Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Посреднические (агентские) отношения в корпорации






Западные теоретики финансового менеджмента признают, что главной целью де­ятельности акционерной компании является максимизация богатства (собствен­ности) ее акционеров. Однако на практике менеджеры компании могут иметь и другие цели, не совпадающие с интересами акционеров фирмы. Поэтому между менеджерами и собственниками часто возникает конфликт интересов, рассмат­риваемый в рамках общей теории агентских отношений. В теории финансового менеджмента выделяют два вида агент­ских отношений:

♦ отношения между акционерами и менеджерами фирмы;

♦ отношения между кредиторами и акционерами.

Отношения между ними называют посредническими. Они воз­никают, когда предприниматель (собственник) нанимает агента (менеджера) для представления своих интересов во взаимоотношениях с инвесторами, кредитора­ми, страховщиками и государством.

По сути, посреднические расходы являются денежным выражением стоимости конфликта между акционерами и руководством компании. Такие расходы могут быть прямыми и косвенными. Примером косвенных посреднических расходов является упущенная выгода акционеров. Прямые посреднические (агентские) расходы проявляются в двух формах:

♦ расходы выгодны руководству компании, и за них расплачиваются акционе­ры (приобретение роскошного авиа- и автотранспорта для ведущих менед­жеров, высокие представительские расходы и др.);

♦ расходы, возникающие из необходимости наблюдать за действиями руко­водства. Например, оплата услуг независимых аудиторов для проверки пра­вильности информации в финансовых отчетах.

На практике, чтобы повысить собственный имидж, руководство нередко стре­мится максимизировать имущество корпорации путем завышения оплаты при покупке другой компании. Очевидно, что если такая переплата имела место, то покупка невыгодна акционерам приобретающей компании. Будут ли менеджеры принимать решения в интересах акционеров, зависит от двух факторов. Во-пер- вых, от того, насколько совпадают цели руководства с целями капиталовладельцев. Данный вопрос связан со способом компенсации (оплаты) труда менеджеров. Во- вторых, от того, может ли руководство быть заменено, если оно не соблюдает ин­тересов акционеров. Это фактически вопрос о контроле над корпорацией.

Действенный способ урегулирования конфликтов между акционерами и ме­неджерами на развитом фондовом рынке — это поглощение компаний (takeover— англ.). Если поглощающей компании удастся приобрести пакет акций, обеспечи­вающих ей контроль над поглощаемой фирмой, то она сменит прежних менедже­ров на более квалифицированных.

Наряду с конфликтом между акционерами и менеджерами может возникнуть еще один агентский конфликт — конфликт между акционерами и кредиторами. Кредиторы вправе претендовать на часть доходов компании, имеющей большие долговые обязательства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал