Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факт. Его осмысление, интерпретация, комментирование






Работа с фактами представляет собой некий условный «технологический цикл». Отобрав необ­ходимые для подготовки материалов факты, журналист, прежде всего, занимается их изучением и осмыслением. Следующим этапом работы над фактом становится интерпретация. Заключительный этап работы над фактом - комментиро­вание. Оно заключается в объяснении причин совершившегося. Журналист должен показать (и доказать тоже) значимость данного факта для общественной жизни, его влияние на другие явления и возможные последствия.

Мастерство журналиста при разработке темы проявляется в уме­нии так осмыслить, интерпретировать и прокомментировать, (иначе говоря - проанализировать) факты, изложить их в такой последова­тельности, чтобы с максимальной убедительностью раскрыть идею материала, найти в характере взаимодействия фактов дополнитель­ный резерв действенности публикации.

Синтез фактов, т.е. полученное на основе анализа обобщение, позво­лит журналисту предложить управленческое решение, заострить внима­ние общественности на злободневной проблеме, решить спорную задачу.

Логика фактов, их непротиворечивая целостность придают журна­листскому произведению доказательность, убеждающую силу.

Соотношение факта и комментария определяется конкретной за­дачей, особенностями предмета, который отражается в произведении. В небольшой информационной заметке комментарий предельно сжат, но он присутствует в самой оценке факта. В очерке же или статье комментарий приобретает другие черты: он становится масштабным элементом содержания, активно влияющим на осмысление факта, то­нальность и построение всей публикации. При этом зависимость меж­ду фактом и комментарием двусторонняя, обоюдная: чем содержа­тельней факт, чем полнее выражает он социальное явление, тем бо­гаче и разностороннее комментарий. И, естественно, чем аналитич-нее комментарий, тем яснее раскрывается смысл факта, его место в системе событий и явлений современности.

 

Этапы работы над фактом в журналистике.

Изучение и осмысление отобранных фактов. (проверка достоверности, осмысление – выводы, установление причин возникновения факта, их анализ, установление возможных последствий, сопоставление аналогичных фактов – вывод).

интерпретация. (от правильности толкования, объяснения зависит объективность автора). Выделение в отобранных фактах главного и принципиального – оформление главной мысли, идеи. Д.б. Интеллектуальная подготовка жур-та. От этого зависит эффективность и действенность материала.

комментирование. Объяснение причин случившегося. Показать значимость данного факта общественной жизни, влияние на др явления и возможные последствия. Синтез фактов (обобщение на основе анализа). Логика фактов.

 


84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.

А.И. Герцен, зарекомендовавший себя как талантливый публицист, философ и беллетрист уже в «Отечественных записках», оказался первым, кто сделал прорыв в области свободного слова в России.

Убедившись, что на родине нет настоящей свободы слова, и стремясь открыто поставить вопрос об отмене крепостного права, уничтожении старой бюрократии, журналист решил в конце 40-х годов уехать из России и стать эмигрантом.

«Полярная звезда» Герцена

В 1855 г. было предпринято издание периодического альманаха «Полярная звезда». Создание революционной печати было наиболее важной задачей Вольной русской типографии в Лондоне.

И в названии альманаха («Полярная звезда» — так назывался альманах декабристов), и в его обложке, на которой были изображены под сияющей звездой профили пятерых казненных декабристов, и в содержании номеров Герцен подчеркивал связь своего революционного издания с декабристами.

В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи Пушкина «Вольность», «Деревня», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи и воспоминания декабристов, произведения самого издателя. «Полярной звезде» была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей». Эта программа должна была объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране. Всего вышло семь номеров «Полярной звезды».

«Колокол»

В 1856 г. в Лондон приезжает друг Герцена Н.П. Огарев, чтобы принять участие в деятельности Вольной русской типографии. Учитывая оживление демократического движения после окончания Крымской войны, они вдвоем принимают решение издавать периодический орган, который будет выходить значительно чаще «Полярной звезды», и дают ему название «Колокол». «Колокол» стал выходить с июля 1857 г. Это была газета, которую печатали один-два раза в месяц, но иногда периодичность меняли, «Vivo voco!», т.е. «Зову живых!» провозглашали Герцен и Огарев в эпиграфе своей газеты. Позднее к нему присоединился еще один: «Земля и воля», что выражало главное требование «Колокола» по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигались три основных требования:

«Освобождения слова от цензуры!

Освобождение крестьян от помещиков!

Освобождение податного сословия < т.е. крестьян> — от побоев!»

Герцен с первых же номеров развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. Особенно остро критикует он помещиков, их жестокое отношение к крестьянам, царских сановников-казнокрадов, глухих к страданиям народных масс. Вместе с тем Герцен еще надеется в среде передового дворянства найти по примеру декабристов людей, способных заставить правительство отказаться от своей жестокой политики по отношению к собственному народу.

Герцен много сделал для развития газетно-журнальных жанров революционного издания. У него появился прообраз передовой статьи. Он ввел много рубрик: «Под суд», «Правда ли?», «Под спудом», очень ярким сделал отдел мелких критических корреспонденции под названием «Смесь», успешно использовал памфлет, мастерски вел комментирование сообщений из России. Горячий патриотизм был основой всех разоблачений Герцена, его критики.

Герцен и особенно Огарев критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», — пишет «Колокол» в июле 1861 г. Герцен дает широкую информацию и комментарий к восстаниям в России против реформы. «Русская кровь льется», — пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров.

Теперь Герцен и Огарев прямо обращаются к русскому народу и революционной молодежи с призывом к восстанию против самодержавия. Герцен осуждает правительство за арест и ссылку вождя русской демократии — Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций, обращенных к войску, молодежи. «Заводите типографии!», — советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др.), которые встали на сторону правительства.

Особенно ярко революционные убеждения Герцена и Огарева проявились в связи с польским восстанием 1863 г. Русское общество, в том числе либеральное, было охвачено патриотическим шовинизмом, царские войска жестоко расправлялись с повстанцами.

В этих условиях Герцен принял сторону повстанцев. Он привлек в «Колокол» В. Гюго для поддержки польского восстания. В. Гюго написал обращенные к русским войскам пламенные слова: «Перед вами не неприятель, а пример». Резко осудил «Колокол» главаря консервативной русской журналистики Каткова, который требовал расправы с мятежными поляками. Катков, в свою очередь, начал публичную дискредитацию идей Герцена.

Успех «Колокола» все годы издания был чрезвычайным. Россия, по свидетельству современников, была наводнена этой революционной газетой.


85. Роль правовых и морально – этических норм в регулировании взаимоотношений между редакцией и автором.

Копирайт с Генри: «Вопрос длинный, ответ очень короткий. Правовые нормы определены в законе «Об авторском праве», а морально – этические нормы «Кодекс чести журналиста»»

Этика - наука о теорет. основах и практ. требовани­ях морали как области проф. знания, регулирующего нравственность поведения.

Профессиональная этика журналиста - это соблюдение журнали­стом в своей деятельности специфических нравственных норм, требо­ваний поведения во взаимоотношениях с коллегами, с журналистским сообществом, с персонажами, авторами, источниками информации и т.п.

Профессиональный этический кодекс - совокупность этических норм, сформулированных профессиональным сообществом и при­званный регулировать его деятельность.

Этические нормы юридически не фиксируются, но принимаются в профессиональной среде и поддерживаются общественным мнением. Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совер­шаемых поступков и есть одно из выражений нравственного самосоз­нания личности. Все это мы вкладываем в понятие «совесть». Основные эти­ческие нормы проф. деятельности журналиста зафикси­рованы в различных кодексах (международных и национальных). В 80-х годах представители международных и региональных орга­низаций сформулировали «Международные принципы профессио­нальной журналистской этики», на основе которых создаются кодексы, определяющие основы деятельности и конкретные правила поведе­ния в сферах взаимодействия журналиста и других субъектов. Сущ-ют следю виды этич. норм:

- Этические нормы в сфере «журналист-аудитория»

- Этические нормы в сфере «журналист-источник информации»

- Этические нормы в сфере «журналист-персонаж произведения»

- «журналист-автор»

- Этические нормы в сфере «журналист-редакционный коллектив»

- Этические нормы в сфере «журналист-коллеги»

В рос. журн-ке этические правила первым попытался сформулировать М.В. Ломоносов в «Рассуждениях об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений...». Семь за­ветов.

Требования, зафиксированные в журналистских кодексах:

• пиши правду;

• придерживайся фактов даже тогда, когда они тебе неприятны;

• уважай честь и достоинство каждой личности, ее право на частную жизнь;

• не пиши против совести и убеждений и не принимай ни от ко­го подачек;

• исправляй допущенные ошибки, как бы неприятно для тебя это не было;

• будь честным при сборе и распространении новостей;

• уважай демократические институты и нормы человеческой морали.

«Каноны журнализма» (1923 г. американское общество газетных редакторов). Главные моменты: ответственность, свобода печати, независи­мость, искренность, правдивость, точность, беспристрастность, доб­росовестность, благопристойность.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал