![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Для заочного обученияСтр 1 из 11Следующая ⇒
Лекция
Для заочного обучения I семестр 2015
Концепции современного естествознания
Антонов В.В.
Основная учебная литература 1. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997, 2001, 2007. 2. Найдыш В.М. Концепции совр. естествознания. М.: Гардарики, 1999, 2003, 2007. 3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Курс лекций. М.: 2003, 2008. 4. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»», 2005. 5. Голубева Р.М. и др. Концепции современного естествознания. – М.: Экомир, 2006.
Дополнительная учебная литература
6. Лозовский В.М., Лозовский С.В. Конц. совр. естествознания. – СПб.: Лань, 2006. 7. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – М.: «Академия», 2006. 8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Академический Проект, 2004. 9. Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 10. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Эксмо, 2007. и научно-философская литература
1. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.: ИНФРА-М, 2006. 3. Власова С.В. Естественно-научная культура, или Наука для каждого. – М.: МПСИ, 2004. 4. Эбелинг В., Р. Файстель. Хаос и космос: синергетика эволюции. – Москва-Ижевск, 2005.
Лекция 1
Введение. наука, научный метод, научность знания ДВЕ НАУЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ
В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. … наука – это одно из наиболее знаменательных явлений в истории человеческой деятельности.... не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1991, с.327-328.
Введение
Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в системе бакалавриата ТГУ знакомит с естественнонаучными знаниями студентов гуманитарных и социально-педагогических направлений, т.е. на уровне концепций раскрывается восприятие «внешнего» окружающего мира в рамках основополагающих идей и мировоззренческих взглядов. Цель изучения курса – обогатить уровень гуманитарного университетского образования элементами естественнонаучного мышления; – раскрыть отдельные мировоззренческие установки современного естествознания на окружающую живую и неживую природу; – показать целостное видение мира, а именно, природы, человека и общества в виде триады: 1) мудрости древних цивилизаций, 2) философско-социогуманитарных наук и 3) естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии); Предметом изучения в курсе выступают эволюционные процессы во Вселенной, живой и неживой природе и даже человеческом обществе. Научные концепции позволяют объяснять изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединяющую, обобщающую роль в науке. Вообще, термин «концепция» означает определенный способ понимания (точка зрения) эмпирических обобщений, гипотез и законов, принципов и теорий, являющихся результатами научных исследований и выражающих сущность изучаемых объектов, явлений и процессов. В общем концепции – это системы ассоциаций и понятий, которые формируются в процессе развитии нашего сознания. Овладение концепциями в естественнонаучном понимании осуществляется через создания научных картин мира, научных парадигм и научных программ. История человеческого знания связана с научными революциями, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, изменению самих норм и идеалов научности. Современный этап эволюции человеческого сознания связан с достижениями в понимании времени, пространства и движения материи. Современное естествознание -естествознание XX в. – аккумулирует историю науки, раскрывает роль естественных наук в решении современных технических и даже социальных проблем; представляет собой модель интеграции, обобщения естественных наук; раскрывает эволюцию материального мира (живой и неживой природы) на основе самоорганизации материи (синергетики). Т.е. образцом научного знания служит эволюционно-синергетическая парадигма. Такой образец способствуют осознанию научных принципов и закономерностей эволюции материи – от момента возникновения Вселенной, жизни в ней, до возникновения и эволюции человека на Земле и позволяет строить современную естественнонаучную картину мира (ЕНКМ). ЕНКМ представляет собой видение мира в единстве микро-, макро- и мегамиров, в единстве физической, химической, биологической и социальной эволюции материи; выражает глобально-универсальный эволюционизм материи. Современное естественнонаучное миропонимание (мировоззрение) на метанаучном уровне проникает в науки о самом человеке и обществе. Академик РАН В.А. Коптюг замечает: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXI веке. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию … мышления … и формированию духовного стержня». Т.е. овладеть таким миропониманием чрезвычайно сложная задача.
|