![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VI. Задания по теме.Стр 1 из 31Следующая ⇒
Специальность: ОМ Дисциплина « Русский язык»
БЛОК – 3 (Темы – 16-22)
Методические рекомендации для практических занятий Тема №16 Лексическая тема: Моя специальность. Грамматическая тема: Компрессия как основной вид переработки научного текста.Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста.
Тема №17 Лексическая тема: Общие методы обследования больного. Грамматическая тема: План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. Тема №18 Лексическая тема: Профилактика, лечение и уход. Грамматическая тема: Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс. Тема №19 Лексическая тема: Первая медицинская помощь. Грамматическая тема: Цитирование в научной сфере. Основные правила оформления цитат. Тема №20 Лексическая тема: Питание здорового человека. Режим питания Грамматическая тема: Аннотирование научных текстов. Виды аннотации с учетом особенностей потребителей. Тема №21 Лексическая тема: Типы ЛПУ. Здравницы Казахстана. Грамматическая тема: Справочно-библиографическое описание. Структура справочно-библиографического описания. Тема №22 Лексическая тема: Здоровье и здоровый образ жизни. Грамматическая тема: Реферирование научных текстов. Виды репродуктивных и продуктивных рефератов.
ЗАНЯТИЕ №16 I.Лексическая тема: Моя специальность. Грамматическая тема: Компрессия как основной вид переработки научного текста.Виды компрессии текста-первоисточника. Основные правила компрессии текста.
II. Цель: сформировать и развить компетенции компрессирования, определения видов компрессии текста-первоисточника, основных правил компрессии текста. III. Задачи: · Когнитивно-языковая компетенция: сформировать и развить умение компрессировать текст-первоисточник. · Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра. IV. Основные вопросы темы: 1. Компрессия как основной вид переработки научного текста. 2. Виды компрессии текста-первоисточника. 3. Основные правила компрессии текста. V. Методы обучения: · Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала. · Наглядный: применение опорных таблиц. · Инновационный: кластерный метод. · Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций. VI. Задания по теме. Задание 1. Прочитайте. Объясните смысл данных высказываний. Запишите их.
1) Профессия врача – это подвиг. Она требует самопожертвования, чистоты души и помыслов. Не всякий способен на это. (А.П. Чехов) 2) Чтобы быть истинным и полезным врачом и достигнуть точного познания в медицине, нужны шесть следующих условий: врожденный талант, хорошее воспитание, высокая и чистая нравственность, изучение медицины с самых юных лет в известной и хорошей медицинской школе, любовь к своей науке и трудным ее занятиям, - и значительное время. (Гиппократ)
Задание 2. Прочитайте. Объясните, как вы понимаете следующие суждения В. Сухомлинского?
– Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. – Если человек влюблен в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. – Человек – хозяин своего призвания. Задание 3. Прочитайте. Определите основную мысль данного микротекста.
Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше. Разумеется, нужны все профессии, они должны равномерно и целесообразно распределятся в обществе. Но каждый врач, каждый учитель, токарь, плотник должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к прекрасному, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому. Задание 4. Прочитайте и сравните два текста. Сформулируйте тему и основную мысль каждого текста. Совпадают ли они? Если да, то почему? В каком тексте дана сжатая информация? А. С давних пор человек интересовался тем, как он устроен. На смену догадкам и предположениям приходили знания, основанные на опыте, формировались науки. Изучением человеческого тела занимаются две тесно связанные между собой науки: анатомия и физиология. Анатомия изучает строение человеческого организма, отдельных органов, тканей, клеток. Физиология изучает их работу – функции. Анатомия пользуется мертвым языком – латынью, латинским языком. На этом языке давно уже не говорит ни один народ мира, но им пользуются ученые всех стран, в том числе и медики. Все органы человеческого тела носят латинские названия, и за каждым органом закрепилось название, данное его первооткрывателями. Эта традиция возникла очень давно, и она очень удобна. Посудите сами: например, слово «сердце» на разных языках звучит по-разному, медикам разных стран было бы трудно понять друг друга, но латинское слово «cor», обозначающее этот орган, понятно любому врачу в любом уголке мира. (Человек. Полная энциклопедия)
Б. Изучением человеческого тела занимаются две тесно связанные между собой науки: анатомия и физиология. Анатомия изучает строение человеческого организма, отдельных органов, тканей, клеток. Физиология изучает их работу – функции. Анатомия пользуется латинским языком. Все органы человеческого тела носят латинские названия. Слово «сердце» на разных языках звучит по-разному, но латинское слово «cor», обозначающее этот орган, понятно любому врачу в любом уголке мира. Задание 5. Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.
Компрессия текста – компрессия (лат. compressio – сжатие) текста, сокращение или свертывание текста для того, чтобы выявить и выбрать наиболее существенную информацию и представить ее в краткой форме по принципу «минимум знаков – максимум информации». Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Абзац – часть текста, связанная одной микротемой. Каждый абзац начинается с красной строки, имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается микротема и находятся ключевые слова. ___________________________ Текст - мә тін Первоисточник – тү пдерек Задание 6. Ознакомьтесь с данной лингвистической информацией. Запишите основные положения. С какой целью используется компрессия текста?
Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе текста-первоисточника можно построить вторичные тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации в сжатой форме. Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным (екінші).
|