Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектировочный расчет элементов систем управления.
В нормах приводятся значения эксплуатационных нагрузок Рэ, прикладываемых к командному рычагу. Устанавливаются также предельные перемещения командного рычага в месте приложения нагрузки Рэ – аmax. Расчетом управляемости самолета определяются предельные отклонения руля – dр mаx. По нормам подсчитываются действующие эксплуатационные нагрузки на руль, а по данным продувок находится положение центра давления, что позволяет после выбора положения оси вращения руля определить величину шарнирного момента . Условие равенства работ при пренебрежении работой сил трения в проводке управления записывается в виде: Следует также рассмотреть и промежуточные отклонения руля dр, которым будет соответствовать и а. Из равенства работ получим Отношение dрmаx / amax называется коэффициентом передачи и обеспечивается соответствующим выбором размеров элементов проводки управления. Расчет на прочность проводки управления проводится для случая застопоренного руля при приложении к командному рычагу расчетного усилия Рр = Pэf где f – коэффициент безопасности, задаваемый нормами. При выбранной схеме управления и выбранных с учетом получения потребного коэффициента передачи размерах элементов проводки определяются действующие в этих элементах силы. На рис. 13.36 показана схема участка управления с жесткой проводкой.
Рис. 13.36. Схема управления с жесткой проводкой условия равновесия командного рычага получим: Из условия равновесия качалки B Р1с1 = Р2 d1 получим: Из условия равновесия качалки С Р2с2 = Р3d2 получим: и т.д. Каждая тяга при отклонении руля в одну сторону работает на растяжение, при отклонении в другую сторону – на сжатие. Потребная площадь сечения i-й тяги где для растянутой тяги sразр = sв, а коэффициент k = 0, 8 учитывает ослабление тяги заклепками или болтами, которыми она крепится к стаканам наконечников; для сжатой тяги sразр = sкр, а коэффициент k = 1. Критическое напряжение продольного изгиба подсчитывается по формуле Эйлера: где Е – модуль упругости материала тяги; J – момент инерции сечения тяги; – длина тяги; с – коэффициент заделки. Для тяг управления c = 1. Наивыгоднейшей в весовом отношении будет тяга из тонкостенной трубы, у которой Подставив эти значения, получим Если конструктивно диаметр получается неприемлемо большим, то необходимо либо уменьшить длину тяги, либо взять тягу из материала, имеющего меньшее значение . Затем тяги надо проверить на резонансные колебания. На самолете имеются различные источники, которые могут вызвать вынужденные колебания тяг управления. К таким источникам относятся двигатели, электро- и гидромоторы систем, тряска самолета при движении по аэродрому и др. При совпадении частоты собственных колебаний тяги с частотой вынужденных колебаний наступает резонанс, приводящий к росту амплитуды колебаний. Это вызывает появление в тяге усталостных напряжений и по прошествии, как правило, довольно длительного времени может привести к ее разрушению. Для исключения возможности появления резонансных колебаний необходимо, чтобы частота собственных колебаний тяги не равнялась (или не была кратной) частоте вынужденных колебаний. Частота собственных колебаний тяги кол./мин, шарнирно закрепленной на качалках, определяется по формуле , где Е – модуль упругости материала тяги; J – момент инерции сечения тяги; m – погонная масса тяги; – длина тяги, а тяги, установленной на роликовых направляющих, – по формуле , где – длина тяги между направляющими; а – коэффициент, учитывающий упругость опор, определяемый по результатам эксперимента. Расчет качалок начинается с определения нагрузок в узлах крепления. Реакция в шарнире О (рис. 13.36) будет На эту силу и рассчитывается узел О. Реакция в шарнире О1 будет будет расчетной для узла крепления качалки. Реакцию в шарнире О2 определяют как результирующую двух сил: Р2 и Р3 (рис. 13.37) Рис. 13.37. Определение реакции в узле крепления качалки Определение реакции следует проводить графически. Эта реакция и будет расчетной для узла крепления качалки. В процессе управления меняется положение командных рычагов и качалок, что приводит к изменению плеч, а следовательно, и усилия в проводке. Расчет надо провести для различных положений рычагов, и каждый элемент проводки рассчитать на максимальное усилие. В наиболее опасных сечениях качалки (пусть это будет сечение I–I на рис. 13.37) определяют величину осевой силы N = Р3соsa, величину изгибающего момента , величину перерезывающей силы Q = Р3sina. Действующие в сечении напряжения должны быть меньше временных сопротивлений: где F – площадь сечения; W – момент сопротивления; S – статический момент инерции; J – момент инерции; b – толщина стенки качалки.
Узел соединения качалки и тяги вильчатого типа. Если наконечник тяги с вилкой, то на качалке – ушко, в котором устанавливается шарнирный подшипник, если же наконечник ушковый, то вилка – на качалке. Расчет этого узла проводится аналогично расчету вильчатого соединения узлов навески элерона. На рис. 13.38 показана схема участка управления с гибкой проводкой. Рис. 13.38. Схема управления с гибкой проводкой
Усилия в тяге Усилие в тросе от командного поста до сектора на опоре 4
Ось I рассчитывается как двухопорная балка, загруженная силами Рт и Р1. От этих сил в сечении сектора будет действовать максимальный изгибающий момент М и крутящий момент Мкр = Р1R. От изгибающего момента в оси возникнут нормальные напряжения , а от крутящего момента – касательные напряжения , где W – момент сопротивления сечения оси; Wр – полярный момент сопротивления. Суммарное напряжение находится по третьей теории прочности, и оно не должно превышать временного сопротивления: По величине реакций рассчитываются узлы крепления оси. Реакции в узлах крепления роликов определяют как результирующую сил Р1 (рис. 13.39):
Определение проводится графически. Эта реакция будет расчетной для узла крепления ролика. В узле О4 меняется передаточное отношение. Усилие в тросе Р2 будет Реакцию в шарнире О4 определяют графически как результирующую двух сил Р1 и Р2 (рис. 13.40): На эту реакцию рассчитывается узел крепления сектора.
|