![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12: Правовое обеспечение учета и отчетности
Общие положения об учете. Виды учета и отчетности, их сравнительная характеристика. Понятие учетной политики, ее структура и содержание. Бухгалтерский учет и отчетность. Общие положения. Субъекты и объекты. Права, обязанности, ответственность субъектов учета. Налоговый учет и отчетность. Общие положения. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета. Персонифицированный учет и отчетность. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета. Статистический учет и отчетность. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета. Кадровый учет и отчетность. Общие положения. Субъекты и объекты учета. Права, обязанности, ответственность субъектов учета.
Литература
1. Адаменкова, С.И., Евменчик, О.С. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.-метод. пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик // Мн.: Элайда, 2012. – 340 с. 2. Правовые основы бухгалтерского учета: учебник / Е.И. Арефкина, Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова [и др.] Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. – М.: Проспект, 2011. – 312 с.
Осуществление хозяйственной деятельности есть процесс реализации экономических, в том числе управленческих, решений ее субъектов. Эффективность таких решений во многом зависит от получения полной и достоверной информации об управляемых и связанных с ними объектах и ее обработки. Получаемая информация фиксируется для ее последующего обобщения с целью принятия и корректировки коммерческих управленческих решений. Фиксирование информации происходит посредством ее отражения в цифрах и документах, в том числе электронных. Документальное отражение информации об управляемых и связанных с ними объектах есть управленческий учет. Учет - количественное отражение сведений о событиях, действиях и иных фактах в жизни общества, используемых для управления обществом на различных организационных уровнях. Стадиями учета являются: наблюдение, измерение, регистрация, обобщение. В зависимости от уровня управления в хозяйственной деятельности учет делится на: 1) статистический учет - осуществляемый на макроуровне всего общества. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З (ред. от 02.07.2009)" О государственной статистике" государственная статистика - система сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь; 2) налоговый учет. Согласно ст. 62 НК налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета. Плательщик (иное обязанное лицо) составляет и представляет за соответствующий налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами, и в налоговый орган по месту расположения объектов налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением; 3) Бухгалтерский учет - осуществляется на микроуровне юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12. 07.2013 № 57-З " О бухгалтерском учете и отчетности" бухгалтерский учет - это система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности. Основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются: · формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах; · обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; · предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости. Виды бухгалтерского учета: синтетический учет; аналитический учет. Синтетический учет - отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в обобщенных денежных показателях. Аналитический учет - детализированное отражение имущества, обязательств и хозяйственных операций в натуральных, количественных и денежных показателях. Учитываемая информация обобщается для принятия и корректировки управленческих решений. Результат обобщения управленческой и учтенной информации - управленческая отчетность. Она делится так же, как и учет, на оперативную, статистическую и бухгалтерскую. Бухгалтерская отчетность - система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации. Бухгалтерская отчетность должна составляться в соответствии с законодательством Республики Беларусь и давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены: · полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств; · тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности; пояснительной записки. Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых подлежит обязательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется организацией, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем, подписывается руководителем обслуживающей организации и (или) специалистом-бухгалтером, ведущим бухгалтерский учет. Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций - с даты ее государственной регистрации по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная отчетность. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность: - собственнику имущества (учредителям, участникам) организации и иным лицам, уполномоченным на получение годовой индивидуальной отчетности законодательством Республики Беларусь или учредительными документами этой организации; - государственным органам, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, если отчитывающиеся организации находятся в их подчинении (входят в их состав) или являются хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь или административно-территориальным единицам и переданы в управление этим органам, организациям; - иным организациям в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Государственные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам государственного управления, уполномоченным управлять государственным имуществом. Представляемая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации. Годовая бухгалтерская отчетность организации может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации в определенных объемах. Если достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, бухгалтерская отчетность публикуется вместе с итоговой частью аудиторского заключения. Если в опубликованную бухгалтерскую отчетность в результате дополнительного аудита или проверок соответствующими контрольными органами вносятся изменения, то эти изменения должны быть опубликованы. План счетов бухгалтерского учета организации и другие документы учетной политики должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. При ведении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение должно осуществляться в течение сроков, установленных для бумажных носителей информации. Руководитель организации несет ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Предметом бухгалтерского учета являются имущество и обязательства организации. При ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики (учетной политики). Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности. Учетная политика организации включает в себя: · описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета; · план счетов бухгалтерского учета; · применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации; · применяемые организацией регистры бухгалтерского учета; · регламентацию движения первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При формировании учетной политики организации необходимо исходить из: · обособленности учета активов и обязательств организации от активов и обязательств других юридических и физических лиц; · непрерывности деятельности организации; · последовательности применения учетной политики; · временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна соответствовать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. Изменения в учетной политике организации в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными соответствующим решением руководителя организации. Изменения в учетной политике организации могут иметь место в случаях: реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) организации; изменения законодательства Республики Беларусь; изменения условий деятельности. Изменение учетной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету с указанием возникших вследствие внесения изменений в учетную политику результатов в денежном выражении. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности - часть государственного регулирования хозяйственной деятельности и осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете обеспечивает: · единообразие ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями; · сопоставимость учетной информации различных организаций; · достоверность учетной информации каждой организации. Министерство финансов Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь. Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, принимает обязательные для исполнения нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.05.1998 N 694 утверждена Государственная программа перехода на международные стандарты бухгалтерского учета в Республике Беларусь. Цель регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всех заинтересованных пользователей к сопоставимой и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности субъектов хозяйствования.
|