Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сатирические жанры. Их характеристика.






Существует несколько толкований термина «сатира». По одному из них «сатира» - слово греч. происх., ведущее начало от имени божества Сатира; по другому толкованию в основе лежит латинское слово satura, т.е. «смесь, всякая всячина». Кроме того, в древнеримской лит-ре словом сатира называли произведения обличительного характера.

В росийском культурном наследии «сатира» сложилась и как особый вид литературы, и как способ отражения действительности, гл. цель которого – осмеяние, обличение отрицательных сторон и явлений жизни.

Сатирическое начало органично вошло в русскую прозу 19 века и одновременно проникло в такие газетные и журнальные жанры, как рецезия, статья, отчет. Возникли и особые специфические жанры, имеющие определенное назначени и общие признаки. Наиболее значимые жанры, основанные на сатирич.способе отображения действит-ти и обладающие огромной силой воздействия, - это памфлет и фельетон.

Памфлет – сатирич.произведение худ-публ.жанра, направленное против лица или явления в расчете на полное изобличение в чем-либо.

Черты памфлета: острая полемика, страстность тона, даже гнев. Особая энергичность, широкое использование таких приемов как ирония, сарказм, гротеск. Памфлет – критика «врукопашную». Он несколько значимей по масштабности и весомей фельетона. Сатирич.образ в памфлете чаще носит обобщенный характер и отображает целое явление, развенчивает обществ.взгляды. Работа над памфлетом предполагает глубокое знание предмета во всех тонкостях и наличие у журналиста высокого профессионализма, чувства меры. Конкретные формы этого жанра, такие как содержательная структура, композиция, фабула, определяются характером темы и особенностями материала. И все это в сочетании с авторской индивидуальностью, манерой творчества.

Фельетон – литературно-публ.жанр, проникнутый духом острой злободневной критики. По хар-ру и проблематике фельетоны можно подразделить на политические и социальные. Кроме того, есть след.виды:

  • Проблемный ф., где нет конкретных действующих лиц;
  • Ф. на конкретную тему, в кот.назван конкретный адрес события/явления, конкр.имена участников;
  • Ф.положительного характера, когда в кач-ве основного приема использованы дружеская ирония и строумие.

С точки зрения творческих приемов, не устанавливаются правила, по кот.должны быть написаны ф., но элементы публицистичности и художественности должны в любом случае органично сочетаться. Это означает, что хороший ф. хоть и серьезен по содержанию, но богат оригинальными, типичными, убедительными худ.образами.

С историей развития жанра фельетона в русской журналистике тесно связаны имена Пушкина, Гоголя, Чхова, С-Щедрина.

К числу сатир.жанров также относятя пародия, басня, сатир.заметки, скетч, карикатура.


102. Газетно – журнальный маркетинг.

Под маркетингом (от англ. market — рынок) в бизнесе понимают изучение рынка для продвижения товаров и услуг к их потребителям и получение информации, определяющей изменение процесса производ­ства.

Редакционно-издательский маркетинг — это особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направ­ленной на обеспечение существования этого издания и на удовлетворе­ние информационных потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей.

У редакционно-издательского маркетинга три основ­ных цели.

— удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории периодического издания.

— создание для этого условий его продвижения на рынок.

— обеспечение таким образом существования периодического издания и его редакции.

Задачи:

- изучение рын­ка периодических изданий, на который должна выйти или вышла газета или телепрограмма.

- исследование их целевой аудитории.

- изучение самой газеты или программы, их соответствия требо­ваниям рынка и особенностям аудитории читателей, телезрителей или радиослушателей, а также конкурентных изданий.


103. Закон о СМИ " О праве на получение информации"

Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями регламентируются в главе 4 закона «О СМИ»

Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (ст.38).

 


Тематическое содержание прессы в связи с переходом к НЭПу.

Сложившаяся в 1918—1920 гг. обстановка в России и во всем мире коренным образом преобразила РКП(б). С ликвидацией оппозиционных партий и многопартийной системы она утвер­дила свою монополию на власть. В короткие сроки была созда­на централизованная военно-приказная система в партии и об­ществе. Большевики подчинили себе все органы власти (Советы и массовые общественные организации, профсоюзы, коопера­цию).

Сложившейся тупиковой ситуации способствовала и другая причина. Насильственная продразверстка, деятельность комите­тов бедноты, классовое расслоение деревни сопровождались террором, расстрелами, осуществлявшимися органами ЧК. Газе­ты тех лет полны сообщений о расправах над классовым врагом. В одном из номеров " Правды" за октябрь 1920 г. рассказыва­лось о том, как Николаевская ЧК Вологодской области выкола­чивала " излишки" хлеба у населения и усмиряла восставших " кулаков". Газета писала: " Чрезвычайка запирала массы крестьян в холодный амбар, раздевала догола и избивала шомполами". Об актах жестокого террора рассказывали и другие издания 1921 г.: " Воля России", " Общее дело", " Последние новости".

Несостоятельность и опасные последствия проводимого госу­дарством военно-приказного экономического курса понял, на­конец, Ленин. Он предложил отказаться от политики " военного коммуниста", перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменить продразверстку проднало­гом, создавая тем самым стимул для развития крестьянского хо­зяйства. Задачу перехода к нэпу призван был решить X съезд партии, собравшийся в начале марте 1921 г.

Ленинская идея новой экономической политики встретила резко отрицательное отношение со стороны большинства его соратников. Среди членов партии и значительной части партий­ных журналистов она рассматривалась как забвение революционных идеалов. И все же в печати день за днем раздавалось все больше трезвых голосов. " Правда", разъясняя значение замены продразверстки натуральным налогом, подчеркивала, что нэп создает условия для восстановления разрушенного войной народ­ного хозяйства, для перехода к новым отношениям в обществе.

В феврале 1921 г. вышла газета " Труд". Будучи ежедневным центральным органом профсоюзов страны, она выпускалась для рабочих и была их голосом.

На первый план в деятельности советской журналистики вес­ной 1921 г. выдвигались вопросы организации пропаганды но­вой экономической политики среди широких масс рабочих и крестьян. Но в большинстве своем такого рода выступления но­сили декларативный характер. Здесь не было определенной про­думанности проблематики, знания процессов, происходивших в хозяйственной жизни. Одним словом, партийно-советская пе­чать еще не перестроилась в соответствии с новыми условиями. Над ней довлел пропагандистский характер, тон, присущий ей в годы гражданской войны.

Активные действия печати сдерживались рядом причин, воз­никших в предшествовавшие годы. Стремительный количест­венный рост советской прессы в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции породил и серьезные недос­татки, особенно на местах, которые привели к заметным упуще­ниям в работе прессы. Они выражались в крайне низком уровне изданий, объяснимых в военное время, но неприемлемом в мирное. Это снижало интерес к советской журналистике, роня­ло ее авторитет в читательской среде, сдерживало влияние на массы. На состоянии печати пагубно сказывалась разруха, охва­тившая страну. Материальные трудности не позволяли заняться подготовкой журналистских кадров, улучшением технической базы газетно-журнального производства.

Как экстренная мера по укреплению деятельности советской прессы в октябре 1921 г. в Москве открывается Государствен­ный институт журналистики. Задача его — обеспечить периоди­ческие издания профессионально подготовленными кадрами. Спустя два месяца на совещании секретарей обкомов и губкомов партии обсуждался вопрос об усилении качества местной печати. В январе 1922 г. была утверждена государственная сеть газет на территории РСФСР. Для со­вершенствования структуры печати предлагался унифицирован­ный план строительства местной прессы. В каждой губернии предусматривалось три издания: массовой рабоче-крестьянской политической и производственной газеты; партийного ежене­дельника или двухнедельника и " Известий" губисполкома; в уезде — выпуск популярной политической газеты, рассчитанной на читателя-крестьянина.

Однако осуществить намеченное в полной мере не удалось. Во второй половине 1922 г. печать оказалась в состоянии кризи­са. Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы, ее полиграфическую и техническую осна­щенность. Кроме того, сказались как недостаток журналистских кадров, так и плохая профессиональная их подготовленность. Подавляющая часть журналистов советской прессы не смогла найти те главные темы, которые возникли в связи с нэпом, не смогла быстро перестроиться, она по-прежнему увлекалась сла­вословием, повторением давно известных положений и оказа­лась оторванной от реальной жизни. Такой крутой поворот в политике партии привел к тому, что многие, не поняв сути нэпа, впали в панику, растерялись.

Далеко не все издания советской прессы сумели противосто­ять тем условиям, которые предъявил печати нэп. Это наглядно проявилось после перевода периодических органов на хозрасчет, самоокупаемость, существование на средства от подписки. После принятия декрета " О введении платности газет" в конце 1921 г. количество газет стало катастрофически сокращаться.

Советская печать, оказавшись в состоянии кризиса, хотела хоть как-то поправить свои дела за счет показательного процесса над эсерами весной 1922 г. В конце февраля 1922 г. " Правда" и " Известия" опубликова­ли материалы следствия. Процесс имел целью сформировать от­рицательное отношение к эсерам и окончательно убрать их с политической арены. Процесс замыш­лялся как суд над группой эсеров-террористов. Страницы советс­ких газет пестрели лозунгами: " Долой предателей рабочего клас­са! ", " Смерть врагам революции! ", " Смерть оппортунистам! ".

С гонениями на эсеров не могли смириться меньшевики. В защиту партии социалистов-революционеров выступил меньше­вистский орган " Социалистический вестник", а также М. Горь­кий.

Попытка изменить положение советской печати за счет осве­щения процесса над эсерами не принесла желаемых результатов. Количество газет и их тиражи продолжали катастрофически па­дать.

На ухудшении состояния советской печати сказалось и неко­торое оживление частного предпринимательства, приведшего к возникновению значительного количества " издательских объеди­нений. Они наводнили книжный рынок продукцией, рассчитанной на нэпманов, деловых людей, рядового обывателя.

Нэпманская стихия проникала в советскую прессу под раз­ными обличиями: то в виде рекламных объявлений, набранных гигантскими буквами, то в виде сообщений о " вечерах обнажен­ного тела", то в виде низкопробных карикатур и острот.

Таким образом, введение нэпа и происшедшая вслед за ним либерализация советского режима усилили влияние различных политических течений на некоторую часть рабочего класса и крестьянства. С целью воздействия на массы стали использо­ваться новые методы, в том числе сменовеховство.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал