Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 18. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.






Пирс исходил из того, что воспринимая сообщение субъект не просто воспроизводит его, но в процессе декодирования создает сообщение на основе собственного понимания, культуры и т. д.

Ключевое понятие у П. – знаковая деятельность человека.

Человек может жить, только взаимодействуя одновременно с двумя мирами: миром вещей и миром знаков, которые люди поставили в соответствие этим вещам. Второй мир – это мир названий, имен.

Знак О (объективный знак)
Субъект S Знак S
Объект О (денотат или референт)
Знак по П. – это что-то представляющее нечто перед кем-то в некотором отношении.

 

 

Основу данной модели составляет взаимодействие между объектом О и субъектом S. Объект О взаимодействует с субъектом S и противостоит ему в его практической и знаковой деятельности. Знак О – знаковое представление, обозначение объекта О, которое является конвенциональным, согласованным для данной социальной общности. Т. е. знаки, которые в данной общности поставлены в соответствие объекту О, его названию.

Субъект S и знак S (субъективный знак объекта О в сознании субъекта S). В самом общем виде знак S всегда представляет собой взаимное восприятие субъектом S собственно объекта О и объективного знака О. Знак S – результат знаковой деятельности человека во взаимодействии с объектом и его объективным знаком.

Знак S детерминирован культурными ценностями и нормами субъекта S.

Типы отношений модели П.:

1)объект О – знак О (наименование)

2)знак О – объект О (обозначение)

3)знак О – знак S (интерпретация)

4)объект О – знак S (формирование субъективного знака в ходе прямого взаимодействия с объектом).

Знак есть некоторый феномен, замещающий, представляющий (репрезентирующий) в некотором отношении другой феномен в когнитивных и ком-тивных процессах.

Модель знаковой деятельности П. показывает зависимость характеристик знака, функционирующего в актуальном сознании субъекта как от ком-ции с миром объективных знаков (знак о), так и от ком-ции с миром вещей (объект О). Также данная модель представляет наиболее важную функцию знака – функцию репрезентации объекта в ком-тивных процессах.

Билет 19. Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

 

1.Свойство принципиальной арбитрарности знака. Это свойство характеризует сущность связи между планом содержания и планом выражения знака. Сложилось 2 базовых подхода к решению этого вопроса.

Один из них полагает, что существует исходная божественная связь между планом содержания и планом выражения знака. Язык есть феномен божественный. Это религиозный подход.

Второй подход говорит о том, что связь между планом содержания и планом выражения знака является произвольным процессом и формируется в процессе знаковой деятельности людей. Т. е. знак имеет конвенциональный характер.

Свойство арбитрарности знака является первым фундаментальным принципом семиотики, лингвистики и теории ком-ции.

2.Свойство полифункциональности знака. Один знак в ком-тивных процессах способен одновременно выполнять несколько функций (красный мерседес, красна девица, красный сигнал светофора).

3.Принцип системно-исторической обусловленности знака. Знак всегда является одновременно частью двух по-разному организованных множеств. С одной стороны принадлежит языку и функционирует сообразно законам этой системы. С другой стороны знак – динамическая система, он постоянно меняется.

4.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

 

Билет 20. Свойства и характеристика знаков – 2. Свойство асимметричной дуальной динамики знака. Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем. Принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем. Принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

1.Свойство ассиметричной дуальной динамики знака. Знак является динамичным образовнием, он меняется и знак ситуативен, в нем план содержании и план выражения соединены на определенный, не очень длинный исторический период. В остальное время знак меняется, т. к. отдельно меняются его план содержания и план выражения. При изменении знака иногда ведущим является изменение плана содержания, а иногда плана выражения. Динамика дуальна и ассиметрична.

2. Принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем отражает необходимость функционирования знаков, обеспечивающих человеческое взаимодействие, как некоторых диалектически организованных парных образований. Добро-зло, свет-тьма (одна половина +, другая половина -; одно не существует без другого, каждому знаку подразумевается наличие в данной знаковой системе еще одного знака – вместе – бинарная оппозиция планов содержания)

3. св-ва огранич. семиотич. системы (Наблюдатель наход. внутри языка, замкнутом или отн. замкнутой семиотической системы, рассматривает сложившиеся в нём отношения между планами содерж. и планами выраж. как объективные, пост., заданные. Язык, как семиот. система для тех субъектов, кот. им пользуются, есть элемент внешней объективной среды существ. Если же наблюд. наход. вне семиот. системы, для него правила условий и условностей этой системы станов. заметными, он видит на 1 семиотич. уровень больше. То, что внутри системы явл. высшим семиот. уровнем для субъекта вне системы выступает в качестве промежут. семиотического уровня. (пример с зел. Очками в Изумрудном городе).

5. Принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса. Семиотическое отношение, задающее форму и содержание знака, не является раз и навсегда заданным и неизменным. Новые семиотические системы могут образовываться не только на основании элементов предметного мира, но и на базе уже существующих знаковых систем. Появл. Стилистики. Стилистика состоит из знаков 2го уровня знаковости.

 

Билет 21. Семиозис. Понятие и структура. Семиотические подходы Морриса и Грайса.

Семиозис (от греч. semeiosis) – термин, принятый в семиотике, и обозначающий «процесс интерпретации знака», или процесс порождения значения. Известно, что этим термином пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139 - 199 н.э.) для постановки диагноза: семиозис означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в семиозис (1) то, что выступает как знак; (2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта).

Один из основоположников современной семиотики американский философ Ч.С.Пирс применял понятие «семиозиса» для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения «объект-знак-интерпретанта». Для Пирса именно понятие семиозиса было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционирует как знак до тех пор, пока он не осмысливается как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпретированы, чтобы быть знаками. Осуществляется это знание благодаря интерпретанте. Интерпретанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/ объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпретанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулирует необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипотетическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпретанты данного объекта, то эта интерпретанта может быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпретации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном семиозисе. Семиозис - это динамический процесс интерпретации знака, единственно возможный способ его функционирования. Семиозис - это деятельность знака по производству своей интерпретанты. Идея семиозиса выражает самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существует, но он удален и недосягаем, будучи словно “спрятан” в череде семиотических медиаций. Однако, познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. У.Моррис определял семиозис как «процесс, в котором нечто функционирует как знак». Он также выделял три измерения семиозиса (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика характеризует отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включает отношения знаков друг к другу; 3) прагматика – исследует отношения между знаками и теми, кто ими пользуется (интерпретаторы

Для языковых систем предмет синтактики – прагматика и синтаксис языков. Синтактика – изуч. способы согласов., сочет. знаков, ведущие в конечном счёте к образов. Знаковых выражений/систем. Парадигма – напр. на отн-я между людьми, пользоват. Знаков и собств. знаковыми системами. Взаимодействие по линии: человек – знак – ситуация.

 

Модель Пола Грайса. (прагматическая модель эффективной комм-ии). Грайс развив. модель Мориса и сосредотачивает внимание на прагм. измерении семиозиса. Его предложение - собств. решение задачи об эффективной прагматике комм-ии: совокупность 4х правил (условий) эффективной комм-ии. Формула Грайса: Вклад в композицию (прежде всего в вербальную) болжен быть необходим и достаточен по кол-ву, адекватен по качеству, релевантеннг по втруктуре исп. ср-вам.). Лучшая форма PR – атаки: " мы не мешаем оппоненту, не ругаем его. Мы хвалим его, помогаем ему, но ему всё хуже и хуже от этой помощи." Этот принцип Грайс развернул в 4 категории эффект. прагм. комм-ии: 1. количество 2. качество, 3. релевантность, 4. спопоб ком-ии. 1. Вклад в комм-ию, чтобы она была эффективной, должен бытии необходимым о достаточным. Он не может быть не более и не менее информативным, чем этого треб. цель ком-ра и ситуация взаимодействия. Особ. этой категории важна для преод. Избыточности инф-го вклада. 2. Правда и тоько правда. Для достижения эффективности комм-ии не следует говорить того, что вы считаете ложью, но для док-ва чего нет дост. оснований. 3. Данная категория формируется из след. принципа: для эффективной комм-ии стр-рное содержание эл-в сообщ-я должно соответствовать целям ситуации и комм-ии. 4. Согл. Грайса форма, способ комм-ии, средства исп. в рамках комм-ий должны быть адекватны партнёру по взаимод. его возможн-м, ожиданию, культуре, эмоциям. Для эффективной комм-ии необходимо избегать двусмысленности, многословия, амбивалентных формулировок, непонятных слов, усложнённых конструкций и т.д.

 

Билет 22. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма. (см 18 и 15)

И. Пирс – простейшая типология кодов. В основании – хар-р соотв. между планом содерж. И планом выражения в знаке. 3 типа знаков: 1. знаки – индексы, символы 2. иконические знаки 3. знаки – символы, подлинные ком-е знаки. Знаки –индексы – имеют внутр. смысловую связь между планом содерж. и планом выраж. (дым – знак огня, t0 - знак болезни, облака и.т.п.) 2. иконические знаки – мат. предметы, тексты, воспроизводящие внешний вид, внутр. устройство, содерж. объекта и используемые в процессах познания и ком-ии. (глобус, карта, икона и т.п.). 3. знаки – символы (ист. коммуникативные знаки) такие формы соотв. между планом содержания и планом выраж., кот. устанав. конвенциально и не существуют в рамках отсутствия подобной конвенции. (красный крест, обручальное кольцо, череп с костями и т.п.). Разделение знаков и кодов на 2 типа: парадигму и синтагму. Это правила организации знаков. Парадигма – некая совокупность знаков, отвеч. Следующим хар-кам: 1. знаки имеют общий признак 2. ни один из знаков не повт. все ост. В науковедении парадигма – совокупность целостных, внутренне не противоречивых и последовательных концептуальных оснований какой-либо теории. Синтагма – осмысленная последовательность элементов парадигмы. (числа для парадигмы цифр). Чтобы выстроить ком. форму взаимодействия согласно Маррису нужно решить послед-но следующие задачи: 1. выбрать базовую парадигму 2. из её Эл-в сформулировать синтагму, совокупн. синтагм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал