![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации.⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя. Своеобразной формой добровольной сертификации такой книжной продукции, как учебная литература, является получение грифа Министерства образования России—рекомендации об использовании книги в качестве учебника или учебного пособия для определенной категории студентов (учащихся). В роли заявителя выступают авторы и вуз, представляющий рукопись учебника, а в роли третьей стороны — Управление книгоиздания Министерства образования России. Основными нормативными документами являются Государственный общеобразовательный стандарт по конкретной специальности и программа по учебной дисциплине. «Схема сертификации» (этот термин отсутствует в Положении о порядке получения грифа Минобразования России) предусматривает оценку научно-методического уровня книги экспертами. Экспертами последовательно выступают: 1) рецензенты книги; 2) кафедра и вуз, представляющие книгу в Министерство; 3)Учебно-методическое объединение по соответствующей специальности (УМО); 4) специалисты министерства. 3.3. Участники сертификации 3.3.1. Участники обязательной сертификации
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Основные участники—заявители, органы по сертификации (далее— ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах. Заявитель вправе: · выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе—техническими регламентами); · обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать; · обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий. Заявитель обязан: · обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям; · выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствий; · указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; · предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия; · приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено либо прекращено; · извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции; · приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля. Органы по сертификации выполняют следующие функции: · привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Правительством РФ; · осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором; · ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия; · информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; · приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия; · обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации; · устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. ОС несет ответственность за обоснованность и правильность вы дачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертифика ции. Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятельность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Москва». ОС не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) — главный участник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции: формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них; проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации; опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации; представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный орган Российской Федерации по сертификации осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации. В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сертификации осуществляет координацию их деятельности в этом направлении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сертификации, выбор аккредитующего органа и пр. В соответствии с соглашением федеральный орган может: 1) проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим правилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответствия; 2) входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в пол ном соответствии с ее правилами. Кратко рассмотрим деятельность некоторых федеральных органов в области сертификации. Департамент государственного санитарно-эпидемиологического над зора Минздрава России (Госсанэпиднадзор) проводит сертификацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств, а также выдает санитарно-эпидемиологическое заключение на продовольственное сырье и пищевые продукты, ряд непродовольственных товаров (посуда, средства по уходу за полостью рта и пр.). Указанные заключения выдаются на этапе согласования НД до начала серийного производства продукции. При заключении контракта на импорт товаров, являющихся объектом контроля и надзора этого органа, необходимо в контракте оговаривать условия обязательного представления таможенным органам санитарно-эпидемиологического заключения до выпуска партии на таможенную территорию. Правовой основой сертификации на санитарную безопасность являлся Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нормативной базой государственного надзора и сертификации в этой области являются СанПиН, Санитарные правила (СП). Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает ветеринарные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье животного происхождения при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию указанных грузов. Ветеринарные сертификаты необходимы отечественным предприятиям, перерабатывающим сырье животного происхождения, для подтверждения паразитарной чистоты мяса, рыбы. Правовой основой сертификации, осуществляемой данным органом, являлся Закон РФ от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии». Нормативной базой являются ветеринарно-санитарные нормы ветеринарного законодательства (т. 1—4). Госстрой России организует (в Системе сертификации ГОСТ Р) сертификацию различных объектов в строительстве (строительных товаров, инженерного оборудования зданий и сооружений, строительной продукции жилых зданий, проектной документации). Нормативной базой сертификации являются СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р и пр. Минсвязи России осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится в ИЛ, аккредитованных Госстандартом. В компетенцию комитета входит сертификация следующей продукции: информационно-вычислительных систем, автоматизированных систем и сетей, программных средств для компьютеров, баз и банков данных. Правовой основой сертификации средств связи и услуг являлся Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О связи» (в ред. от 17.07.99). Сертификацией отдельных групп продукции занимается ряд уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Госпожарнадзор МЧС России (средства обеспечения пожарной безопасности), Российский Морской Регистр (морские гражданские суда), Российский Речной Регистр (речные суда), Российский Авиарегистр (самолеты) и пр. 3.3.2. Участники и организация добровольной сертификации Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения являются продукция, процессы ЖЦП, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования (возможные объекты разобраны в 3.2.) Орган по сертификации: · осуществляет подтверждение соответствия объектов установленным требованиям; · выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; · предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; · приостанавливает иди прекращает действие выданных им сертификатов соответствия. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают: а) перечень объектов, подлежащих сертификации; б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация; в) правила выполнения работ по сертификации; г) участников данной системы. Системой добровольной сертификации может предусматриваться знак соответствия. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. 3.4. Правила и документы по проведению работ в области сертификации 3.4.1. Правила сертификации 1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от ИХ организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке. 2. Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах сво ей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, комиссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккредитации. 3. Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же продукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них. 4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам. 5. Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязатель ной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре. Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвержденных системах сертификации однородной продукции (группы услуг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содержащих правила и рекомендации по сертификации. 6. Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на рус ском языке. 7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участни ков сертификации заинтересованная сторона может подавать апелляцию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению зна ков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккредитации. 8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг. Характеристика существующих схем дана в подразд. 3.5 и 3.6. 3.4.2. Законодательная и нормативная база сертификации В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов [34, 41], которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер. · Законодательные акты Российской Федерации. В соответствии с этими законами (см. рис. 11) была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами. · Подзаконные акты — постановления Правительства РФ (рис. 11). Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.). · Основополагающие организационно-методические документы (рис. 12). Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней: документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации; документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем. · Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья», «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр. · Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрадного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр. · Целью применения перечнем является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ». На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация. С1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии». · Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов. · Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Госстандарта России, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах. Обобщенные сведения о документах, используемых участниками работ по сертификации, представлены на рис. 13.
3.5. Порядок сертификации продукции 3.5.1. Схемы сертификации Схемы сертификации — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям (табл. 6). Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства используют: 1) испытание, 2) проверку производства, 3) инспекционный контроль, 4) рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами). Один или совокупность нескольких способов доказательства определяют содержание схемы определенного номера.
Перед рассмотрением схем проанализируем каждый из четырех способов доказательства. В схемах 1—5 производится испытание типа, т. е. одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. Испытание в схеме 7 — это уже контроль качества партии путем испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции. Таким образом, жесткость испытаний, а значит, надежность и стоимость испытаний возрастают по направлению 1—7—8. Второй способ доказательства — проверка производства — применяется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно испытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Для оценки производства скоропортящейся продукции этот способ доказательства является главным, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ. Проверка производства проходит также с различным уровнем жесткости. При проверке в форме «анализ состояния производства» — варианты схем, обозначенные литерой «а» (схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а, 10а), проверяются отдельные требования ГОСТ Р ИСО 9001—2001 к производству. В схеме, предусматривающей сертификацию производства, проверяются все требования указанного стандарта (раздел 7 ГОСТ Р ИСО 9001) к производству. При сертификации систем качества (схемы 5, 6) проверяется соответствие системы всем требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. Таким образом, жесткость проверки производства, а значит, надежность проверки стабильности качества будет наиболее высокой при сертификации системы качества. Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в форме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контроля сертифицированной системы качества (производства). В последнем случае порядок ИК регламентирован ГОСТ Р 40.005, касающимся сертифицированных систем качества (производства). Рассмотрение заявки-декларации — это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Этот способ введен недавно и заимствован из практики сертификации в ЕС. Он заключается в том, что руководитель предприятия представляет в ОС заявку- декларацию, прилагая к последней протоколы испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества продукции. Этот способ используют при сертификации продукции зарубежного изготовителя с высокой репутацией на рынке, продукции отечественных индивидуальных производителей (например, фермеров), продукции малых предприятий и т.д. Кратко укажем на применение отдельных схем. Схемы 1—6 и 9а—10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 — при сертификации выпущенной партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуется использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Как видно, вышеуказанные рекомендации даны, исходя из такого критерия, как объем производства продукции. Другой критерий—требования к качеству. Так, схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять (вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10), если у ОС нет информации о возможности изготовителя данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции (потенциально опасные изделия техники, продукция на экспорт). Схемы За, 4а и 5 используют также при проведении работ по добровольной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов. Схемы 9—10а введены недавно. С введением подобных схем российская система сертификации еще больше приблизилась к европейской системе. Если полученные вне сертификации документы прямо или Косвенно подтверждают соответствие продукции установленным требованиям, то ОС может выдать поставщику сертификат соответствия на основании этих документов и заявки-декларации. Безусловно, важным критерием выбора схемы является специфика Продукции. Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции. Конкретную схему определяет ОС или заявитель. Как отмечалось выше, в схемах сертификации могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Они могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации. В зависимости от видов сертифицируемой продукции могут использоваться следующие дополнительные документы: санитарно-эпидемиологическое заключение; паспорт поля или сертификат качества земельного участка, выданного агрохимической службой; ветеринарное свидетельство; сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов, тары, упаковочных материалов. При наличии у изготовителя сертификата на систему качества ему достаточно представить на конкретную продукцию заявку-декларацию (схема 6).
3.5.2. Модульный принцип подтверждения соответствия продукции нормативным требованиям Гармонизация правил подтверждения с европейской практикой требует использования модульного подхода [25, 35]. В будущих технических регламентах взамен схем сертификации намечено использовать модули. Модульный подход (см. приложение 6) имеет следующие особенности: · подтверждение соответствия как процесс подразделяется на процедуры-модули; · модули распространяются либо на этап проектирования, либо на этап производства, либо на оба этапа; · восемь основных модулей и восемь их модификаций могут быть скомбинированы в разнообразные наборы в зависимости от группы продукции; · процедуры подтверждения основаны на участии первой стороны (изготовителя) или третьей стороны (уполномоченного органа); · подтверждение соответствия завершается принятием решения о соответствии (или несоответствии) продукции существенным требованиям регламентирующего документа (технического регламента или директивы ЕС) и возможности нанесения маркировки соответствия СЕ. К решающим факторам, которые должны быть приняты во внимание при выборе сочетания и состава модулей, относятся: тип продукции и связанный с ней риск; оптимальное сочетание экономических возможностей подтверждения соответствия и достаточной степени доказательства соответствия существенным требованиям. Согласно, например, директиве ЕС на игрушки применяются три основных модуля — А, В и С. Директивы ЕС на газовые приборы предусматривают шесть основных модулей — В, С, D, Е, F, G. Рассмотрим для примера процедуры подтверждения соответствия игрушек. 1. В соответствии с модулем А «Внутренний контроль», распространяющемся на стадии проектирования и производства, изготовитель представляет декларацию о соответствии, т.е. в письменном виде заявляет, что производимые им товары удовлетворяют требованиям директивы, и маркирует изделие знаком СЕ. 2. В соответствии с модулем В «Подтверждение соответствия типа (типового образца)», используемого на стадии проектирования, заявитель представляет полномочному органу образец (тип), документацию с описанием образца, протоколы испытаний. При положительных результатах экспертизы полномочный орган выдает сертификат утверждения типа ЕС. Подтверждение модулем В должно дополняться модулем С. 3. В соответствии с модулем С «Обеспечение соответствия типу», распространяющемся на стадию производства, изготовитель заявляет, что производимые игрушки соответствуют образцу, получившему сертификат ЕС. Изготовитель маркирует изделие знаком соответствия СЕ, нанося его на упаковку, сопроводительную документацию или само изделие. Изготовитель несет ответственность за принятие необходимых мер по обеспечению стабильности качества на всех этапах производства и полному соответствию единиц продукции сертифицированному типу.
3.5.3. Порядок проведения сертификации продукции Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам: подача заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; отбор, идентификация образцов и их испытания; проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации); анализ полученных результатов, принятие решения о возможности вьщачи сертификата; выдача сертификата соответствия; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации. При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться. Рассмотрим содержание каждого этапа. 1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий ОС. При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. Напомним, что заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее проведение. При сертификации по схемам 6, 9 и 10 изготовитель вместе с заявкой на проведение сертификации представляет в ОС заявку-декларацию. 2. ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил); перечень необходимых документов*, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель. В соответствии с «Положением о системе сертификации ГОСТ Р» к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ (по товарам — в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.12.99)). 3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации. Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке. Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС. Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата. 4. В зависимости от схемы сертификации могут производиться анализ состояния производства (схемы 2а, 4а, 9а, 10а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6). 5. ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности. Поскольку проверка подлинности и правильности заполнения сертификата является одной из форм входного контроля качества продукции, поступающей в организации сферы услуг (магазины, предприятия общепита и пр.), то коммерческие работники должны знать требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения (рис. 14).
Правила заполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующих сведений. Позиция 1 — регистрационный номер сертификата — в соответствии с правилами ведения Госреестра. В структуре регистрационного номера можно выделить пять элементов: РОСС XX ХХХХ X хххххх (1) (2) (3 (4) (5) 1-й элемент ~ — знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России (РОСС); 2-й элемент—код страны расположения организации—изготовителя данной продукции (оказывающей данную услугу) в виде двухсимволь- ного буквенного кода (по ОК 025—95) латинского алфавита (например, Россия—RU, Индия—IN, Нидерланды—NL); 3-й элемент — код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационного номера органа); 4-й элемент (одна или две буквы) — код типа объекта сертификации. Например: «У»—услуга (работа), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «А» — партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «В» — серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; 5-й элемент — номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код). Примеры: РОСС RU АЯ78 У00044 означает знак регистрации в Госреестре Госстандарта России услуги питания столовой (00044), выданный сертификационным центром «ПРОДЭКС» НИИ физико-химической биологии МГУ им. М.В. Ломоносова (АЯ78). Регистрационный номер РОСС IN АЯ78 А 05070 присвоен тем же ОС сертификату на партию продукции — чай (5070), изготовленный в Индии (IN). Номер сертификата — РОСС NL МЕ28 В 08389 соответствует серийной продукции, в частности электробритвам (08389) фирмы «Филипс», изготовленным в Нидерландах (NL) и сертифицированных ОС «МЕНТЕСТ» (МЕ28). Позиция 2 — срок действия сертификата устанавливается в соответствии с правилами и порядком сертификации однородной продукции. Даты записываются следующим образом: число и месяц—двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год —четырьмя арабскими цифрами. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вторая дата не проставляется. Позиция 3 — здесь приводятся регистрационный номер органа по сертификации — по Государственному реестру, его наименование — в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс. В структуре регистрационного номера аккредитованного органа по сертификации имеются также пять элементов: РОСС XX ХХХХ XX ХХХХ (1) (2) (3). (4) (5) 1-й элемент — аббревиатура РОСС — принадлежность к Российской Федерации; 2-й элемент — местонахождение ОС (в виде двухсимвольного буквенного кода латинского алфавита); 3-й элемент — код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр (например, «0001» — код Госстандарта России); 4-й элемент — категория ОС в зависимости от области аккредитации (например: «10» — ОС продукции и услуг, сертификационный центр; «11» — ОС продукции; «12» — ОС услуг; «13» — ОС систем качества; «14» — ОС производства); 5-й элемент — буквенно-цифровой код конкретного ОС, определенный объектом сертификации и порядковым номером данного ОС среди органов по сертификации конкретных объектов, внесенных в реестр. Примеры: код ОС «ПРОДЭКС», аккредитованного по продукции (пищевой продукции) и услугам (услуги общепита) — РОСС RU ООО 1 10 АЯ78; код ОС «МЕНТЕСТ», занимающегося сертификацией продукции (электротоваров) — РОСС RU 0001 11 МЕ28. Позиция 4 - здесь указываются наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта, технических условий или иного документа, по которому она выпускается (для импортной продукции ссылка на документ необязательна). Далее указывают: «серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии и единичного изделия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер и дату выдачи накладной, договора (контракта), документа о качестве и т.п. Здесь же дается ссылка на имеющееся приложение записью «см. приложение». Позиция 5 — код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции. Позиция 6 — обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифицирована не на все требования нормативного(ых) документа(ов), то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования. Позиция 7 —9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой и экспортируемой продукции). Позиция 8 — наименование, адрес организации-изготовителя (индивидуального предпринимателя). Позиция 9 — наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификат соответствия. Позиция 10 — документы, на основании которых органом по сертификации выдан сертификат, например: протокол испытаний с указанием номера и даты выдачи, наименования и регистрационного номера аккредитованной лаборатории в Государственном реестре; документы (санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.), выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа или службы, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия; документы других органов по сертификации и испытательных лабораторий с указанием наименования, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия; декларация о соответствии с указанием номера и даты ее принятия. Позиция 11 — дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, номер схемы сертификации и т.п. Позиция 12 — подписи, инициалы, фамилии руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации. Приложение к сертификату оформляют в соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате. Сертификат и приложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются. Цвет бланка сертификата соответствия при обязательной сертификации — желтый, при добровольной сертификации — голубой. Сертификаты соответствия для обязательной и добровольной сертификации имеют различные формы. Свою форму имеют сертификаты на системы качества и производства. При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции ОС должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ или услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг). Срок действия сертификата устанавливает ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок не более срока годности продукции. Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при ее поставке, продаже в течение срока службы (установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции). В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (Руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и др.), а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем). 6. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком Соответствия, принятым в системе. На рис. 15.1 дано изображение знаков соответствия в системе ГОСТ Р.
Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиатуру названия стандарта — Российский] Стандарт. Он указывает на национальную принадлежность знака соответствия. Под знаком соответствия при обязательной сертификации (рис. 15.1, а) проставляется буквенно-цифровой код ОС —две буквы и две цифры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отражают начальные буквы наименования сертифицируемого объекта: УО, УИ, УП — услуги общественного питания; JIT — текстиль; БП—посуда; ПП, ПО, ПР... — пищевые продукты и продовольственное сырье; ЛД—товары детского ассортимента; ЛК—кожевенно-обувные изделия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименования объекта: ME—электрооборудование; АЮ, АЯ — расширенная область аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации — «Ростест—Москва». Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции следует осуществлять способами, обеспечивающими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару при невозможности нанесения его непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 10) предусматривает единственными источниками информации о сертификации маркировку знаком соответствия и указание в технической документации сведений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копии сертификатов. 7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля, как это уже указывалось выше, — подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также надзорных органов. Результаты ИК оформляют актом. По результатам контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и в случае несоответствия продукции требованиям НД. ИК осуществляют, как правило, ОС, проводившие сертификацию данной продукции.
3.5.4. Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации Право потребителя на безопасность обеспечивается обязательной сертификацией не только отечественной, но и импортируемой продукции. Актуальность сертификации импортируемой продукции для России связана не только с защитой интересов потребителей и российского рынка в области безопасности, но и со значительным увеличением доли импортных товаров в общих продажах на внутреннем рынке. В условиях контрактов (договоров) на поставку в РФ продукции, подлежащей сертификации, должно быть предусмотрено наличие сертификата (декларации) и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Сертификаты (декларации) или свидетельства об их признании» представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции в Россию. Перечень продукции, требующей подтверждения ее безопасности I при ввозе на территорию РФ, до последнего времени устанавливался Госстандартом по согласованию с Государственным таможенным комитетом (ГТК).ГТКРоссии предусмотрена возможность ввоза проб и образцов товаров для проведения их испытаний в целях сертификации (например, предконтрактной). Для некоторых видов импортной продукции (как и отечественной) требуется подтверждение соответствия специфическим требованиям» безопасности—гигиеническим, ветеринарным и пр. | Скоропортящиеся товары (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты), т.е. товары, транспортировка или % хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий " (температура, влажность, давление и т.д.), подлежат таможенному оформлению и сертификации во внеочередном порядке. Товары, завозимые на территорию России, подлежат таможенному контролю, подтверждающему их безопасность, путем: проведения сертификационных испытаний; подтверждения иностранных сертификатов. Право подтверждения иностранного сертификата имеют территориальные органы Госстандарта. Импортные товары могут иметь иностранные сертификаты, которые не требуют подтверждения, так как с зарубежными органами по сертификации, выдавшими их, достигнуто соглашение о взаимном признании результатов сертификации. К ним. например, относятся: Дин ГОСТ ТЮФ — общество по сертификации в Европе; швейцарская фирма SGS (в литературе принята также аббревиатура из русских букв СЖС): венгерская фирма «Мертконтроль». Сертификация экспортируемой продукции проводится в системе ГОСТР. Сертификация товаров, подлежащих ввозу в Россию, должна проводиться, как правило, до их поставки в Россию. Если испытания проводятся в зарубежных лабораториях, то выдаваемые ими протоколы испытаний будут являться основанием для получения сертификатов в том случае, если лаборатории аккредитованы Госстандартом и занесены в Реестр системы сертификации ГОСТ Р. Условием аккредитации лаборатории является ее вхождение: 1. в международную систему сертификации, к которой присоединилась Россия (например, Система сертификации механических транспортных средств и прицепов, Система сертификации ручного огнестрельного оружия, Система сертификации изделий электронной техники МЭК); 2. в зарубежную национальную систему (при наличии двустороннего соглашения России с зарубежным национальным органом); 3. в систему сертификации ГОСТ Р (например, компания ГОСТ— Азия, зарегистрированная в Сингапуре; Ростест—Эстония); 4. в систему сертификации страны — члена Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации. Импортные товары, безопасность которых подлежит подтверждению, при отсутствии сертификатов через таможню не пропускают и направляют на хранение в соответствии с правилами. При отсутствии сертификата системы ГОСТ Р получатель может в течение установленного срока подать заявку на проведение работ или признание иностранного сертификата. Если товар, взятый на хранение, не был направлен на сертификацию, то по истечении определенного срока он передается в собственность РФ. Импортные товары, безопасность которых не подтверждена при сертификационном испытании, не пропускаются через таможню. При Этом возможны два решения: иностранный товар забирает отправитель; Товар подлежит таможенному режиму уничтожения. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» порядок ввоза на таможенную территорию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством РФ. В соответствии с Законом списки продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (см. о ТН ВЭД разд. 7 гл. 2) утверждаются Правительством РФ на основании технических регламентов. 3.6. Особенности сертификации услуг Основными общероссийскими организационно-методическими документами по сертификации услуг являются: «Правила сертификации работ и услуг» (утв. Постановлением Госстандарта России от 05. 08.97 № 17) и «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОК 002-93). Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН) при сертификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных Видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Правительства РФ, например: «Правила оказания услуг общественного питания», «Основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», «Правила продажи отдельных видов товаров». Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов: ■ подача заявки на сертификацию; ■ рассмотрение и принятие решения по заявке; ■ оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям; ■ принятие решения о возможности выдачи сертификата; ■ выдача сертификата; ■ инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг. Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй — в протоколах испытаний. При сертификации работ и услуг используют семь схем (см. табл.7), тогда как по продукции —10 основных и 6 дополнительных схем. Поясним применение отдельных схем, обратив особое внимание на специфичные схемы 1, 2, 4. Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:
полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы); метрологическое, методическое, организационное, программное, Информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг; безопасность и стабильность процесса; профессионализм обслуживающего и рабочего персонала; безопасность реализуемых товаров. Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс выполнения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность • Присвоения предприятию определенной категории (звездность гостиницы, разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид Стандарта на услугу — классификацию предприятий. По данной схеме Проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие Материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг. Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также по схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем Качества. Схемы 6 и 7 основаны на использовании заявки-декларации с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ И услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схемам 9 и 10, руководитель предприятия (или индивидуальный Предприниматель) заявляет, что объект обязательной сертификации соответствует установленным требованиям. Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших Предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом как f исполнители работ и услуг высокого уровня качества. Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг будет заключаться в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.
При добровольной сертификации применяют схемы 1—5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают заявку-декларацию, при добровольном сертификации не применяют. t Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идет о результатах социологических обследований, экспертных оценках, протоколах испытаний продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг. При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются (в порядке убывания значимости) регистрационные, органолепти- ческие, социологические и экспертные методы. Регистрационные методы применяются для оценки безопасности услуг, в частности при проверке наличия документальных свидетельств разных видов безопасности: пожарной безопасности помещений (по заключению органов Госпожарнадзора); санитарной безопасности помещений (по заключению служб Госсанэпиднадзора); безопасности транспортных средств (по санитарным паспортам); безопасности обслуживающего персонала (по медицинским книжкам персонала); метрологического обеспечения процесса обслуживания (по свидетельствам о поверке или оттискам клейма на СИ-весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам соответствия); профессионализма персонала (по документам о профессиональном образовании, книге отзывов и предложений); точности и своевременности оказываемых услуг (по результатам проверки соблюдения режима работы предприятия торговли и общественного питания). Органолептические методы используют для оценки санитарного состояния помещений предприятий торговли и общественного питания и прилегающей к ним территории. Для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии общественного питания проводится опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания. Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий на предприятиях общепита; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования. Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата) широко используются инструментальные методы. Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг — в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных Материальных услуг (допустим, услуг розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.
3.7. Сертификация систем качества (ССК) Во введении дано понятие систем качества, а в гл. 2 —действующих На них стандартов. 3.7.1. Значение сертификации систем качества В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества (СК) на соответствие Стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты применяют более 80 стран. По данным Регистра Ллойда, предприятия с сертифицированной СК работают в 2—3 раза эффективнее по сравнению с остальными. Тенденция стремительного роста ССК связана как с внешними причинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и с внутренними. К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают ССК в Процедуры сертификации продукции. Так, в ЕС семь из одиннадцати действующих директив, устанавливающих обязательную сертификацию продукции, предусматривают ССК как условие получения знака соответствия — СС. Сертификация систем качества позволяет увеличить цену на продукцию в среднем в 1, 5—2 раза. Предприятия, имеющие ССК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования (при страховании ущерба за некачественную продукцию). Благодаря ССК предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат на СК расценивается судом как доказательство невиновности. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении госзаказа отдают предпочтение предприятиям с ССК. Поэтому важной задачей федеральных органов исполнительной власти России является поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедривших СК. В этом плане заслуживает внимания постановление Правительства РФ от 02.02.98 № 103 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг». Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к ССК: более полное удовлетворение требований потребителей; сокращение издержек производства; сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов; улучшение культуры производства; повышение ответственности за качество. Ряд предприятий страны имеют одновременно на СК как национальный сертификат, так и сертификат одной из международных сертификационных фирм — «Бюро Веритас», «Регистр Ллойда», «Дет Норске Веритас», «Тюф-Серт» и др. 3.7.2. Правила и порядок сертификации систем качества Сертификация систем качества в России организуется и проводится для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям. ССК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так идобровольной. Сертификат и знак соответствия на СК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СК (см. рис. 15.1, в) состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредитации ОС, и знака ЦОС. Знак соответствия размещается на сертификате на СК. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию. Главный объект ССК—деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001. ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации. На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС системы — Технический центр Регистра. Последний определяет ОС. После оплаты регистрационного взноса ОС передает заявителю следующие документы: комплекс исходных форм документов для проведения предварительной оценки СК; перечень документов, представляемых на ССК. В частности, в состав исходных данных для предварительной оценки СК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.). Далее сертификация может проходить по следующим этапам: I - предварительная оценка СК; II - проверка и оценка СК в организации; III - инспекционный контроль за сертифицированной СК. На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения II этапа ССК. Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе. Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упущение при реализации отдельных требований стандарта). Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случа ях: проверяемая организация представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными; обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки. Значительное несоответствие может быть переведено главным экспертом в категорию малозначительного в случае представления проверяемой организацией объективных доказательств. СК признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. СК признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий. Результатом проверки и оценки СК может быть один из трех вариантов: система полностью соответствует стандарту; система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы; система содержит значительные несоответствия. Решение о рекомендации СК к сертификации (отказе в ССК) принимает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки СК. При положительных результатах ОС оформляет проект сертификата соответствия СК. Указанные документы вместе с актом проверки представляют Техническому центру Регистра. Одновременно ОС и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля. Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра. Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствиях. Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового ИК. 4. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ 4.1. Действующая практика декларирования в России Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России в ВТО. Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (далее — декларацией), по существу содержит малоопасные виды товаров: аккумуляторы, фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия и пр. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения соответствия установленным требованиям в форме декларации о соответствии. Поэтому товары, включенные в указанный Перечень, могут подвергаться обязательной сертификации по заявлению изготовителя (подаваемому только в добровольном порядке). Декларация заполняется по устан
|