Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)
«Лучше смерть, нежели иноземное иго» Кузьма Минин. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, в котором заперлись остатки войска Речи Посполитой. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (4 ноября по новому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского, принёсшее спасение русскому государству перед угрозой интервенции, было создано в 1611 году. К этому времени враг захватил значительную часть территории страны, включая Москву. По призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина в сентябре 1611 года началось формирование второго ополчения, военным руководителем которого был приглашён опытный в военном деле, уже сражавшийся против интервентов князь Д.М. Пожарский. 26 июня 1612 года было получено известие о движении к Москве польско-литовских войск во главе с гетманом Ходкевичем, в Москве в это время уже располагался гарнизон Речи Посполитой. Народное ополчение так же двинулось к столице. К 20 августа войска ополчения, расположившиеся вдоль западных стен Белого города, преградили путь интервентов к Москве. 24 августа состоялась решительная битва, противник был опрокинут и начал беспорядочный отход в направлении польской границы. Однако Москва не была освобождена от захватчиков. Оставались ещё польские отряды, засевшие в Китай-городе и Кремле. Полностью освободить Москву удалось к 27 октябрю (9 ноября по новому стилю) 1612 года. Победа над численно и технически превосходящими силами противника была достигнута прежде всего благодаря высокому моральному духу ратников ополчения, обусловленному справедливыми целями борьбы. Успеху ополчения способствовало умелое руководство боевыми действиями Пожарского и Минина. Подвиг князя Пожарского и гражданина Минина, увековеченный во многих памятниках, безусловно, очень важен для России. Однако как возможен стал сам освободительный поход на Москву? Почему Пожарский избрал для ополчения не прямой путь через Суздаль, а двинулся вдоль берега Волги? Какое место во всех этих событиях занимают Иваново-Вознесенские земли? События, происходившие на Иваново-Вознесенской земле в 1608 - 1609 годах напрямую подготовили победу ополчения Пожарского и Минина. Уже в декабре 1608 года в целом ряде городов и сел Верхневолжья началось грандиозное восстание крестьян, посадских людей и части местного дворянства, направленное против поляков и тушинцев. 25 мая (7 июня по новому стилю) Лисовский атаковал Кинешму. В этот день в 1609 году праздновалось Вознесение Господне. По случаю праздника в город собралось множество крестьян из окрестных сел. Всем им пришлось защищаться от неприятеля. На подступах к городу состоялись два сражения. Защитники города бились насмерть, неся огромные потери. В бою пал смертью храбрых воевода Федор Боборыкин. На следующий день, 26 мая (8 июня по новому стилю) поляки ворвались в город. Ополченцы отступили к Преображенскому собору. В нем заперлись женщины, старики и дети. Здесь же они приняли свой мученический венец - польско-литовские интервенты сожгли храм вместе с укрывшимися в нем людьми. Город был разорен. «Так защитники Кинешмы, - пишет известный дореволюционный исследователь священник Иоанн Альтовский, - приняли венцы мученические и приобрели неувядаемую славу на земле и блаженный покой в вечности».
|