Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции (чувства), их значение.






Эмоции – реакции организма на действие внешних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями. Это одна из форм психической деятельности. К внешним раздражителям относятся неприятные, или наоборот, приятные ситуации, болевые воздействия.

Изучение функциональной деятельности головного мозга животных и человека с помощью метода вживления электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций.

Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий – лимбической системе. Раздражение этих зон вызывает реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды и др.

Все эмоциональные реакции можно разделить на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отрицательных эмоций связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Н/р, снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды – чувством страха.

Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, н/р чувство насыщения после обеда или чувство радости после удачно сданного экзамена.

Основные эмоции – это радость, интерес, удивление, горе, отвращение, гнев, презрение, страх, вина, стыд.

Согласно биологической теории П.К.Анохина, эмоции возникли в процессе эволюции как средство быстрой оценки потребностей и их удовлетворения в соответствии с состоянием внешней ситуации. Если параметры достигнутого эффекта соответствует положительному результату, возникает положительная реакция, если не соответствует – отрицательная.

Эмоции тесным образом связаны с мотивациями и не имеют резкого разграничения между собой. Однако эмоции возникают на базе сильных мотиваций.

Состояние организма во время эмоций сопровождается значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, возможны двигательные реакции. Характер внешних (поведенческих) реакций или изменения интенсивности деятельности внутренних органов зависят от ситуации, вызвавшей эмоцию. Н/р, отрицательная эмоция обычно сопровождается возбуждением ЦНС, выбросом в кровь катехоламинов, ведущих к активации (мобилизации) ряда систем организма – усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания, повышению тонуса мышц, двигательной активности. Деятельность желудочно-кишечного тракта при этом угнетается.

Значение эмоций:

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчает запоминание большего объема информации и на более длительный срок повышает спортивные достижения.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью мимических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.

3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. И.П.Павлов отмечал, что положительная эмоция делает человека здоровым, а отрицательная – разрушает организм.

Важное значение имеют эмоции в процессах обучения и воспитания ребенка. Яркая, эмоционально насыщенная информация воспринимается ребенком прочно и порой на всю жизнь. Тесная связь эмоций с потребностями определяет необходимость учета возрастных особенностей эмоциональной сферы в процессе воспитания. Велика роль воспитания в формировании социально обусловленных, в том числе познавательных потребностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал