![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и секс
Конец тысячелетия - это весьма весомый повод подвести разнообразные итоги. Так вот, в контексте заявленной темы, по данным опросов рекламистов, приведенных Advertising Age, в большинстве самых знаменитых рекламных кампаний второй половины XX века чаще всего обыгрывался секс. Любому явлению можно придать сексуальную окраску. Стоит лишь повнимательней всмотреться. При желании, телевизионный прогноз погоды, где в виртуальном студийном пространстве вполне реальные и со вкусом подобранные дикторши чувственно водят руками, вполне можно оценить в эротических метафорах. Даже сцена с расчехлением орудий в революционном киношедевре " Броненосец " Потемкин" может трактоваться как сексуальный символ. Для непосвященного человека знаменитое полотно Гюстава Курбе " Происхождение мира" 130-летней давности может значить не больше, чем сцена из обыкновенного " пип-шоу". При желании, " Любовника леди Чаттерли" Лоуренса и " Лолиту" Набокова можно назначить порнографией. Даже в фразе из " Анны Карениной" Толстого: " Брак не бывает счастливым, если в нем нет игры ", можно при желании найти скабрезный контекст. Писателя Нормана Мейле-ра, положившего немало сил на легализацию в американской культуре слова " fuck", можно запросто объявить вульгарным эротоманом. Ну, о Б.Гребенщикове с его песенным пассажем " А ну-ка, мать, беги камне в кровать" - говорить просто не приходится. Еще в Библии о сексе рассказано куда больше, чем то признает современная клерикальная практика. Любопытствующих можно отослать к работе Джеральда Ларю " Секс в Библии". Оперируя литературными памятниками, нелишне напомнить " Сатирикон" Петрония, " Диалоги куртизанок" Лукиана, " Декамерон" Боккаччо, эпизоды из сказок " Тысяча и одна ночь", " Жюстину" маркиза де Сада. В русской литературе лучшие образцы эротической темы - это, безусловно, Пушкин: от донжуанского списка до " Гавриилиады". Доминантный мотив этих текстов - высокая самоирония. " Милорд Георг" Матвея Комарова довольно точно был определен Некрасовым как " глупый". Арцыбашев с " Саниным" и " До последней черты" производит впечатление человека, сильно " нанюхавшегося" Ницше. Куда предпочтительнее скабрезные опусы Ивана Баркова. В них есть юмор, свобода в изложении, чистый и приятный слог. " Темные аллеи" И. Бунина-пример замечательной прозы. Нельзя обойти вниманием и Куприна. Вообще эрос " серебряного века" русской литературы - явление, достойное отдельного разговора. Оно представлено именами Марины Цветаевой, Федора Сологуба, Алексея Ремизова, Михаила Кузмина, Владислава Ходасевича. Когда в журнале " Литературное обозрение" были напечатаны до сих пор не публиковавшиеся эротические письма Чехова, перед читателями и исследователями предстал незаурядный знаток сексуальных отношений, которые он изучал, так сказать, на практике не только в России, но и на Цейлоне и в Японии. У него был дар с непршгужденностью и самоиронией говорить о " запретном плоде". Его метафоры свежи и ироничны. Чего стоит одно лишь замечание, что на кровати женщину безусловно удобнее " таранить", чем на пароходной койке. А его описания типажей женской греховности, всех этих хищных красавиц, сценических примадонн и провинциальных дам с собачкой! На примере Чехова более конкретно обозначается то, что является интимнейшим местом современной рекламы с сексуальной ориентацией. Это высокая простота описания, коей мастерски владел литературный классик. В случае с рекламным текстом будет точнее говорить о высокой простоте предложения товаров или услуги. В новейшей русской литературе, несмотря на внешнее обилие эротики и откровенной порнографии, кроме " Русской красавицы" Виктора Ерофеева и назвать-то особо пока нечего. Говоря о предтечах сексуальной мотивации в рекламе и паблик ри-лейшнз, нельзя обойти вниманием кинематограф. Именно экранные образы во многом содействовали изменениям, произошедшим в сфере стандартов человеческой чувственности. На западе условными полюсами этой эволюции могут стать голливудский кодекс Хейса 30-х и цитата из современного кинематографического журнала: " Шерон Стоун сумела превратить разведение ног в один из самых дорогостоящих спецэффектов кинематографа ". С тех пор как Ленин и Сталин по достоинству оценили массовое гипнотическое воздействие экрана на население, кинематограф в СССР находился под жестким цензорским оком, став заложником идеологии. Слово " секс", по-видимому, впервые прозвучало с экрана на 30-м году советской власти - в 1947 году в фильме Г. Александрова " Весна". Студийная гримерша говорит героине Орловой: " Такие губы уже не носят, дайте среднюю пухлость, сексапил номер 4". Конечно, придумать, а точнее, подглядеть и использовать такое мог только Г. Александров, многолетний ассистент С. Эйзенштейна, сопровождавший его во время трехлетней голливудской командировки. Сам Эйзенштейн темой секса занимался глубоко и обстоятельно, достаточно почитать его неизданные дневники. Там много серьезных исследовательских моментов, но есть и лихая самоирония, жесткие характеристики. Например: " И нет никакой разницы, написать статью, переспать с женой, перебрать книги, привести в порядок стол или переговорить 10 раз по телефону. Удовольствие одинаковое! " О В. Мейерхольде и 3. Райх - " Афишу театра имени Мейерхольда " ТИМ " можно переименовать в " интимную афишу". В обширном графическом наследии С.Эйзенштейна гротесковые эротические рисунки занимают видное место в качестве одного из методов режиссерской работы. Исследователи творчества режиссера посвятили немало страниц изучению этого феномена, предлагая различные интерпретации, чаще всего фрейдистского толка. Выставка этих рисунков, эффектно названная " Тело линии. Рисунки Эйзенштейна", с неизменным успехом демонстрируется в разных странах. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы, просмотрев десяток-другой журналов и видеокассет из числа тех, что в обилии представляют массовую культуру, убедиться в господстве двух основных тем - секса и насилия. В учении Фрейда эти два начала получили названия эрос и танатос, по имени греческих мифологических божеств - бога любви и бога смерти. Более подробно он изложил свои взгляды в работе " Я и Оно", 1923 г., где утверждалось, что всякое существо стремится вернуться к своему исконному состоянию. А поскольку более ранним состоянием живой материи была неодушевленность, то живой организм неосознанно испытывает влечение к смерти. Достаточно вспомнить известную картину Делакруа " Свобода". Здесь в живописи впервые, пожалуй, проявилась новая сакральность. Эрос и смерть здесь повенчаны одним сюжетом. Не подлежит сомнению тезис о том, что культура стандартизирует окружающий нас мир, создавая систему определенных ценностей, табу, правил, моделей поведения. Культура- это коммуникация, одной из особенностей которой является способность к познанию и передаче опыта. Секс является одним из сложных выражений культуры. Но именно эта сложность и является одной из причин возникновения знаменитых произведений искусства, в том числе и в сфере рекламного творчества. Сексуальность тесно связана с развитием приемов человеческой привлекательности: декоративным разукрашиванием лица и тела, укладкой волос, модной одеждой. Сексуальная культура отражается в разного рода ритуалах и мифах, в которых содержится обширная информация из области культурной обусловленности секса и эротических обьиаев. В различных древних культурах сложились всевозможные обычаи: право первой ночи, фаллические культы. Сексуальное поведение во многом обусловлено спецификой различных национальных культур, а способы выражения эмоциональных состояний в сфере секса чрезвычайно разнообразны и обусловлены множеством факторов. Это легко проиллюстрировать на примерах богатства или бедности словарного запаса, относящегося к сексуальной сфере в каком-либо отдельно взятом языке. Известно, к примеру, что у сторонников даосизма он богаче, чем у буддистов, а у французов и итальянцев богаче и ярче, чем у немцев. Еще один аспект затронутой темы -стереотипы национального массового сознания. Здесь француз - непременно легкомысленный и распутный. Немец-холодный педант и робот, итальянец - сладострастный лицемер, а англичанин - брутальный консерватор. При этом упускается из виду тот факт, что говорить сегодня о какой-либо национальной чистоте весьма и весьма проблематично. С трудом можно отыскать в сегодняшней Европе (об Америке и говорить нечего, на Востоке этот вопрос имеет несравненно больше оснований) человека, кровь которого не перемешивалась. Но стереотипы все равно существуют и очень туго поддаются корректировке, превращаясь в общекультурный синдром. Сексуальная культура человечества выделяет несколько моделей: 1. Платоническая модель. Секс здесь трактуется как нечто низменное. Ее проявления имели место в христианстве и буддизме. 2 Психофизическая модель провозглашает единство любви и секса. 3. Чувственная модель предполагает, что сексуальность превалирует. 4. Модель полярности любви и секса была свойственна так называемым оргастическим культурам, где любовь и секс трактуются как противоположные сферы. В современной культуре секс оценивается по-разному: от тотального апофеоза до полного неприятия. Исследователи давно обращают внимание на процессы автоматизации и десакрализации секса, эротизации массовой культуры. Искусствоведами давно подмечена общая тенденция к постепенному сужению сферы " запретного", ранее не поощряемого культурным этикетом. Сегодня сексуальные символы пронизывают искусство, литературу, экономическую жизнь, политику и, конечно, рекламу. Есть даже мнение, что именно массовая культура навязала глобальный пансексуализм, цель которого в создании вожделеющего тела, и что реклама -это особый род " массового насилия". Все это данность времени. В рекламном " ню-жанре" существуют и высокие образцы. Не трудно обнажить модель. Гораздо труднее обрести внутреннюю творческую свободу. Проблема эта не нова. Еще в начале века К. Бальмонт писал: " Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, хочу одежды с тебя сорвать..." На что искушенный политик и писатель В. Шульгин с иронией возражал: " Ах, Бальмонт, не надо! Кчему обнажать блеклое? "
|