Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13: Правовое обеспечение цен и тарифов






 

Понятие цены, тарифа и ценообразования. Субъекты ценообразования. Виды цен и тарифов: свободные, регулируемые, фиксированные, предельные. Способы регулирования цен и тарифов.

Регистрация и декларирование цен и тарифов: основания и общий порядок.

Составы нарушения в области цен и тарифов. Ответственность за наруше­ния в области ценообразования.

Регулирование надбавок и скидок. Повышение и понижение цен и тарифов. Установление предельных индексов изменения цен и тарифов. Цены и тарифы при осуществление ВЭД. Индикативные цены.

Свободное ценообразование. Установление цены на бирже, аукционе, тенде­ре.

Формирование цен на отдельные виды продукции (товаров), работ, услуг.

Литература

 

1. Баздникин, А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие / А.С. Баздникин. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 332 с.

2. Кевра, Г.И. Порядок установления и применения регулируемых цен / Г.И.Кевра // Налоги Беларуси. – 2012. - N 1.

3. Коммерческое ценообразование / под ред. Е.В. Сарафановой. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». – 2004. – 172 с.

4. Рогожкина, Т. Правовые основы ценообразования в Республике Беларусь / Т. Рогожкина. – Юрист. – 2005. – № 10. – С. 53 – 56.

5. Цена в хозяйственном договоре // Библиотечка журнала «Юрист». Право и бизнес. – 2009. – № 9.

 

Хозяйственная деятельность ведется с целью получения прибыли. В связи с этим ее субъект, поставивший товар, выполнивший работу, оказавший услугу должен получить встречное предоставление. Для соизмерения обмениваемых товаров, работ, услуг по их стоимости последнюю нужно выразить в общем для них эквиваленте. Функцию всеобщего эквивалента в экономике выполняют деньги. Стоимость товаров, работ, услуг, выраженная в деньгах, есть их цена (тариф). Цена - существенное условие хозяйственного договора. От цены иска зависит размер государственной пошлины.

Цена есть категория экономическая. Она используется также в законодательстве, поэтому является и правовой категорией. Так, согласно ст. 394 Гражданского кодекса Республики Беларусь расчеты сторон при исполнении договора осуществляются по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства.

В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством, либо в установленном законодательством порядке.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

В соответствии с п. 3 ст. 364 ГК, если иное не предусмотрено законодательством или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существующие в том месте, где обязательство должно быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие на день вынесения решения. Как видим, здесь цена определяет стоимостную меру должного поведения лица. Цена как правовая категория есть денежная мера обязательств.

Политика ценообразования, порядок установления и применения цен, полномочия органов государственной власти по регулированию цен, а также контролю за ценообразованием определяются базовым законом и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З " О ценообразовании":

цена - денежное выражение стоимости единицы товара;

тариф - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.

Цена (тариф) представляет собой себестоимость, увеличенную на коэффициент рентабельности и налоги. Законодательством установлен перечень затрат, включаемых в себестоимость. Другие затраты покрываются только из прибыли. Способ указания цены: цифрой в абсолютном выражении; определение порядка калькуляции в смете.

В зависимости от условий формирования цен и тарифов они делятся на следующие виды:

· свободная цена (тариф) - цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, применяются свободные цены (тарифы);

· регулируемая цена (тариф) - цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;

· фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

· предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

· товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

· отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 (ред. от 31.01.2013) «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. N 495 (ред. от 09.11.2012 № 1028) утвержден Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 26.04.2012 N 35 (ред. 26.09.2013 № 70) «О ценах на социально значимые товары …» установлены предельные максимальные отпускные цены на социально значимые товары, а также порядок установления и применения отпускных цен на социально значимые товары.

В законодательстве используется понятие " учетная цена". В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.1999 N 405 " О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций" учетной ценой является цена отпускаемого (экспортируемого) товара, используемая для отражения в бухгалтерском учете при осуществлении товарообменных операций и устанавливаемая в белорусских рублях.

Отпускная цена (тариф) - цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже.

Розничная цена (тариф) - цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи из розничной торговли физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Индикативная цена отвечает ценам, сложившимся на мировом рынке товара.

Различают цены биржевые и аукционные.

Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования.

Составляющие ценообразования:

- установление цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- государственное регулирование цен.

Установление цен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключается в:

- формировании (определении) цен;

- применении оптовых надбавок;

- применении регулируемых цен.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:

- юридические лица и предприниматели;

- республиканские органы государственного управления;

- областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Основными принципами ценообразования являются:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Правовые основы ценообразования определены Законом " О ценообразовании", Законом " О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 N 162-З (ред. от 04.01.2010) " О естественных монополиях" (далее - Закон " О естественных монополиях").

Государственное регулирование цен - часть государственного регулирования хозяйственной деятельности, которое осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных уровней цен, предельных уровней торговых надбавок и снабженческих вознаграждений, предельных нормативов рентабельности или путем обязательного декларирования изменения цен.

Государственную политику в области ценообразования в соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Реализация государственной политики в области ценообразования в соответствии с законодательством осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования реализуются через Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 967 (ред. от 13.09.2013) " Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь" Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляет специальные функции в сфере разработки и реализации государственной ценовой политики в Республике Беларусь, регулирования и контроля за ценообразованием:

1) определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием;

2) координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов по осуществлению регулирования и контроля за ценообразованием;

3) осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей), применяя способы, предусмотренные законодательством;

4) принимает обязательные для субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей) решения о введении, изменении или прекращении регулирования ценообразования в случаях, предусмотренных законодательством;

5) осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов);

6) дает обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменяет цены (тарифы), установленные субъектами ценообразования с нарушением действующего порядка ценообразования, вводит режим регулирования цен (тарифов) в отношении субъектов ценообразования (юридических лиц, предпринимателей);

7) осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем установления фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных торговых надбавок (скидок) к ценам, порядка определения и применения цен (тарифов), а также порядка их декларирования, утверждения индекса цен в строительстве;

8) осуществляет регистрацию цен (тарифов), декларируемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

9) согласовывает в установленных законодательством случаях цены на отдельные специфические товары (работы, услуги).

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

- фиксированных цен (тарифов). Монопольное право применять фиксированные цены принадлежит только установившему их органу, независимо от условий работы субъекта хозяйствования. Их несоблюдение есть нарушение дисциплины цен;

- предельных цен (тарифов);

- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам. Предельная торговая надбавка (скидка) - ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;

- предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рентабельности - устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;

- порядка определения и применения цен (тарифов);

- декларирования цен (тарифов). Декларирование цен (тарифов) - регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования;

- предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов).

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал