Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 30






Организация труда занятого персонала как элемент работы с кадрами. Важным направлением работы с кадрами, является рациональная организация труда занятого персонала. Изучением этих вопросов занимается специальная наука - организация труда и управления (ОТ и У), которой разработаны и проверены на практике различные методы и приемы этой работы Рационализация должна быть альфой и омегой всякой экономической, социальной и технической деятельности на предприятии. Работа лишь в каком-то одном из этих направлений не может принести удачного решения; «оптимум» может быть достигнут лишь в результате своеобразного «компромисса», разумного сочетания в развитии всех направлений работы по рационализации. При анализе работы при организации производства необходимо рассматривать два комплекса проблем:

1. касающийся субъекта организации;

2. анализирующий объект

Первый в основном охватывает социальные проблемы, второй -технические и оба совместно - экономические.

Комплекс проблем, возникающие при анализе субъекта организации, подразделяется на три большие области: во- первых, на психологические, во- вторых, на физиологические, и. в - третьих, на социальные элементы этой работы Для изучения этих проблем служат специальные научные дисциплины - психология труда, физиология труда и социология труда При решении кадровых проблем мы подробно не интересуемся теорией, методологией и методикой всей этой работы, нас занимает лишь вытекающие из исследований в этих областях принципы и методы руководства персоналом.

В этой связи применительно к работе с людьми, мы рассматриваем следующие элементы:

- в области психологии труда; настроения, их образования и
изменения в процессе производства: отношение к труду
вообще и его влияние на производительную отдачу;
возникновение и разрешение эмоциональных конфликтов,
мотивация поступков на производстве;

- в области физиологии труда - усталость, отдых, рабочее
время, монотонность труда, выработка оптимального
трудового ритма;

- в области социологии труда – социально-профессиональную
структуру коллектива, социальное окружение, его роль,
статус и влияние на окружающих

Особоевнимание при изучении проблем организации труда и управления уделяется изучению объекта рационализации.Вопросы организации объекта труда являются значительно более разработанными, нежели перваягруппа проблем. Предметом изучения здесь являются такие проблемы, как организация рабочего места, выбор рациональных, методов труда, совершенствование охраны труда, созданиеусловий, способствующих лучшему выполнению трудовых процессов.

Под условиями, способствующими нормальной организации производства понимают непосредственное и косвенное влияние рабочего пространства и его элементов на производственную отдачу. Здесь изучаются воздушная среда, освещение, шум, цвет, влажность, эти элементы рассматриваются не изолированно, а в комплексе, их влияние должно быть рационально и планомерно приспособлено к требованиям человеческого организма

Специальным направлением этой работы является организация рабочего места. При этом, под рабочим местом подразумевается место нахождения работника как таковое, в узкомсмысле, включая его оборудование и рабочие инструменты. Для каждого рабочего места нужно, во-первых, гарантировать достаточное пространство так, чтобы работающий мог удобно двигаться, правильно и удобно размещать инструмент и материал. Размещение необходимых предметов должно осуществляться перед человеком на длину протянутой руки и внутри, угла примерно в 30 градусов.

Еще однимнаправлением работы по организации труда является совершенствование методов работы Методом работы можно назвать способ, с помощью которого происходит воссоединение отдельных элементов производства - рабочей силы, сырья иматериалов, машин и механизмов в единый производственный процесс по изготовлению продукции.Начальный этап этой работы состоит в оценке степени рациональности этих методов, в выявлении нерациональных приемов и процессов и, либо в их исключении, либо в улучшении. Необходимо также исследовать, соответствуют ли и в какой мере данные методы работыкритериям эффективности в экономическом, техническом и социальном отношении.

Различают три основных направления по совершенствованию методов работы:

- устранение помех на рабочихместах ив рабочих процессах:

- организационное преобразование производства;

- техническое и технологическое совершенствование продукции.

Эти три направления подразделяются и дальше, на более частные моменты, в разрезе которых уже и ведется конкретная работа по рационализации производства. Поскольку эти направления работ носят преимущественно технический характер, необходимо подчеркнуть, что при осуществлении конкретных исследований методов работы необходимо параллельно учитывать ее социальный и психофизиологический аспект. В процессе их нужно изучить, во-первых, существующие отношения работников, которых касаются различные преобразования; во- вторых, составить прогноз, как изменятся эти отношения после внедрения новых методов работы, и, в - третьих, провести предварительную разъяснительную работу, возможно - методом предварительных занятий, чтобы убедить коллектив занятых в целесообразности преобразований и привлечь его к этой работе.

Задача менеджера в области организации труда

В профессионально - квалификационной структуре общества непрерывно происходят изменения. Одни профессии исчезают, другие появляются. В настоящее время мы являемся свидетелями возникновения ряда новых профессий, связанных с использованием атомной энергии, развитием электроники, телевидения и автоматики. В то же время можно наблюдать исчезновение ряда профессий, обусловленной механизацией тяжелых и трудоемких работ.

Наряду с развитием производства и разделением труда процесс производства порождает новые функции организации труда, контроль за работой оборудования, его технического обслуживания и постоянного совершенствования. Для выполнения этих функций требуется все больше затрат умственного труда.

Наряду с рабочими, современное хозяйство нуждается в следующих категориях работников: в мастерах, техниках, инженерах, экономистах и других работниках, имеющих высшее образование, а также в научных работниках, в обслуживающем персонале,

Роль каждой из этих групп, занятых в производственном процессе, различна. Она претерпевает непрерывные изменения по мере совершенствования и изменения техники и технологии производства.

Поточное производство представляет собой важнейший исторический этап в процессе изменений, претерпеваемых производственными процессами. На этом этапе механизация является еще не полной, охватывает не все операции. При выполнении некоторых видов операции по-прежнему приходится прибегать к ручному труду.

Разделение труда - это разделение на умственный труд и трудфизический; на руководящую работу и работу, связанную с исполнением задания, на различные виды работ во все более и более дифференцирующихся областях и отраслях производства, техники, науки и услуг. Разделение труда, углубление его специализации всегда было и остается фактором роста производительности труда.

Наряду с положительным экономическим эффектом, разделение труда приводит к явлениям, носящим отрицательный характер с социальной точки зрения. Ведь здесь мы имеем дело не только с разделением труда, но также с углублением различий между людьми в рамках производства и всего общества в целом. Констатируя факт существования столь сильных тенденций к разделению в рамках общества, мы не можем забывать о том, что доминирующей является все же тенденция к объединению его членов в единое целое. Основой этих процессов, ведущих прогрессирующему объединению, являются факторы, общие для всей человеческой цивилизации - такие как индустриализация, урбанизация, развитие средств массовой коммуникации и связи, которые приводят к унификацииобраза жизни и потребностей и к появлению у людей чувство принадлежности к единому человеческому сообществу.

Чрезмерная, навязанная силой абсолютная интеграция, не оставляющая ни малейшей возможности для проявления членами данной общественной группы какой бы то ни было свободы действий и инициативы, не способствует общественному развитию.

Социологи различают два вида интеграции: организационную и общественную.

Организационная интеграция означает согласование отдельных лиц с целями данной организации, которые принимаются и полностью реализуются ее членами только в том случае, если они не находятся в противоречии с их интересами.

Общественная интеграция означает обогащение содержания, масштабов и глубин общественных связей между членами данной организации за счет развития между ними личных отношений, возникновения солидарности между ними, базирующейся на общих образцах поведения, общности взглядов и устремлений.

В работе коллектива должна доминировать основная цель-формирование и сохранение чувства общности предприятия и работника, что сопровождается приобретением производственными связями между членами коллектива, межличностного характера, ликвидацией сознании рабочего различия между его собственными интересами и интересами предприятия. Этого можно добиться путем полной интеграции коллектива предприятия. Чем меньше степень интеграции, тем больше дифференциация между работниками, между их индивидуальными целями и целями предприятий и тем труднее создание условий для активной творческой работы отдельного работника, а следовательно, тем сложнее формирование правильной мотивации труда, его отношение к коллективу; предприятию


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал