Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие индексы качественных показателей
Индексы цен показывают, как изменилась стоимость продукции за счет изменения цен. Агрегатный индекс цен Пааше: , (7.8) где p 1 q 1 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в отчетном периоде; p 0 q 1 – условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам. Агрегатный индекс цен Ласпейреса: , (7.9) где p 0 q 0 – фактическая стоимость продаж (товарооборот) в базисном периоде; p 1 q 0 – условная стоимость товаров, реализованных в базисном периоде по отчетным ценам. Индекс цен Пааше показывает изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным (на сколько товары стали дороже (дешевле)). Если бы товары были реализованы в отчетном периоде по базисным ценам, то фактическая экономия составила . (7.10) Индекс цен Ласпейреса показывает условную экономию, т.е. на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде. Этот индекс применяется при прогнозировании объема товарооборота в связи с предлагаемым изменением цен. В условиях стабильности применяют индекс Пааше, при инфляции – индекс Ласпейреса. Основываясь на рассмотренных двух вариантах построения индексов, Фишер предложил рассчитывать среднюю геометрическую индексов цен Пааше и Ласпейреса: . (7.11) Этот индекс носит название “ идеальный ” индекс цен Фишера. Индекс цен Фишера “обратим” во времени (т.е. если рассчитывать индекс базисного периода к отчетному, он будет равен обратной величине первоначального индекса), но лишен экономического содержания. При синтезировании общего индекса цен вместо фактического количества товаров (в отчетный и базисный периоды) в качестве соизмерителей индексируемых величин р 1 и р 0 могут применяться средние величины реализации товаров. При таком способе расчета формула сводного индекса цен (называемого индексом цен Лоу) выглядит следующим образом: . (7.12) Индекс цен Лоу применяется в расчетах при закупках или реализации товаров в течение продолжительных периодов времени (пятилетках, десятилетиях и т.п.), поскольку он дает возможность анализа цен с учетом происходящих внутри отдельных субпериодов изменений в ассортиментном составе товаров. Пример По имеющимся данным о ценах и реализации неоднородных товаров за два периода необходимо определить индексы цен: 1) индивидуальные; 2) агрегатные, в т.ч. а) индекс Пааше; б) индекс Ласпейреса; в) “идеальный” индекс Фишера; г) индекс Лоу.
Сведем расчет индивидуальных индексов цен и промежуточные расчеты для определения агрегатных индексов цен в таблицу:
а) Индекс цен Пааше = 1, 1391 (113, 91%). Абсолютный прирост товарооборота за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом составил = 327500 – 287500 = 40000 руб., т.е. если бы уровень цен остался на уровне базисного периода, экономия потребителя составила бы 40000 руб. б) Индекс цен Ласпейреса = 1, 1444 (114, 44%). Абсолютный прирост товарооборота за счет фактора изменения цен в текущем периоде по сравнению с базисным периодом составил = 257500 – 225000 = 32500 руб. в) “Идеальный” индекс цен Фишера =1, 1418 (114, 18%). г) Индекс цен Лоу = 1, 1415 (114, 15%).
|