![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема монополизации средств массовой информации
Монополия - понятие экономическое и означает исключительное право на что-либо или на производство чего-либо, иначе говоря, безраздельное владение. Проблема монополизации касается практически всех сфер человеческой жизнедеятельности. С ней очень сложно бороться, особенно если существуют причины или предпосылки для ее воспроизводства, слаба или отсутствует законодательная база для преодоления тенденций к монополизации. Возникновение монополий - закономерный результат концентрации и централизации производства и капитала. Если первоначально монополии утверждались в промышленности, то впоследствии они подчинили своему контролю практически все отрасли человеческого труда, а потом и интеллекта. Так в сфере их влияния оказались и СМИ. Ведь СМИ заняты производством информации, а информация - тоже товар, имеющий цену, спрос на рынке, влияющий на общественное сознание, формирующий определенный тип личности - потребителя информации. Процесс монополизации в СМИ происходил и происходит не стихийно и напоминает аналогичный процесс в промышленности, хотя это не одно и то же. Как это происходит? Ликвидировав (с помощью различных рычагов влияния, финансовых прежде всего) господствующую роль свободной конкуренции на газетном рынке, монополии СМИ не устранили конкуренцию, которая в борьбе за выживание принимает более разнообразные и ожесточенные формы. В международном плане в результате естественной интеграции между странами возникают международные, транснациональные монополии СМИ. Современная крупная газетная монополия характеризуется многоотраслевой структурой организации, состоит из множества почти самостоятельных подразделений. Монополии в СМИ производят бесценный товар - информацию. Говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром. И это не преувеличение. Речь пойдет о сфере политических, экономических (финансовых), духовных интересов. А это посерьезней, чем прокат черных металлов или производство автомобилей. Монополия в средствах массовой информации - это, прежде всего: - монополия на идеи, образ мыслей, на мировоззрение; - монополия на возможность получения информации и ее свободного распространения; - монополия государственных СМИ и монополия частных СМИ; - монополия власти на распространение информации; - монополия на выпуск специализированных (в т.ч. бульварных) изданий; - монополия на извлечение рекламной прибыли в СМИ. Важнейшее из этого списка – монополия на идеи, образ мыслей и мировоззрение, т.к. это средство не только формирования общественного мнения, но и манипулирования им. Общественное мнение - это отношение к социальным или иным процессам; действия людей, их согласие или несогласие с чем-либо. В периоды нестабильности оно опирается на недовольство, а в периоды стабилизации - на ценности совершенно другого порядка. Общественное мнение функционирует на уровне бытового (обыденного) сознания и на уровне общественного сознания. Общественное мнение формируется или на основе официальных сведений, распространяемых СМИ, или слухов, к сожалению, тоже, порой, распространяемых ими. Слух – это неподтвержденная официальная информация, но имеющая основания быть реальностью. Как с помощью СМИ преодолеваются слухи? Полнотой и достоверностью информации; авторитетом источника, опровергающего слух; устранением информационного вакуума как источника слуха. Часто недоверие к одному источник информации толкает к поиску другого источника (в советское и постсоветское время " ТАМрадио", слушание зарубежных «голосов»); случается замалчивание фактов в экстремальной ситуации (Чернобыль), когда трудно отличить ложь от правды. Почему именно на эти аспекты обращается внимание? Если представить, что источником какой-либо информации будет один монополист, некое агентство или телекомпания, радиостанция, газета, то порождение всех перечисленных или неперечисленных химер в виде слухов, домыслов, неточных или ошибочных сообщений неизбежно. Впрочем, иногда об одном и том же событии различные источники, не объединенные одним «хозяином», сообщают противоречивую информацию. Но это уже причина, скорее, субъективная (например, непрофессионализм журналистов), чем проявление влияния монополии, и относится к категории парадоксов. Наше государство долго и мучительно шло к обновлению политического уклада общественной жизни, развитию демократических институтов. За прошедшие годы в этом направлении сделано немало, и вряд ли было бы разумным перечеркивать сегодня то, что было в прошлом разумным в организации работы СМИ. Однако с момента образования социалистической системы в ее структуре была заложена довольно консервативная основа. Общество было неспособно отладить механизм демократического выявления и формирования интересов его членов, не обладало возможностью, в том числе и усилиями СМИ, обеспечить своевременное обновление политической системы, экономических инструментов с учетом меняющихся обстоятельств. Это декларировалось в раз и навсегда заданном постулате, что «советское общество - идеал прогресса», но отнюдь не в реальных делах государства. В этих своеобразных идеологических тисках находились и средства массовой информации. По строгой иерархической вертикали строились отношения подчинения центральной, республиканской и местной печати, отраслевых и ведомственных газет. Издания были в подавляющей массе партийно-советскими и существовали лишь отдельные «вкрапления» изданий общественных и профессиональных организаций, но и те работали под строгим партийным контролем. Монополия партийных органов КПСС в СМИ выражалась в приоритете одной функции СМИ - пропагандистской, и в условиях однопартийной системы у прессы, по существу, не было реальных возможностей для свободного диалога, критики политической партии власти, действенного контроля над деятельностью администрации. Разумный курс реформаторского крыла компартии на развитие гласности, изменения в политической системе общества самым кардинальным образом изменили ситуацию в стране. В период гласности общественность получила доступ к значительному массиву информации. Все это стало возможным в силу того, что в советском государстве было ликвидировано право монопольного владения СМИ со стороны одной политической силы. Подлинным прорывом можно считать создание российского канала телевидения и появление на информационном рынке новых, «непартийных» изданий. Наступала эра демонополизации и децентрализации СМИ. Но в полную силу процесс разрушения монополий мог вступить только при условии создания законодательной базы, ибо только силой Закона можно преодолеть влияние монополий, устранить предпосылки их возникновения и дальнейшего развитая. В декабре 1991 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон «О средствах массовой информации», Таким образом, процесс демонополизации получил правовую поддержку. Закон о СМИ содержал три основополагающих принципа: 1. Регистрационный принцип вместо прежнего разрешительного прва на издание. 2. Право на получение и распространение информации (специальные статьи). 3. Право журналистов на выражение собственного мнения. Эти три принципа имеют исключительное значение для преодоления тенденций к монополизации СМИ. Кроме того, закон о СМИ предоставил свободу слова и полностью снял ранее существовавшие запреты, за исключением сведений, содержащих государственную или военную тайну. Перевод прессы из-под опеки одной политической силы к широкому спектру самых различных владельцев привел буквально, особенно на первых порах, к настоящему «газетному буму». Появились, а некоторые сохранились и до сих пор, десятки газет различной политической и общественной направленности, множество экологических и бытовых изданий, изданий на тему бизнеса и эротики, издания бульварные и весьма респектабельные. Естественно, некоторые «скороспелые однодневки» вскоре прекратили свое существование по соображениям финансовых затруднений, некоторые издания не нашли «читательского спроса» и ушли с информационного рынка. А кто-то, напротив, имея твердую финансовую подпитку, окреп, приобрел общественный вес. В последние годы наметилась тенденция к созданию крупных газетно-телевизионно-издательских концернов. Как классический современный пример - владение финансовой группой «Мост» четвертым телевизионным каналом НТВ, издательским домом «Сегодня» - одноименная ежедневная многополосная газета и еженедельный журнал «Итоги», и все это в прекрасном полиграфическом исполнении. Это уже не только признаки респектабельности, но и некоторые признаки монополии в СМИ. Иными словами, слияние финансового капитала и системы СМИ - это прямой путь к очередной разновидности монополии, но на этот раз не просто идеологической монополии, монополии финансово-олигархического типа. Безусловно, и та, и другая разновидности монополии в прессе опасны и несут в себе известный заряд негативных проявлений. Демонополизация СМИ уже на первых этапах провела четкий водораздел в отношениях прессы и власти. Произошло активное формирование оппозиционной прессы (которая, кстати, в силу объективных обстоятельств, практически, не подвергается влиянию монополий, прежде всего, именно потому, что она оппозиционная, т.е. npoтивостоит власти). Такой ход событий позволяет сделать вывод, что в государстве российском зарождается свобода слова, подлинная демократия и закладываются реальные правовые основы для жизнедеятельности. В то же время все эти процессы протекают на фоне серьезных экономических трудностей в государстве. В странах с устойчивой экономикой процессы монополизации прессы не столь явно просматриваются, они могут быть завуалированы многими условностями, в том числе и правовыми, законодательными актами. В странах же с переходной или развивающейся на новой основ экономикой процессы монополизации СМИ протекают в менее завуалированной форме. И хотя федеральное правительство старается оказать финансовую поддержку прессе, государственным каналам этой помощи явно недостаточно для борьбы с проявлениями монополии в СМИ.
|