Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические механизмы памяти.






Память – это совокупность процессов запоминания, хранения, и воспроизведения информации.

Биологическое значение памяти заключается в адаптации индивидуального поведения к окружающей среде. Без способности к научению и памяти ни отдельная особь, ни вид в целом не могли бы выжить, поскольку оказались бы невозможными как планирование успешных действий, так и преднамеренное избегание ошибок. Кроме того, было обнаружено, что запоминается лишь малая часть осознаваемых нами явлений. В то же время большинство накопленных сведений со временем забывается. Без таких механизмов отбора и забывания информации мы были бы буквально затоплены ее непрерывным потоком.

В основу классификации памяти были положены представления о длительности и механизме памяти. В связи с этим выделяют кратковременную и долговременную память.

1. Кратковременная память – обеспечивает удержание и воспроизведение оперативной информации. Хранение кратковременной информации длиться 10-15 минут.

В настоящее время существует следующая гипотеза о механизме кратковременной памяти – это гипотеза реверберации (циркуляции) возбуждения по замкнутым нейронным цепям. Считают, что в замкнутых нейронных цепях циркуляция длится минуты, сохраняя информацию виде последовательности импульсов, передающихся от нейрона к нейрону.

2. Основой долговременной памяти являются структурные и биохимические изменения в нейронах (синтез белка). Длительность долговременной памяти от часа и на протяжении всей жизни. Она формируется с помощью механизмов кратковременной памяти, поэтому четкой границы между этими видами памяти нет.

Переход информации из кратковременной в долговременную, называют консолидацией. Он происходит постепенно и требует усилий.

Хорошая консолидация памяти развивается в течение часа, причем информация запоминается лучше, если она привлекла внимание – мозг сам ее повторяет и лучше усваивает.

Биохимические процессы, протекающие в нейронах вызывают динамические изменения генома нейрона, и перестройку кода РНК, следствием чего является синтез адекватных для данной ситуации новых молекул белков – хранителей полученной информации. При этом молекула белка становится чувствительной к специфическому узору импульсного потока, т.е. она узнает афферентный поток импульсов и освобождает активатор, приводящий нейрон в состояние возбуждения.

На первом году жизни долговременная память только начинает формироваться. На 2 году жизни информация сохраняется уже несколько недель. На 3 году запоминание длится в течение нескольких месяцев. На 4 году запоминание длится больше года, а начиная с 5 лет – в течение всей жизни. С 6-7 лет непроизвольное запоминание переходит в произвольное, что имеет большое значение при систематическом обучении.

У младших школьников, чем больше анализаторов участвует в восприятии информации, тем прочнее запоминание. Память в этом возрасте наглядно-образная и запоминание учебного материала преимущественно дословное. По мере обучения в школе развивается абстрактная память, которая становится преобладающей у старших школьников. Развитие памяти во многом зависит от тренировки, а ее улучшение наблюдается до 20-25 лет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал