Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы канатов, применяемых на грузоподъемных кранах и их технические характеристики.
Стальной канат должен соответствовать действующему государственному стандарту, иметь сертификат (свидетельство) с указанием завода-изготовителя, заводского номера, его конструкции (типа), вида покрытия проволоки, диаметра, длины и массы, даты изготовления, результатов механических испытаний (суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом), номера стандарта, в соответствии с которым канат изготовлен. Канаты без сертификата (свидетельства) обязательно подвергаются лабораторным испытаниям в соответствии с ГОСТ 3241-80 и только после этого они пригодны к установке на кранах. Применение на кране канатов другой, отличной от указанной в паспорте характеристики, может быть допущено только с разрешения администрации после предварительного проверочного расчета и внесения в паспорт крана данных о произведенной замене и результатах расчета за подписью ответственного лица. Промышленностью выпускаются канаты односторонней и крестовой свивки (рис. 3). При односторонней свивке отдельные проволоки в прядях и сами пряди свиты в одном направлении. При крестовой — направление проволок в прядях обратное направлению пряди в канате. Пряди навиты вокруг сердечника из органического волокна, пропитанного специальной смазкой. Сердечник служит источником смазки внутренних проволок каната при его изгибах на барабанах и блоках. Канаты односторонней свивки обладают большой гибкостью, но легко раскручиваются, сплющиваются и быстро изнашиваются. На кранах применяются канаты крестовой свивки, так как они меньше раскручиваются. Они изготовляются из стальной проволоки диаметром 0, 2—2 мм с временным сопротивлением разрыву 160—200 МПа. По касанию проволок в прядях различают три типа канатов: с точечным касанием (ТК), линейным (ЛК) к с точечным и линейным (ТЛК). На кранах рекомендуется применять канаты типов Л К и ТЛК, так как они обладают повышенной прочностью и более износоустойчивы по сравнению с канатами типа ТК. Обозначения ЛК и ТЛК указывают на наличие в канате проволок разного диаметра. Если проволоки в отдельных слоях пряди одинакового диаметра, то к обозначению ЛК ТЛК добавляют букву. О, например Л К О., ТЛК-О. Если же в наружном слое пряди проволоки разных диаметров, то к обозначению добавляют букву Р (например, ЛК-Р, ТЛК-Р). Для характеристики стальных канатов принято обозначение, где на первом месте указывается диаметр каната, на втором — его назначение, на третьем — механические свойства проволоки, на четвертом— условие работы, на пятом — направление свивки каната, на шестом — способ свивки, на седьмом — маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву. Например, канат 24-Г-В-ЛС-Н-160 ГОСТ 307.7-80 обозначает: диаметр-24 мм, грузовой, из светлой проволоки, марка В, правая свивка, для легких условий работы, из оцинкованной проволоки, нераскручивающийся, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 160 МПа. Стальные канаты бывают разной конструкции, но в основном применяются канаты конструкции 6Х 19-j-lo.c, 6X37+Io.c. Эти цифры указывают, что канаты шестипрядные, а в каждой пряди 19 или 37 проволок плюс один органический сердечник. На грузоподъемных кранах применяют канаты конструкции -6x19+lo.c., 6x37+lo.c. типов ЛКиТЛК крестовой свивки. Такие канаты износоустойчивее и обладают повышенной прочностью по сравнению с канатами типа ТК. Канаты конструкции 6X19+lo.c. рекомендуется применять для расчалок и вант, то есть в тех случаях, если они не подвергаются многократному перегибу, канаты 6x37+lo.c. — для полиспастов механизма подъема груза, стрелы и в качестве тягового каната. Прочность каждого каната перед установкой на кран определяют по формуле:
где К — коэффициент запаса прочности, число показывающее, во сколько раз нагрузка, разрушающая канат, должна превышать допустимую рабочую нагрузку; Р — разрывное усилие каната в целом, принимается по сертификату или по данным лабораторных испытаний, Н; S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом кратности и коэффициента полезного действия полиспаста, Н. Суммарное разрывное усилие каната, которое иногда дается в сертификате, зависит от прочности проволок: чем больше временное сопротивление разрыву проволок, тем больше это усилие, а оно всегда больше, чем действительное разрывное усилие каната в целом. Поэтому расчет нужно вести по разрывному усилию каната в целом, которое меньше суммарного на 17 %
|