Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осуществления стабилизационной политики.






Чтобы денежно-кредитная политика была результативной, ее нужно тесно связывать (согласовывать) с фискально-бюджетной политикой.
Фискально-бюджетная политика - это совокупность мероприятий государства в сфере налогообложения и государственных затрат.
Основные функции фискально-бюджетной политики:
1. Влияние на состояние хозяйственной конъюнктуры.
2. Перераспределение национального дохода.
3. Накопление необходимых ресурсов для финансирования социальных программ.
Дискретная фискально-бюджетная политика - политика, при которой правительство сознательно манипулирует налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля за инфляцией и ускорением экономического роста.
Основные способы дискретной фискально-бюджетной политики:
• Изменение программ общественных работ и других программ, связанных с затратами.
• Изменение программ “трансфертного образца” (перераспределительных).
• Циклические изменения уровня налоговых ставок.
Недискретная фискально-бюджетная политика - это пассивная политика, связанная с автоматическим изменением в уровнях государственных затрат и налогов.
В сфере государственного регулирования рыночной экономики есть необходимость применения целостной внутри сбалансированной системы мероприятий фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики. Мероприятия денежной стабилизации не могут быть эффективными при превышении допустимого (больше 3-4% ВВП) дефицита государственного бюджета и отрицательного сальдо платежного баланса.
Дефицит государственного бюджета - это превышения расходов бюджета над его доходами.
Дефицит государственного бюджета не является опасным для экономики в целом, если он на уровне 2-3% ВНП. В противном случае он отрицательно отображается на формировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом.
Дефицит государственного бюджета является основной причиной инфляции.
Источники покрытия дефицита государственного бюджета
• увеличение количества денег (эмиссия);
• увеличение выпуска облигаций Министерства финансов (казначейства);

• сокращение валютных резервов центрального банка;
• займы у внешних кредиторов.
Таким образом, для покрытия дефицита государственного бюджета государство может печатать деньги, делать займы или расходовать свои валютные резервы.
Сеньйораж - это доход, который получает правительство вследствие монопольного права печатать деньги.
Покупателями облигаций Министерства финансов (казначейства) могут быть:
• центральный банк;
• коммерческие банки;
• домашние хозяйства;
• иностранцы (как частный, так и общественный секторы).
Купля центральным банком государственных долговых обязательств называется монетизацией бюджетного дефицита. Монетизация дефицита государственного бюджета приводит к инфляции.
В странах с высокой инфляцией населения, как правило, не покупает новых государственных долговых обязательств, валютные резервы центрального банка исчерпаны, поэтому государство финансирует бюджетный дефицит путем эмиссии.

Опыт проведения кредитно-денежной политики в различных странах позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также факторы повышения ее эффективности.

Сильной стороной кредитно-денежной политики является то, что центральные банки развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке кредитно-денежной политики в зависимости от экономической ситуации. Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной системе не требует продолжительных процедур согласования и принятия специальных решений органов государственной власти. Самостоятельность центральных банков в проведении кредитно-денежной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета.

Слабой стороной кредитно-денежной политики является то, что один и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег; снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении кредитно-денежной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры по их нейтрализации.

При проведении кредитно-денежной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, так как в этом участвуют коммерческие банки и небанковский сектор.

Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. В кейнсианской экономической модели выделяют четыре его основные ступени:

- изменение величины предложения денег в экономике в результате проведения центральным банком соответствующей политики;

- изменение процентной ставки на денежном рынке;

- изменение совокупных расходов;

- изменение объема национального производства.

Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на экономику. Выбор типа фискальной политики зависит от экономической ситуации.

Стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спала экономики и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ЧВП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Данный тип фискальной политики проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Стимулирующая фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика двигается в направлении бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) — превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений. Перерасход средств правительство может покрыть за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. д.

Сдерживающая фискальная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и направлена на уменьшение совокупного спроса. Данный тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных разрывов. Сдерживающая фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного излишка. Иначе говоря, если имеет место сбалансированный бюджет, то фискальная политика ориентируется на положительное сальдо государственного бюджета. Избыток бюджета (положительное сальдо бюджета) — превышение налоговых поступлений над государственными расходами. Образовавшийся излишек государственного бюджета может быть, например, использован для погашения государственного долга [3, c. 146].

Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такая фискальная политика стимулирует совокупный спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. В практике капиталистической экономики такое регулирование получило название «стоп-вперед» («stop-go») — тормозить при подъеме и подталкивать вверх при спаде. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помогает существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюджетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой реальной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

- побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расходов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита государственного бюджета, а последний — к росту инфляции;

- государственные инвестиции вытесняют частные инвестиции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вытеснения — сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

- вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов;

- проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов. Фискальная политика часто запаздывает из-за административных и законодательных процедур, в результате она может воздействовать [7, c. 139]

- только на крупные дестабилизирующие изменения. Небольшие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

- политические проблемы. С одной стороны, сокращение налогов, как и увеличение государственных расходов, — очень популярная мера чисто политического плана. С другой стороны, увеличение налогов или урезание социальных программ связано с нежелательными социальными последствиями, и правительство часто не решается применять эти меры.

Кроме фискальной и денежно-кредитной политики, для воздействия на экономическую конъюнктуру в открытой экономике у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.

Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим состоянием экономической конъюнктуры. При этом необходимо использовать одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривается достичь.

Результативность стабилизационной политики возрастает по мере сокращения временного блага между моментом возникновения нежелательного изменения конъюнктуры и началом действия стабилизационных мероприятий. Распределение полномочий между инстанциями, ответственными за достижение намеченных целей, должно быть направлено на предотвращение взаимной нейтрализации совместно используемых инструментов стабилизационной политики.

Таким образом, в экономическом развитии государства особую роль играет стабилизационная политика, которая предполагает под собой систему мероприятий правительства, направленных на стимулирование или сдерживание роста национальной экономики посредством налогов, государственных расходов, объема предложения денег и административного регулирования.

 

58.Рынок труда: содержание и субъекты. Равновесие на рынке труда и


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал