Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Посреднические (агентские) отношения в корпорации
Западные теоретики финансового менеджмента признают, что главной целью деятельности акционерной компании является максимизация богатства (собственности) ее акционеров. Однако на практике менеджеры компании могут иметь и другие цели, не совпадающие с интересами акционеров фирмы. Поэтому между менеджерами и собственниками часто возникает конфликт интересов, рассматриваемый в рамках общей теории агентских отношений. В теории финансового менеджмента выделяют два вида агентских отношений: ♦ отношения между акционерами и менеджерами фирмы; ♦ отношения между кредиторами и акционерами. Отношения между ними называют посредническими. Они возникают, когда предприниматель (собственник) нанимает агента (менеджера) для представления своих интересов во взаимоотношениях с инвесторами, кредиторами, страховщиками и государством. По сути, посреднические расходы являются денежным выражением стоимости конфликта между акционерами и руководством компании. Такие расходы могут быть прямыми и косвенными. Примером косвенных посреднических расходов является упущенная выгода акционеров. Прямые посреднические (агентские) расходы проявляются в двух формах: ♦ расходы выгодны руководству компании, и за них расплачиваются акционеры (приобретение роскошного авиа- и автотранспорта для ведущих менеджеров, высокие представительские расходы и др.); ♦ расходы, возникающие из необходимости наблюдать за действиями руководства. Например, оплата услуг независимых аудиторов для проверки правильности информации в финансовых отчетах. На практике, чтобы повысить собственный имидж, руководство нередко стремится максимизировать имущество корпорации путем завышения оплаты при покупке другой компании. Очевидно, что если такая переплата имела место, то покупка невыгодна акционерам приобретающей компании. Будут ли менеджеры принимать решения в интересах акционеров, зависит от двух факторов. Во-пер- вых, от того, насколько совпадают цели руководства с целями капиталовладельцев. Данный вопрос связан со способом компенсации (оплаты) труда менеджеров. Во- вторых, от того, может ли руководство быть заменено, если оно не соблюдает интересов акционеров. Это фактически вопрос о контроле над корпорацией. Действенный способ урегулирования конфликтов между акционерами и менеджерами на развитом фондовом рынке — это поглощение компаний (takeover— англ.). Если поглощающей компании удастся приобрести пакет акций, обеспечивающих ей контроль над поглощаемой фирмой, то она сменит прежних менеджеров на более квалифицированных. Наряду с конфликтом между акционерами и менеджерами может возникнуть еще один агентский конфликт — конфликт между акционерами и кредиторами. Кредиторы вправе претендовать на часть доходов компании, имеющей большие долговые обязательства.
|