![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернизм
Каждая эпоха имеет свой социокультурный имидж, который носит определенное наименование: Возрождение, Просвещение. Это типы определенной культуры. Культурная мифология времени. XX столетие имеет шанс войти в историю как эпоха постмодернизма. Причем использовать этот термин следует не только по отношению к искусству и литературе, а гораздо шире - к человеческой культуре вообще. В том числе к культуре политической. Утверждение демократии как принципа политической организации и жизнеустройства общества и есть постмодернизм. Как термин постмодернизм подразумевает совокупность различных явлений, которая лишь объединяет сумму некоторых противоположностей. Постмодернизм учитывает многообразие " вкусовых культур" и стремится создать среду, насыщенную многообразием культурных смыслов. Иными словами, это почти лишенный поступательного движения мир, просто равный самому себе. Это воспевание многообразия обыденного, ординарного, с ориентацией на рядового, среднего потребителя, приспособление к индивидуальному вкусу заказчика. Новая культура всегда формируется на базе обновленного отношения к античности как нормативного образца. Слово " модерн" (современный) вошло в обращение в V веке н.э., обозначив собой разделительный рубеж христианского настоящего и языческого прошлого. Модерн - это ведущая художественная идея, возникшая с началом XX века. Здесь же пролегает условная граница между господством слова и глаза. В языческом мире доминантой являлся глаз - античные образы воплощались преимущественно в пластическом материале. Иудаизм, христианство, ислам сделали своей доминантой слово. Доказательств тому-несть числа. Радикальное изменение ситуации произошло в XX веке. Тотальное распространение по планете кинематографа и порожденных им электронных искусств - ТВ, видео, " компьютерного театра" - как бы вмонтировало в массовое сознание оптическую призму. В результате изменилась не только оптика нашего мировосприятия, но и метафизические характеристики ориентации в нем. Так что одним из безусловных отличий постмодернизма является видеократия - власть глаза, видеообраза, киберспейса. При нашем активном участии складывается качественно новый комплекс технологий и искусств, общие контуры которого вырисовываются уже сегодня. Одной из отличительных черт постмодернизма является цитатность. Сущность этого явления в том, что настоящий момент развития культуры представляется как бы самодостаточным, но не до конца оформленным каталогом известных сюжетов, тем, идей, образов, мотивов, стилей и направлений 9. ЛИЛ ТОМИЯ СТИЛЯ Искусство " второй рефлексии" -так нарекли постмодерн. Его инструментом становится цитата, реминисценция, комментарий к пройденному. Бытует мнение, что в идеале постмодернистское произведение должно свестись к сплошной цитате. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно бегло взглянуть на заголовки прессы. Основной их исходный материал - вновь цитаты: " Никто не даст нам избавления - пи мэр, ни Лебедь, ни Чубайс", " Как, собственно, одет лондонский? ", " Дензнак в России больше, чем дензнак ", " ПР во время чумы или ПР вовремя ", " Если звезды зажигают...значит, где-нибудь рядом Довгань". Тонкая цитатность отличает фильмы Квентина Тарантино. Особенно когда он снимает их сам по собственным сценариям. В основе его стиля -стеб, ироническая насмешка над пафосом американской киномифологии. Один из самых популярных ныне российских писателей В.Маканин в своем романе " Андерграунд, или Герой нашего времени" использует в качестве названий глав мотивы названий чужих произведений: " Дулычов и другие" (" Булычев и другие" М.Горького), " Один день Венедикта Петровича" (" Один день Ивана Денисовича" А.Солженицына), " Собачье скерцо" (" Собачье сердце" М.Булгакова"). В современной прикладной реклам-нойграфикепринципиальным отличием стиля также является цитатность. Черпают в основном из русского и западного авангарда 20-х годов. К примеру, трудно не усмотреть стилистическое единство между известной эмблемой издательства " Ленгиз", выполненной А.Родченко в 1923 году, оформлением плаката специализированной выставки " Дизайн и реклама-1998" и плакатом рекламного агентства " A+R" дизайнера Е.Китаевой. В качестве еще одного примера можно сослаться на известный плакат " Ленин", выполненный Эль Лисицким в 20-е годы в технике монтажного коллажа, где лицо вождя сложено из множества фотографий народных лиц. Прием этот многократно воспроизведен в современной рекламе. Похожую цитатность можно легко обнаружить, вспоминая многие классические работы дизайнеров 20-х годов: А.Родченко, Г.Клуциса, М.Рея, Л.Мохой-Надя. Особенно охочи до него представители так называемой новой волны, которую еще называют графическим постмодернизмом и швейцарским панком и которая обрела характер устойчивой моды в 80-е годы. Возможно, постмодернизм - это вопрос экологии культуры. А быть может, культура - это безотходное производство, существующее по законам перпетуум-мобиле. Люди сами создали мир иллюзий, мир мифов и должны научиться ориентироваться в нем. Порой это напоминает блуждание в зеркальной комнате смеха. Цитатность является также безусловным признаком, входящим в мифологическую систему, где она обнаруживается в повторах и кружении мотивов. Феномен высокой мифогенности в рекламе часто способствует возникновению некого подобия линейных эпосов. В качестве примера можно привести вариации вокруг долголетнего слогана известной рекламной кампании - " Новое поколение выбирает пепси ", " Пепси - поколение next". Наиболее точно смысл обсуждаемого явления выражен в " Словаре постмодернизма", изданном в 1998 году под редакцией Стюарта Сима; в статье " Постмодернизм и стили жизни" есть подзаголовок - " Ты есть то, что ты покупаешь ". АВАНГАРД 20-х ГОДОВ Сейчас всех новаторов начала XX века все чаще объединяют в одном термине " авангард ". При этом в одной группе оказываются мастера совершенно различных, порой противоположных теоретических и творческих установок и воззрений, обозначавших себя пестрым разнообразием названий: конструктивисты, супрематисты, экспрессионисты, ку-бофутуристы, пролетарские реалисты и т.д. Авангард- это стильное явление. В нем как в значительном фрагменте европейской истории культуры начала XX века трагически сосуществуют между собой два аспекта. Во-первых, авангард как новаторское художественное явление. Во-вторых, авангард как генетический родственник тоталитарной политической идеологии. Весь вопрос в том, рассматривать ли авангард творческой лабораторией по созданию новых форм или пытаться взглянуть на него с точки зрения осуществления тоталитарной идеологической доктрины. Именно второй аспект обрел в истории Европы 20-30-х годов весьма противоречивый, а порой и откровенно трагический оттенок. Дело в том, что непременно выдвигаемая внутри авангарда идея служения этого нового искусства революции и государству с неотвратимой логикой вела к таким понятиям, как " партийное искусство", " искусство и идеологическая борьба", " тоталитарное искусство". Этот парадокс можно проследить на примере трех европейских стран -Италии, России и Германии как наиболее ярких центров авангардного искусства начала XX века. Во всех трех случаях именно художественный авангард в литературе и искусстве нес в себе некий идеологический компонент, использованный диктаторскими режимами Муссолини, Гитлера, Сталина для достижения и укрепления своей власти. В Италии это были футуристы. В Германии - экспрессионисты, дадаисты и представители иных революционных художественных течений, объединившиеся вокруг культурного центра Баухауз (Высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 году). В России кубофутуристы, супрематисты, конструктивисты и художники, объединившиеся вокруг эстетического двойника немецкого Баухауза - советского Вхутемаса (Высшие художественно-технические мастерские. Учебное заведение, основанное в 1920 году). Разумеется, нельзя говорить о прямой связи между авангардом и идеологией нацизма, коммунизма. Связь эта была косвенная, но безусловная. Объединяло их то, что в творческом порыве поиска новых форм деятели авангарда неизбежно начинали " творить" Нового Человека, а заканчивалось все это декларацией о необходимости революционного переустройства всего общества. Эта логика художественной трансформации, выражавшаяся в теоретических манифестах деятелей авангарда, которая, опять-таки, неизбежно бралась на вооружение тоталитарной идеологией. Творческое " Я" художников должно было превратиться в ангажированное идеологическое " МЫ" или исчезнуть вовсе. Такова, по сути, и судьба большинства авангардных структур и личностей, их создававших. Мечта авангардистов о царстве спланированного разумом общества превращалась в воплощение нового государственного монолита под руководством некой высшей воли. Стилистическим каноном овеяны все элементы тоталитарного искусства и пропаганды, от создания и поддержания имиджа вождя до создания образа государства-монолита. Основным формообразующим стилистическим элементом тоталитаризма следует назвать эклектику, использование заготовок и обломков прошлого. Гитлер и Сталин, будучи вождями тоталитарных государств, по большей части старались избегать употреблять слово " стиль". В советской эстетике говорили не о стиле, а о творческом методе. Гитлер в своих речах прямо отрицал необходимость стиля, подменяя его демагогией о " внутренней позиции художника". Парадоксален тот факт, что при всей своей нелюбви к самому слову " стиль", именно тоталитарные государственные структуры обладали им в высшей степени. Пожалуй, лишь Муссолини позволял себе впрямую открыто утверждать это, говоря, что " демократия лишает жизнь народа " стиля". Тоталитарное же государство - это тотальное искусство стиля. Но если отрешиться от политики, то авангард начала XX века, без-•условно, нужно рассматривать как феномен художественной культуры, со своими, отличающимися один от другого, малыми стилями. Следует учитывать, что стилистические поиски авангардистов в 20-е годы, происходили в необычных для прошлых периодов смены стилей условиях. Известно, что стили прошлого, как правило, получали творческие импульсы из наследия, в значительной степени преобразуя своих предшественников. Но поскольку новое искусство авангарда наиболее ярко проявляло себя в прикладных сферах промышленного и политического дизайна, которые являлись новыми культурно-историческими факторами, прошлое наследие было зачастую неприменимым. Наибольшую выразительность авангард той поры обрел именно в области графического дизайна: плакатов, упаковок, реклам, фирменных знаков и логотипов, журналов. Помимо этого, в интересующих нас аспектах рекламы и паблик ри-лейшнз эти образцы графического дизайна ярче всего проявлялись в сфере агитпропа (политического дизайна, буквально - агитации и пропаганды). Термином " агитпроп" Россия обогатила мировой политический язык. Под ним следует понимать активное распространение главенствующей тогда идеологии при помощи мощных пропагандистских приемов, одним из которых было использование арсенала средств графического дизайна.
|