правовых и нормативных актов и приведение их в соответствие с новыми российскими и международными требованиями. Необходимы также изменение Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», разработка технического регламента по существенным требованиям к средствам измерений, используемым в законодательно регулируемых областях, подготовка нового Положения о Государственной метрологической службе. В рамках этого направления решаются вопросы метрологического обеспечения производства, процессов и услуг в целях обеспечения единства и требуемой точности измерений. Основой исполнительной деятельности должно стать функционирование Метрологической службы РФ, состоящей из Государственной метрологической службы, метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и метрологических служб юридических лиц. Требует совершенствования метрологическая инфраструктура страны, которую сегодня составляют 99 ЦСМ и 9 метрологических институтов Госстандарта России, более 30 тыс. метрологических служб предприятий и организаций, из которых более 1000 — метрологические службы юридических лиц, аккредитованных на право поверки. Реализация. Для развития Российской системы измерений, основой которой является Государственная система обеспечения единства измерений, необходимо решить следующие проблемы: · определить приоритеты развития измерительной техники и приборостроения с учетом технических регламентов; · совершенствовать систему государственной метрологической службы, включая вопросы государственного метрологического контроля и надзора; · оптимизировать
|