![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Восточные притчи
Восточные притчи в большей степени отражают элементы повседневной жизни человека и его внутреннего мира. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, облегчающими их понимание. Восточные истории направлены на расширение жизненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. Пожалуй, главная направленность восточных притч — принятие человеком ответственности за собственную жизнь.
Абочка Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Все в твоих руках. А вот прилагаемый к притче комментарий: «Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор — сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их». Или вот еще пример восточной притчи.
рудолюбие или судьба? Однажды во время государственного совета падишах Акбар спросил у своих советников: — Что важнее в жизни: судьба или трудолюбие? Все в один голос ответили: — Владыка мира! Конечно, трудолюбие важнее.. Один только первый министр Бирбал думал по-другому и не побоялся возразить: — Махаражда! По-моему, главное — судьба. Если судьба не пошлет удачи, то и трудолюбие не поможет. — Но что может судьба, если человек сам не действует, не старается? Ну, скажем, будет ли он сыт, если понадеется на судьбу и станет сидеть сложа руки? — урезонил падишах Бирбала. — Как ни старайся, а вопреки воле судьбы ничего не получишь — не судьба, значит. Такое часто видеть приходится. Потому-то я и думаю, что главное — судьба. Тут в разговор вмешался один из советников: — Владыка мира! Пусть Бирбал на деле докажет, что главное — это судьба. — Да-да, Бирбал, докажи, что главное — это судьба, — подхватил падишах. — Владыка мира! Не такое простое это дело. Доказательства в узелке не носят, чтобы вдруг развязать да выложить. Но раз вы так хотите, то я вам в скором времени это докажу. Через несколько дней в погожий вечер падишах с придворными поехали кататься на лодке по реке Ямуне. Выплыла лодка на середину реки, и тут падишаху вспомнился недавний спор. — — Ну что, Бирбал, уразумел ты наконец, что к чему? Признаешь, что трудолюбие важнее судьбы? Говори! — приказал падишах. — Но Бирбал ответил так же, как и в прошлый раз. Разгневался падишах, сорвал с пальца перстень, бросил его в воду и сказал: — — Ладно же, Бирбал! Пусть теперь твоя судьба тебе поможет! Принеси мне перстень через месяц, а то не сносить тебе головы. — Все в лодке притихли. Ведь река Ямуна в этом месте была очень глубока, и достать со дна перстень не было никакой возможности. Пропал Бирбал, нет ему теперь спасения! Но Бирбал ничего не ответил, промолчал. — Лодка пристала к берегу. Падишах вернулся во дворец и приказал поставить у реки стражу, чтобы она день и ночь караулила и Бирбала к воде не подпускала. Раз он надеется на судьбу, пусть она его теперь и выручает. — А Бирбал положился на судьбу и помалкивал. Прошло двадцать семь дней. — Ну что, Бирбал, где мой перстень? — спрашивает падишах. — Нет у меня перстня, повелитель, — отвечает Бирбал. — Последний раз говорю тебе, Бирбал, признай, что трудолюбие важнее судьбы, и я отменю приговор! — — Владыка мира! Трудолюбие трудолюбием, а от судьбы не уйдешь, — упрямо стоял на своем Бирбал. — Известна пословица: «В одночасье дом сгорит, да вдруг и счастье привалит». Осталось еще три дня, за это время все может перемениться. — Будто масла подлили в огонь гнева падишаха, но он сдержал себя и промолчал. На четвертый день снова потребовал падишах у Бирбала кольцо. — Владыка мира! Видно, не судьба мне получить перстень! — признался Бирбал. — Если так, готовься к смерти, — грозно сказал падишах. Без страха в душе стоял Бирбал перед падишахом. Он уже заранее приготовился спокойно встретить все, что пошлет судьба. Связали ему руки за спиной. Еще раз смилостивился над ним падишах: — Бирбал, вот тебе последний шанс спастись: признай свою ошибку, и я тебя прощу. — Покровитель бедных! Негоже бить лежачего. Прикажите палачу сделать свое дело, — твердо ответил Бирбал. — Да будет так, несчастный упрямец! — воскликнул падишах, позвал палача и приказал отвести Бирбала на место казни. Встревожился народ, видя, как Бирбала со связанными руками ведут на казнь. Ведь когда Бирбал был при дворе, простые люди считали, что живут в раю, народ благоденствовал. Помертвели лица у людей, а родные Бирбала и вовсе стояли чуть живые от горя. Поначалу крепились они, молчали, а потом залились горючими слезами. Бирбалу велели взойти на помост. По обычаю палач спросил его: — Скажи, каково твое последнее желание? Не успел Бирбал рта раскрыть, как вдруг рядом с ним появился бродячий мудрец — факир. Никто и не заметил, откуда он взялся, будто из-под земли вырос. И сказал факир: — Бирбал! Ты понадеялся на судьбу, поспорил с падишахом и, наверное, скоро распрощаешься с жизнью. Так перед смертью сделай святое дело: накорми меня. Исстари люди говорят: «Нет лучше подаяния, чем накормить голодного». Я хочу рыбы — свари же хорошую рыбу и дай мне поесть, а за это Всевышний исполнит все твои желания и желания твоих детей и внуков! В великое затруднение попал Бирбал: смерть рядом, а тут факир есть просит, да еще рыбы! — Факир-сахиб! Тебе ведь должно быть известно, что я из высокой брахманской касты. Мы ведь рыбу в пищу не употребляем и не готовим ее на своих очагах. Как же я могу накормить тебя рыбой? Но все стали просить Бирбала исполнить просьбу факира. Уступил Бирбал, послушался народа. Побежал слуга Бирбала на базар и купил у рыбака свежую рыбу. Сел Бирбал и начал ее чистить. Тем временем падишах выглянул из окна и увидел, как Бирбал беседует с факиром. Видел он и то, как Бирбал чистит рыбу. А тот, когда стал ее потрошить, вдруг нащупал у нее в желудке что-то твердое. Распорол он ножом желудок, глядь — а там перстень, что падишах в реку бросил! Взял Бирбал перстень, зажал его в кулак, поднялся и ищет глазами факира. А того и след простыл! — Вот мое последнее желание: я хотел бы еще раз повидаться с падишахом, — сказал Бирбал стражникам. Люди заметили, что Бирбал что-то вынул из рыбы. Но что? Повела его стража к падишаху, а они следом пошли. Когда падишах увидел Бирбала, он решил ни за что не прощать упрямца. Бирбал вошел и поклонился падишаху. — Бирбал! Не трудись понапрасну. Даже если бы ты и признал теперь, что трудолюбие важнее судьбы, все равно поздно. Я не изменю своего приказа. — Повелитель! Послушайте сначала, что я вам скажу. Я пришел не каяться. Наоборот, теперь я до конца уверен, что судьба важнее. — Что ж, говори! — Вот ваш перстень, возьмите! Падишах взял кольцо, посмотрел и замер, пораженный. Это и впрямь был его перстень с его печатью. Что за чудеса! Ведь он сам бросил его в бездонную пучину Ямуны! Вертел он кольцо, и так, и эдак разглядывал. Сомнений быть не могло: это был его собственный перстень. — Бирбал! Как ты его нашел?! — О, покровитель бедных! Я его не искал — мне принесла его моя судьба. И Бирбал рассказал падишаху, как было дело. Изумился и всей душой порадовался падишах и на радостях щедро одарил Бирбала.
|