Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сатирические жанры. Их характеристика.⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 54
Существует несколько толкований термина «сатира». По одному из них «сатира» - слово греч. происх., ведущее начало от имени божества Сатира; по другому толкованию в основе лежит латинское слово satura, т.е. «смесь, всякая всячина». Кроме того, в древнеримской лит-ре словом сатира называли произведения обличительного характера. В росийском культурном наследии «сатира» сложилась и как особый вид литературы, и как способ отражения действительности, гл. цель которого – осмеяние, обличение отрицательных сторон и явлений жизни. Сатирическое начало органично вошло в русскую прозу 19 века и одновременно проникло в такие газетные и журнальные жанры, как рецезия, статья, отчет. Возникли и особые специфические жанры, имеющие определенное назначени и общие признаки. Наиболее значимые жанры, основанные на сатирич.способе отображения действит-ти и обладающие огромной силой воздействия, - это памфлет и фельетон. Памфлет – сатирич.произведение худ-публ.жанра, направленное против лица или явления в расчете на полное изобличение в чем-либо. Черты памфлета: острая полемика, страстность тона, даже гнев. Особая энергичность, широкое использование таких приемов как ирония, сарказм, гротеск. Памфлет – критика «врукопашную». Он несколько значимей по масштабности и весомей фельетона. Сатирич.образ в памфлете чаще носит обобщенный характер и отображает целое явление, развенчивает обществ.взгляды. Работа над памфлетом предполагает глубокое знание предмета во всех тонкостях и наличие у журналиста высокого профессионализма, чувства меры. Конкретные формы этого жанра, такие как содержательная структура, композиция, фабула, определяются характером темы и особенностями материала. И все это в сочетании с авторской индивидуальностью, манерой творчества. Фельетон – литературно-публ.жанр, проникнутый духом острой злободневной критики. По хар-ру и проблематике фельетоны можно подразделить на политические и социальные. Кроме того, есть след.виды:
С точки зрения творческих приемов, не устанавливаются правила, по кот.должны быть написаны ф., но элементы публицистичности и художественности должны в любом случае органично сочетаться. Это означает, что хороший ф. хоть и серьезен по содержанию, но богат оригинальными, типичными, убедительными худ.образами. С историей развития жанра фельетона в русской журналистике тесно связаны имена Пушкина, Гоголя, Чхова, С-Щедрина. К числу сатир.жанров также относятя пародия, басня, сатир.заметки, скетч, карикатура. 102. Газетно – журнальный маркетинг. Под маркетингом (от англ. market — рынок) в бизнесе понимают изучение рынка для продвижения товаров и услуг к их потребителям и получение информации, определяющей изменение процесса производства. Редакционно-издательский маркетинг — это особый вид редакционной деятельности, связанной с продвижением периодического издания на рынок, направленной на обеспечение существования этого издания и на удовлетворение информационных потребностей его читателей, телезрителей или радиослушателей. У редакционно-издательского маркетинга три основных цели. — удовлетворение информационных потребностей и запросов аудитории периодического издания. — создание для этого условий его продвижения на рынок. — обеспечение таким образом существования периодического издания и его редакции. Задачи: - изучение рынка периодических изданий, на который должна выйти или вышла газета или телепрограмма. - исследование их целевой аудитории. - изучение самой газеты или программы, их соответствия требованиям рынка и особенностям аудитории читателей, телезрителей или радиослушателей, а также конкурентных изданий. 103. Закон о СМИ " О праве на получение информации" Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями регламентируются в главе 4 закона «О СМИ» Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (ст.38).
Тематическое содержание прессы в связи с переходом к НЭПу. Сложившаяся в 1918—1920 гг. обстановка в России и во всем мире коренным образом преобразила РКП(б). С ликвидацией оппозиционных партий и многопартийной системы она утвердила свою монополию на власть. В короткие сроки была создана централизованная военно-приказная система в партии и обществе. Большевики подчинили себе все органы власти (Советы и массовые общественные организации, профсоюзы, кооперацию). Сложившейся тупиковой ситуации способствовала и другая причина. Насильственная продразверстка, деятельность комитетов бедноты, классовое расслоение деревни сопровождались террором, расстрелами, осуществлявшимися органами ЧК. Газеты тех лет полны сообщений о расправах над классовым врагом. В одном из номеров " Правды" за октябрь 1920 г. рассказывалось о том, как Николаевская ЧК Вологодской области выколачивала " излишки" хлеба у населения и усмиряла восставших " кулаков". Газета писала: " Чрезвычайка запирала массы крестьян в холодный амбар, раздевала догола и избивала шомполами". Об актах жестокого террора рассказывали и другие издания 1921 г.: " Воля России", " Общее дело", " Последние новости". Несостоятельность и опасные последствия проводимого государством военно-приказного экономического курса понял, наконец, Ленин. Он предложил отказаться от политики " военного коммуниста", перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменить продразверстку продналогом, создавая тем самым стимул для развития крестьянского хозяйства. Задачу перехода к нэпу призван был решить X съезд партии, собравшийся в начале марте 1921 г. Ленинская идея новой экономической политики встретила резко отрицательное отношение со стороны большинства его соратников. Среди членов партии и значительной части партийных журналистов она рассматривалась как забвение революционных идеалов. И все же в печати день за днем раздавалось все больше трезвых голосов. " Правда", разъясняя значение замены продразверстки натуральным налогом, подчеркивала, что нэп создает условия для восстановления разрушенного войной народного хозяйства, для перехода к новым отношениям в обществе. В феврале 1921 г. вышла газета " Труд". Будучи ежедневным центральным органом профсоюзов страны, она выпускалась для рабочих и была их голосом. На первый план в деятельности советской журналистики весной 1921 г. выдвигались вопросы организации пропаганды новой экономической политики среди широких масс рабочих и крестьян. Но в большинстве своем такого рода выступления носили декларативный характер. Здесь не было определенной продуманности проблематики, знания процессов, происходивших в хозяйственной жизни. Одним словом, партийно-советская печать еще не перестроилась в соответствии с новыми условиями. Над ней довлел пропагандистский характер, тон, присущий ей в годы гражданской войны. Активные действия печати сдерживались рядом причин, возникших в предшествовавшие годы. Стремительный количественный рост советской прессы в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции породил и серьезные недостатки, особенно на местах, которые привели к заметным упущениям в работе прессы. Они выражались в крайне низком уровне изданий, объяснимых в военное время, но неприемлемом в мирное. Это снижало интерес к советской журналистике, роняло ее авторитет в читательской среде, сдерживало влияние на массы. На состоянии печати пагубно сказывалась разруха, охватившая страну. Материальные трудности не позволяли заняться подготовкой журналистских кадров, улучшением технической базы газетно-журнального производства. Как экстренная мера по укреплению деятельности советской прессы в октябре 1921 г. в Москве открывается Государственный институт журналистики. Задача его — обеспечить периодические издания профессионально подготовленными кадрами. Спустя два месяца на совещании секретарей обкомов и губкомов партии обсуждался вопрос об усилении качества местной печати. В январе 1922 г. была утверждена государственная сеть газет на территории РСФСР. Для совершенствования структуры печати предлагался унифицированный план строительства местной прессы. В каждой губернии предусматривалось три издания: массовой рабоче-крестьянской политической и производственной газеты; партийного еженедельника или двухнедельника и " Известий" губисполкома; в уезде — выпуск популярной политической газеты, рассчитанной на читателя-крестьянина. Однако осуществить намеченное в полной мере не удалось. Во второй половине 1922 г. печать оказалась в состоянии кризиса. Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы, ее полиграфическую и техническую оснащенность. Кроме того, сказались как недостаток журналистских кадров, так и плохая профессиональная их подготовленность. Подавляющая часть журналистов советской прессы не смогла найти те главные темы, которые возникли в связи с нэпом, не смогла быстро перестроиться, она по-прежнему увлекалась славословием, повторением давно известных положений и оказалась оторванной от реальной жизни. Такой крутой поворот в политике партии привел к тому, что многие, не поняв сути нэпа, впали в панику, растерялись. Далеко не все издания советской прессы сумели противостоять тем условиям, которые предъявил печати нэп. Это наглядно проявилось после перевода периодических органов на хозрасчет, самоокупаемость, существование на средства от подписки. После принятия декрета " О введении платности газет" в конце 1921 г. количество газет стало катастрофически сокращаться. Советская печать, оказавшись в состоянии кризиса, хотела хоть как-то поправить свои дела за счет показательного процесса над эсерами весной 1922 г. В конце февраля 1922 г. " Правда" и " Известия" опубликовали материалы следствия. Процесс имел целью сформировать отрицательное отношение к эсерам и окончательно убрать их с политической арены. Процесс замышлялся как суд над группой эсеров-террористов. Страницы советских газет пестрели лозунгами: " Долой предателей рабочего класса! ", " Смерть врагам революции! ", " Смерть оппортунистам! ". С гонениями на эсеров не могли смириться меньшевики. В защиту партии социалистов-революционеров выступил меньшевистский орган " Социалистический вестник", а также М. Горький. Попытка изменить положение советской печати за счет освещения процесса над эсерами не принесла желаемых результатов. Количество газет и их тиражи продолжали катастрофически падать. На ухудшении состояния советской печати сказалось и некоторое оживление частного предпринимательства, приведшего к возникновению значительного количества " издательских объединений. Они наводнили книжный рынок продукцией, рассчитанной на нэпманов, деловых людей, рядового обывателя. Нэпманская стихия проникала в советскую прессу под разными обличиями: то в виде рекламных объявлений, набранных гигантскими буквами, то в виде сообщений о " вечерах обнаженного тела", то в виде низкопробных карикатур и острот. Таким образом, введение нэпа и происшедшая вслед за ним либерализация советского режима усилили влияние различных политических течений на некоторую часть рабочего класса и крестьянства. С целью воздействия на массы стали использоваться новые методы, в том числе сменовеховство.
|