Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование речевой функции.
Речь является одной из сложнейших человеческих функций. Речь – это форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней, с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям, устной или письменной. Она связана с напряженной работой органов зрения, слуха и периферического речевого аппарата. Сложная координация деятельности этих органов осуществляется нервными клетками различных корковых зон. Наиболее важное значение имеют центр Брока, расположенный в нижней части левой лобной доли мозга и центр Вернике, расположенный в левой височной доли мозга. Центр Брока представляет собой двигательный центр речи, при его поражении нарушается речевая артикуляция. Человек понимает все услышанное, но сам не в состоянии произнести ни одного слова. Центр Вернике – это центр сенсорной речи. Его поражение приводит к нарушению восприятия слов – к словесной глухоте. Больной все слышит, но не понимает речи. Не понимает он и тех слов, которые произносит сам. Развитие речевой деятельности – многоступенчатый процесс. Ребенок рождается с набором морфологических структур, обеспечивающих в более позднем возрасте (в течение первых 3 лет жизни) формирование функции речи. Ребенок при нормальном развитии учится артикулированию на основе слухового восприятия речи окружающих, а также зрительно ребенок воспринимает некоторые движения речевого аппарата людей. Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним. Любое действие по уходу за ребенком необходимо сопровождать объяснением своих действий, несмотря на то ребенок еще не только не говорит, но на ранних этапах онтогенеза и не понимает, что ему говорят. Когда ребенок научится говорить и произносить отдельные слова, искажая их произношение, взрослые ни в коем случае не должны подражать этому искажению, чтобы предотвратить торможения в развитии речи и мышления. В развитии речи чрезвычайно важную роль играет двигательный анализатор. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов Л.С.Выготского (1956), А.В.Запорожца (1967), Ж.Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у школьников. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук являются мощным стимулирующим фактором возникновения речи, способствуют более осмысленному пониманию слов, формированию понятий.
|