![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Афазия (греч.) – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.
Аутизм – состояние человека, которое характеризуется слабо развитой речью и резким сокращением количества контактов с окружающими. Бессознательное - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом. Бихевиоризм - (от англ. behaviour, beheviour - поведение) – наука о поведении, одно из ведущих направлений в американской психологии. Вдохновение – своеобразный подъём духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческой деятельности. Визуальное мышление – познавательный процесс, который осуществляется посредством манипулирования зрительными образами. Внутренняя речь – беззвучная, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления «про себя». Воображение – психический процесс создания новых образов или представлений путём переработки продуктов восприятия и памяти, полученных в предшествующем опыте. Вюрцбургская школа – группа исследователей во главе с О.Кюльпе, приступивших в начале XX века к изучению мышления посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции. Гештальт (нем.) – целостная уравновешенная структура, форма, образ или идея. Дедукция (лат.) – выведения следствия из посылок, рассуждение в направлении от более общего к менее общему, частному. Действие – единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Децентрация (лат.) – механизм преодоления эгоцентризма. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных образом отношений субъекта в предметной деятельности. Диагностика (греч.) – вид практической деятельности, направленный на определение уровня развития индивидуальных особенностей мышления человека. Диалог (с греч.) – обмен высказываниями или суждениями двух или более людей. Дискурсивное мышление (лат.) – рассуждение, речевое мышление, опосредованное прошлым опытом. Дооперациональное мышление – стадия развития, начало которой связано с появлением символической функции и характерной особенностью которой является центрация на чувственно воспринимаемых свойствах вещей. Женевская школа генетической эпистемологии – современное направление в исследовании интеллекта, созданное Ж.Пиаже. Житейское понятие – донаучное понятие, образующих при усвоении детьми значений слов вне специального обучения. Задача – объект мышления, включающий требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формирующееся в вопросе. Знак – предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления или процесса; средство овладения собственным поведением. Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно- исторического опыта, приобретённого в процессе совместной деятельности и общения. Носителями значений являются знаковые системы: язык (естественный или искусственный), а также схемы, карты, формулы, чертежи, символы. Зона ближайшего развития - понятие, введённое Л.С. Выготским, положенное в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребёнка. Индукция – рассуждение или познание как движение от единичного или менее общего к более общему. Импрессивная речь (с лат.) – восприятие и понимание речи. Инертность – качество мышления (поведения), выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инсайт (с англ.) – постижение, озарение; внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание (осознание) существенных отношений и структуры в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Интеллект (с лат.) – относительно устойчивая структура познавательных способностей индивида, определяющая формы взаимодействия субъекта с окружающей (предметной и социальной) средой. Интериоризация (с лат.) – перенос общественных представлений в сознание индивида; процесс формирования высших психических функций; процесс формирования внутренней речи и умственных действий. Интроспективная психология – направление, в рамках которого считается, что сознание- это совокупность феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Интуиция (с лат.) – эвристический процесс, состоящий в приобретении знаний или решении проблем без осознания условий и способов, результат которого воспринимается субъектом как непосредственная данность сознания, как внезапное усмотрение. Когнитивная психология (лат. cognitio - знание, познание) – одно из основных направлений в современной психологии, предметом которого являются познавательные процессы, а также происхождение и развитие знаний.
|