Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет и система земельного права.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Земельное право – это самостоятельная отрасль, так как имеет свой предмет и метод. А именно она имеет свою концепцию: объект правового регулирования, свои цели и задачи правового регулирования, отличные от иных отраслей права и свои принципы. Земля как триединый объект и правовое регулирование земельных отношений с учетом этого триединства. В отличие от гражданского права, в земельном праве земля рассматривается как объект природы, объект хозяйствования и объект собственности. Такой подход закреплен в Конституции РФ и в принципах земельного законодательства. Земля как объект природы – это основной элемент экологической системы, с которым связаны другие элементы (вода, недра) и от состояния которой зависит состояние всей экосистемы. Она обладает рядом признаков: имеет естественное происхождение, обладает естественным плодородием, незаменима, пространственно ограничена, неуничтожаемая, находится в экологической взаимосвязи с другими элементами экосистемы. Как объект природа она выполняет экологическую функцию, т. е. является основой жизни. Экологический аспект земли зафиксирован в ст. 9 Конституции РФ. Это должно учитываться в законодательстве следующим образом: 1. Регулируя земельные отношения необходимо обеспечивать не только охрану земель, но и охрану всего природного комплекса. 2. Регулируя отношения по использованию и охране земли, необходимо обеспечить рациональное использование и охрану вод, лесов, недр. 3. Учитывая то, что земли РФ делятся на категории (ст. 7 ЗК делит все земли на 7 категорий) и, устанавливая правовой режим земель той или иной категории необходимо учитывать особенности использование природы и охраны тех объектов, которые там расположены, а также влияние природного комплекса на земли. Земля как объект пользования (хозяйствования) – 1) земля как средство производства (лесопользование, сельское хозяйство); 2) пространственный базис (размещение чего-либо на земле). Учитывая предыдущий тезис государство должно обеспечить рациональное землепользование. Земля как объект собственности всегда принадлежит кому-либо. Вопрос собственности на землю имеет первостепенное значение для построения всей системы земельных правоотношений. Решение вопроса собственности влияет на управление, на права и обязанности, на охрану земель. Земля участвует в гражданском обороте как объект права собственности. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория. Отношения по поводу земли как права собственности регулируются нормами гражданского и земельного права. В ГК дается понятие недвижимости (ст. 130) и именно в ГК имеется глава 17, которая регулирует отношения собственности на земельные участки. Отношения по поводу земли как территории урегулированы нормами земельного, административного, конституционного, муниципального права, т. е. земля как территория – это объект властных полномочий (территория РФ, территория МО). Земля – это условное понятие в рамках той или иной территории. Земельные споры – это споры, возникающие между пользователями или собственниками земельных участков. Земельное право как отрасль, как наука, учебная дисциплина. Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих земельные отношения, т. е. отношения по поводу земли, выступающие в триединстве в целях обеспечения рационального использования, охраны земель. Наука земельного права изучает не только нормы, но и предмет, принципы, теорию права собственности, пользования, управления, охраны земель, причем с различных точке зрения. Как учебная дисциплина, земельное право изучает основные положения науки земельного права, земельное законодательство и практику его применения. Под системой земельного права понимают совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов (пользования, собственности, охраны, управления), которые расположены в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании общественных земельных отношений. Все институты группируются в общую и особенную часть земельного права. Нормы общей части регулируют наиболее общие и наиболее важные земельные отношения. Общая часть содержит принципы земельного права, основные определения, эти институты (их содержание) влияют на содержание институтов особенной части, в которой урегулированы правовые режимы отдельных категорий земель. Этапы развития отрасли. До 1917 года нормы, регулирующие земельные отношения содержались, прежде всего, в гражданском праве. С 1917 года земельное право становится самостоятельной отраслью, которая рассматривалась в широком смысле, поскольку в земельное право входят нормы, регулирующие иные элементы экосистемы. В 1930 года была попытка заменить земельное право на земельно-колхозное право. С 1960 года земельное право было предложено рассматривать земельное право в узком смысле и выделить в отдельные отрасли водное право и т. д. Тенденции развития: 1) земельное право как самостоятельная отрасль права; 2) земельное право часть гражданского права; 3) земельное право должно быть частью экологического права; 4) формирование права недвижимости. Предмет, метод задачи земельного права. Предмет земельного права – земельные отношения, которые возникает по поводу земли выступающей в триединстве. Ст. 3 ЗК – отношения, регулируемые земельным законодательством, перечислены виды земельных отношений. Это отношения по использованию земли, отношения по охране земель, отношения собственности на землю, отношения по управлению в области использованию и охраны земель, отношения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Земельные правоотношения – это земельные отношения, урегулированные нормами земельного права. Структура правоотношений: · субъекты (РФ, субъекты РФ, физические и юридические лица и муниципальные образования). В ЗК см ст. 5, п. 1 – перечень субъектов, п. 3 – вид права на землю; · объекты: перечень их дается в ст. 6 ЗК – земельный участок как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков. Ряд ученых считает, что этот перечень не полный и предлагает дополнить его такими объектами как земельный фонд и земельная доля. Основы государственной использования земельного фонда РФ (Постановление Правительства РФ). Земельный фонд можно рассматривать как объект управленческих отношений и отношений по охране земель. Земельная доля – идеальная доля вправе. В ЗК имеется глава 1.1, которая называется земельные участки (глава появилась недавно, ранее понятие давалось в ст. 6.2, а сейчас в ст. 11.1). В ст. 11.1 дается понятие земельного участка – они имеют конкретные границы, которые устанавливаются ФЗ, могут иметь как естественное, так и искусственное происхождение. Об образовании земельных участках говорится в главе 1.1. Требования к образуемым и измененным земельным участкам содержаться в ст. 11.9 · содержание – совокупность прав и обязанность участников этих правоотношений. Права и обязанности зависят от вида правоотношений. Права и обязанности участников правоотношений по использованию земли закреплены в ст. 41 и 42 ЗК. Классификация земельных правоотношений: · по институтам: собственности, пользования, по управлению, по охране; · в зависимости от категорий земель (по целевому назначению): по поводу земель лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов и т. д. (категории в ст. 7) · материальные, процессуальные и процедурно-процессуальные (предоставление земельного участка). Задачи земельного права: В ЗК задачи земельного права не сформулированы, так как не все согласны с тем, что ЗП является самостоятельной отраслью. Задачи вытекают из принципов земельного права: рациональное использование земель, их охрану, восстановление. Чтобы обеспечить охрану земель и их использования, так как это, прежде всего основа жизни человека, необходимо осуществлять эффективное управление в земельной сфере, чтобы учитывать общественные интересы, а значит, приемы и способы должны быть императивными в методе обязательно должны присутствовать элементы административного права. Но поскольку земля включена в гражданский оборот и рассматривается как имущество, хотя и особого рода применяются приемы диспозитивного характера (дозволения). Императивно-диспозитивный метод направлен на то, чтобы обеспечить сочетание экологических и экономических интересов при регулировании земельных отношений. Принципы земельного права. Принцип – это элемент концепции земельного права, являются базой для правового регулирования, т. е. нормы, содержащиеся в земельном законодательстве не должно противоречить принципам. Они необходимы для правоприменения и государственного управления. Более того они позволяю отграничить земельное право от других отраслей. В теории права выделяют 2 группы принципов: принципы-идеи и принципы-нормы. Принципы-нормы содержатся в ст. 1 ЗК РФ. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права. Земельное право – это самостоятельная отрасль, которая регулирует множество различных земельных отношений. В силу этого земельное право взаимодействует с другими отраслями. В КП заложены основы регулирования земельных отношений (ст. 9, 36, 42, 58 Конституции РФ). В регулировании отношений по охране земель, отношений юридической ответственности участвуют нормы административного, уголовного, экологического, гражданского права. В регулировании отношений по управлению участвуют нормы административного права. Регулирование отношений собственности и имущественных отношений связано с нормами гражданского права. Общая характеристика земельной реформы в РФ. Земельная реформа – это многоплановый процесс, охватывающий перераспределение земель, переход к многообразию форм собственности на землю и изменение социально-экономической структуры сельского хозяйства. Земельная реформа началась с принятия Закона РСФСР «О земельной реформе». Это было связано с переходом к рыночным отношениям. Закон 1990 закрепил частную собственность на землю, закрепил цели, задачи, этапы проведения реформы. Цели проведения земельной реформы: рациональное использование и охраны земель, а также изменения в сельском хозяйстве. На 1 этапе планировалось провести инвентаризацию всех земель, т. е. необходимо было выявить, кому принадлежит земля, и на каком праве, а на 2 этапе провести перераспределение земель. Был принят Закон РСФСР «О крестьянском фермерском хозяйстве» - 1990, «Земельный кодекс» - 1991, Закон «О плате за землю» и целый пакте Указов Президента. Итоги реформы: расширены права и возможности граждан как землепользователей, они стали первичными землепользователями, переход к многообразию форм собственности, появление различных форм хозяйствования (ООО, АО, личные подсобные хозяйства, кооперативы, крестьянские фермерские хозяйства), землепользование стало платным, расширена хозяйственная самостоятельность землепользователей, усилена охрана земель, защита земельных прав, усилена юридическая ответственность за земельные правонарушения. Ученые считают реформу не завершенной, так как не достигнуты цели и в 2000 году начинается новый этап земельной реформы. С принятия Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 года (утвердило федеральную целевую программу развития земельной реформы в РФ с 1999 по 2002 год). В этот период необходимы было качественное развитие земельной реформы, а для этого следовало усовершенствовать земельное законодательство, ранее принятые нормативные акты стали неактуальны. В 2001 году принимается новый ЗК; Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; закон «О крестьянском фермерском хозяйстве». На сегодняшний день термин земельная реформе нигде не употребляется, а говорят о государственной земельной политике (см. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 года №297-р).
|