![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 23 Понятие кода. Типология кодов.
Коды – правила организации знаков, система определенных норм, с помощью которых информация представляется в знаковом виде. В более узком плане коды – способы организации синтагм из парадигм. Коды одновременно являются способами организации знаков и регуляторами поведения. Все виды кодов выполняют функцию организации системных значений и имеют следующие характеристики: 1)они функционируют на основании некоторой единой парадигмы; 2)коды определяются конвенционально, т. е. опираются на соглашения пользователей; 3)коды транслируются по каналам ком-ции; 4)коды являются производными от культуры социальной общности, при этом коды и культура находятся в непрерывной прямой и обратной связи, т. е. влияют друг на друга. Типология кодов. 1.Критерий характера парадигм 1)аналоговые; 2)разделительные. Аналоговые коды работают с непрерывными парадигмами. Разделительные коды опираются на дискретные парадигмы. Аналоговые коды не разделяются четко на отдельные, дискретные элементы. Разделительные коды отделяют одно значение в парадигме от другого.(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код) 2.Репрезентационные и презентационные коды. Эта типология связана не только с функцией кода в процессе знаковой деятельности, но и с функцией организации ком-ции субъекта. 1)репрезентационные коды – коды независимого существования, они заменяют субъекта, способны существовать автономно от него и от социальной ситуации, в которой осуществляется ком-ция. Это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Тексты выполняют функции репрезентационных кодов. 2)презентационные коды – это коды-индексы, они не отделяются от ком-тора и ситуации взаимодействия и как правило надежнее всего функционируют в межличностной ком-ции, хотя представлены и в массовой ком-ции. Невербальная ком-ция опирается на систему презентационных кодов. С помощью этих кодов ком-тор реализует две функции: - передает индексичную информацию о себе и о своей реакции на ситуацию взаимодействия; - интерактивное управление аудиторией. Виды презентационных кодов: · Телесный контакт; · Дистанция, степень близости; · Угол общения; · Предметные характеристики самопрезентации, аксессуары; · Движения головой; · Мимика; · Жестикуляция; · Позы; · Контакт глазами, движения глаз; · Позиция в геометрическом пространстве; · Невербальные аспекты речи. 3.Сложные и простые коды 1)Сложные коды – коды, выделяющие, обосабливающие ком-тора. Для овладения ими требуется специальная подготовка. Сложные коды – атрибут профессиональных групп и субкультур. Чем выше профессиональный уровень субъекта, тем сложнее его кодовая система. 2)Простые коды - коды, интегрирующие ком-тора в аудиторию, подчеркивающие общность ком-тора и аудитории. Это коды обыденного сознания и обыденного языка.
Свойства: - сложные и простые коды выражают архитектонику текста, построение предложений, характеристики и объем словарного запаса; - простой код ближе к устному взаимодействию и презентационным кодам невербальной ком-ции. Сложный код приемлем для письменной ком-ции, хотя он может быть и устным; подходит для абстрактных репрезентационных ком-тивных форматов; - простые коды выступают в контактной ком-ции, сложные – в рефереционной функции, когда требуется точная передача информации; - сложные коды для своего освоения требуют специального обучения, простые коды осваиваются в ходе выработки повседневного опыта. 4.Массовые и специальные коды. 1)Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида, выполняют объединяющую функцию. 2)Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт. При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов. При исполнении массового кода акцент противоположен, подчеркивание единства общности. 5.Логические и эстетические (условные) коды. 1)Логические коды – коды точных наук, в которых невозможно отклонение, искажение. Они символичны, статичны, безличны, не подвержены культурному влиянию. 2)Условный код мобилен, культурно детерминирован. Главное отличие между логическим и условным кодом в природе их парадигм. Парадигмы логических кодов однозначны, определены, четкие, организованные. Условные коды имеют открытые парадигмы. Они подвержены конвенции, опираются на переменчивые культуры, на опыт пользователей. Они менее точно определены и способны к изменению. Динамика условного кода – от меньшинства к большинству, от специального сознания к массовому.
Билет 24 Понятие и структура личности. Модель коммуникативной личности Конецкой. под коммуникативной личностью /в узком смысле/ будем понимать устойчивую систему социально-значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора).
В теории коммуникации различные авторы по-разному определяют понятие коммуникативной личности. Нельзя в полной мере согласиться с В. Кашкиным, определяющим коммуникативную личность как совокупность индивидуальных стратегий и тактик ее коммуникации. Оставляя за скобками неоднозначность понятий «коммуникативная стратегия и тактика», отметим, что такая совокупность может считаться скорее формой проявления коммуникативной личности, чем собственно коммуникативной личностью. Реальные практики общения действительно характеризуют личность как субъекта коммуникации. Но они не исчерпывают всего ее личностного коммуникативного потенциала. При формулировании определения коммуникативной личности следует отталкиваться от понимания сущности и основных характеристик личности как таковой. Тогда можно будет избежать как неточностей и двусмысленностей, так и излишне многословных конструкций. Онтология коммуникативной личности. На философском (онтологическом) уровне сущности понятий «личность» и «коммуникативная личность» совпадают.Личность, как социальный субъект, социализированный индивид, не может существовать иначе, как коммуникативная личность, «человек общающийся». Если человек как биологический субъект не участвовал в процессах, общения, он не смог превратиться в социального субъекта, т. е. в личность. Таким образом, на социально-философском уровне категории «личность» и «коммуникативная личность» совпадают по своему содержанию. Это позволяет говорить о широком понимании категории «коммуникативная личность». В широком понимании термин «коммуникативная личность» эквивалентен термину «личность». ТК как частная научная дисциплина, в отличие от философии, пользуется узким пониманием категории «коммуникативная личность». Здесь этим понятием обозначается одна из форм проявления личности, связанная с качеством исполнения ею функций субъекта коммуникативного взаимодействия. Под коммуникативной личностью в узком смысле будем понимать устойчивую систему социально значимых (свойств и) качеств, характеризующих индивида как субъекта социальной коммуникации (коммуникативного актора). С общепсихологической точки зрения под коммуникативной личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, снизывающее воедино различные психические процессы, детерминирующие практики общения индивида и придающее его коммуникативному поведению определенную последовательность, воспроизводимость и устойчивость. Именно такая узкая трактовка коммуникативной личности используется в ТК. Коммуникативная личность - форма функционирования личности в коммуникативном процессе, форма ее реализации через выполнение социальных ролей источника/получателя сообщений. В онтологическом плане узкое понимание коммуникативной личности –в каждый конкретный момент времени личность может функционировать в различных социальных ролях, может реализовываться через различные поведенческие формы. Когда эти поведенческие формы обретают вид коммуникативного действия, имеет место бытие личности как коммуникативной личности. Если индивид реализует сложную социальную практику, содержащую как коммуникативный, так и некоммуникативный компоненты, то, применяя к его описанию категорию коммуникативной личности, мы абстрагируемся от всех его социальных ролей, не связанных с коммуникацией. Коммуникативная личность - одновременно «человек, общавшийся в прошлом, - субъект и продукт предшествующей коммуникации», «человек, общающийся реально- в настоящем» и «человек, общающийся потенциально, - готовый к общению в будущем», В любой коммуникативной личности всегда присутствуют и неразрывно увязаны все эти три темпоральных среза -прошлая, настоящая и будущая/потенциальная коммуникация. Конецкая выделяла такие параметры ком-тивной личности: 1. Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стимулом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, то коммуникация не состоится. В лучшем случае это будет псевдокоммуникация — бесцельный, хотя, может быть, и оживленный по форме разговор. Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. 2. Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах. Наиболее существенными для когнитивного параметра коммуникативной личности являются следующие характеристики: способность адекватного восприятия информации, способность воздействия на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловленных норм вербальной и невербальной коммуникации. 3. Функциональный параметр включает три характеристики, которые, по существу, и определяют такое свойство личности, которое принято называть коммуникативной (языковой) компетентностью: а) практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; 6) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; в) построение высказываний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета». Конецкая: 1) не раскрывает содержание определяемого понятия, коммуникативная личность трактуется как одно из проявлений личности, обусловленное некоторой группой параметров, но в чем заключается это проявления, остается не ясным. 2) Сомнительным представляется правомерность использования в приведенном определении терминологического оборота «одно из проявлений личности». Если коммуникативная личность – это проявление личности, значит, есть другие проявления, которые можно обозначить как некоммуникативные. 3) Определение Конецкой представляется недостаточно четким в связи с тем, что предложенные в нем факторы, детерменирующие коммуникативную личность, не носят необходимого и достаточного характера. Любое действие личности коммуникативное и некоммуникативное, определяется когнитивными характеристиками, опирающимися на опыт, адекватное восприятие информации от окружающей среды.
|