Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фронт борьбы в Ирландии






...У народа Ирландии единственный выбор —

борьба.

Враги бесстыдно ее порочат сегодня и

шельмовали вчера.

Сильные мира сего и генералы поносят «этих

предателей и негодяев».

В их негодующем хоре тонут голоса сермяжного

крестьянина и учителя.

Хотя каждый факт подтверждает справедливость

их дела...

Поступавшие в Ирландию сообщения о гибели ирландцев-антифашистов не находили широкого отклика в их собственной стране. Однако эти сообщения еще больше крепили решимость друзей и соратников погибших противодействовать всеподавляющей, казалось, кампании профранкистских сил.

Преодолевая огромные трудности, в марте 1937 года группа ирландских прогрессивных деятелей начала выпускать еженедельник «Айриш демокрэт». Цель его состояла в том, чтобы разъяснять характер политических событий в Испании, Ирландии и других странах Европы, где фашизм становился все более зловещей силой. Это был единственный журнал, который систематически освещал борьбу ирландцев в Испании и призывал оказывать им поддержку 1.

Комитету «Ирландские друзья республиканской Испании» приходилось действовать в чрезвычайно сложных условиях. Из-за того, что пресса упорно замалчивала его деятельность, призывы комитета о помощи доходили до небольшого круга лиц. Тем не менее, комитет прилагал энергичные усилия по организации помощи 2.

Пропагандистская кампания «христианского фронта» продолжала расширяться. В начале 1937 года правительство Де Валера подверглось резкой критике за политику нейтралитета по отношению к войне в Испании. В понедельник 23 февраля Пэдди Белтон потребовал в парламенте официально признать Франко. Он бушевал по поводу внесенного правительством Фианна файл билля о «невмешательстве». Такая позиция давала возможность правительству Де Валера поддерживать политику правительств Англии и Франции, которые, прикрываясь ширмой

«невмешательства», отказывали правительству республиканской Испании в жизненно необходимом: в закупках оружия для отражения агрессии международного фашизма 3.

Настаивая на интервенции на стороне Франко, Белтон метал громы и молнии: «Мы привели на Колледж-грин * 100 тысяч человек, чтобы подтвердить приверженность Франко, и мы приведем 200 тысяч, чтобы от этого билля не осталось и следа».

Об отношении Испании к политике нейтралитета, проводимой правительством Ирландии, можно судить но посланию к Де Валера молодежной партии Каталонии от 3 октября 1937 года:

«Когда Ирландия боролась за свою свободу и нуждалась в дружественной солидарности национальной свободы — Каталония встала в первые ряды защитников ваших законных прав, и многие ее сыновья подверглись за это преследованиям и гонениям со стороны монархической полиции.

Каталония, невзирая на порабощение государством-угнетателем, бесстрашно встала на сторону вашей страны, благородной Ирландии, которую каталонские националисты любовно нарекли своей сестрой, ибо ее несчастья были нашими несчастьями, а ее страдания отозвались болью в наших сердцах.

В этот трагический час, когда сотни тысяч сыновей Каталонии проливают кровь и не щадят своей жизни, чтобы защитить республику и свободу от предательского и коварного нападения профессиональной военщины и международного фашизма, Каталония пережила глубочайшее разочарование и получила самый жестокий урок, который ей можно было бы преподать. Поведение президента «Ирландского свободного государства», этой любимой нами страны-сестры, в Ассамблее Лиги наций было недостойно страны, познавшей рабство.

Имон Де Валера! Вы не проявили ни свободолюбия, ни великодушия, и поэтому Вы — плохой националист!» 4.

Пока «христианский фронт» шумно упивался успехами своего наступления, Лейбористская партия Ирландии и верхушка профсоюзного руководства не осмеливались поднять голос протеста. Они постарались «позабыть» об осуждении фашизма, с которым выступали в Совместном манифесте в 1934 году. Прослеживая весь последовавший за

__________

* Центр Дублина, где проводились митинги и демонстрации.— Прим. пер.

опубликованием этого документа период, можно наглядно видеть, как они пятились назад перед натиском оголтелой реакционной пропаганды.

В 1935 году на ежегодной конференции Ирландского конгресса тред-юнионов о фашизме было упомянуто лишь вскользь. Отчасти это объяснялось тем, что угроза фашизма в Ирландии была ликвидирована, и «синерубашечники» больше не осмеливались устраивать шествия на улицах городов. Вместе с тем заслугой ИКТ явилось принятие резолюции, осуждавшей самую идею «корпоративного государства».

Тем не менее на конференции в Трали, проходившей с 5 по 7 августа 1936 года, уже после начала мятежа в Испании, руководство намеренно уклонилось от обсуждения испанского вопроса. В то время как Боб Смит (Профсоюз водопроводчиков, стекольщиков и коммунальных рабочих), выступая при обсуждении вопроса о безработице, высказался и о положении в Испании, Тед Харт (Объединенный профсоюз транспортных и неквалифицированных рабочих), как, впрочем, и другие лидеры профсоюзов, удовольствовался следующим заявлением: «Только благодаря своей дальновидности п здравому смыслу они смогли добиться успехов и предотвратить события, подобные тем, что происходят в других странах. Чтобы избежать событий, подобных испанским, следовало бы навести порядок в собственном доме, вовлечь в движение рядовых членов и не допустить их раскола» 5.

Этот перл словоблудия затмило разве что послание господина М. Драмгула (Ирландский профсоюз рабочих и служащих торговли), в котором он разглагольствовал о социальных теориях римских пап Льва XII и Пия XI.

В 1937 году, когда развязанная «христианским фронтом» кампания запугивания достигла наивысшего накала, явный страх перед ним выразился в усерднейших проявлениях набожности и лицемерия. Так, сообщая о работе 6-й ежегодной конференции Лейбористской партии Ирландии, делегат от БКТ писал: «Выступая по резолюции «Об угрозе фашизма» в связи с внесенным предложением включить туда и коммунизм, депутат Нортон (лидер лейбористской партии) сделал скандальное заявление о том, что его партия видит в обеих этих угрозах «отрицание демократии и кладбище для всякой подлинной концепции свободы». Выступление Нортона было встречено с таким одобрением, что конференция приняла решение распространить его в виде памфлета» 6. Речь Нортона

свидетельствовала о постыдном отступлении от манифеста лейбористской партии 1934 года.

Хотя памфлет и не увидел света, его проект послужил поводом для отказа — вопреки энергичным протестам немногочисленной группы депутатов, в том числе Майкла Прайса, Родди Коннолли и Шимуса О'Брайена, — от единственной резолюции, призывавшей к борьбе с фашизмом.

Нортон настолько боялся даже малейшего намека на то, что лейбористскую партию сочтут «красной», что даже нанес официальный визит папскому нунцию монсеньору Робинсону и направил в Ватикан никому не нужное письмо аналогичного содержания.

Подобные проявления трусости лишь подстегивали реакционные элементы к тому, чтобы требовать еще большего. «Айриш кэтолик» (печально известная по 1913 и 1916 годам) выступила с нападками в адрес Конгресса тред-юнионов в связи с тем, что он принял резолюцию в поддержку вступления не в «красный» Профинтерн с центром в Москве, а в сугубо реформистскую Международную федерацию профсоюзов со штаб-квартирой в Амстердаме! 7.

В 1937 году главной темой проповедей по случаю великого поста (а это всегда период наивысшего накала религиозного фанатизма) было одобрение приуроченных к этому дню «посланий» ирландских епископов.

Один из проповедников избрал мишенью для своих выпадом дублинский Клуб учителей на Парнелл-сквэр, в котором незадолго до этого состоялось собрание «Ирландских друзей Испанской республики». Во время проповеди в кафедральном соборе пастор О'Сулливан обрушился с гневной тирадой против учителей, в клубе которых, сказал он, «проводилось коммунистическое собрание».

В этой ситуации почетный секретарь Клуба учителей Дж. Шарки проявил куда больше мужества, чем лидер лейбористской партии Нортон, и парировал выпад пастора в заявлении следующего характера:

«Единственным извиняющим достопочтенного проповедника обстоятельством является его неосведомленность об истинных фактах. Чтобы бороться с угрозой коммунизма, вовсе не обязательно придумывать каких-то несуществующих коммунистов и угрожать с кафедры собора, что против них «должны и будут приняты надлежащие меры». Отец О'Сулливан не может не знать о том, что нападения совершались па коммунистов и их помещения. Не берет ли он на себя слишком большую ответственность, решившись

в столь торжественный день порочить учителей подобными измышлениями?»

Это выступление следует оценивать с учетом того обстоятельства, что религиозные ордена в Ирландии контролировали всю систему образования и попечителем любой светской школы, то есть работодателем учителей, являлся местный приходский священник.

В то же время в ходе самой кампании выявился лицемерный характер «христианского фронта». Так, в декабре 1936 года он проводил очередное собрание в городе Дрогеда. Среди выступавших был муниципальный советник лейборист Блад, оказавшийся между двух огней: с одной стороны, под давлением «фронта» и его церковных заправил и, с другой — группы местных рабочих, не желавших поддаваться на шантаж и запугивания. Чтобы как-то отвести от себя удар, советник Блад выступил с осуждением и фашизма, и коммунизма. Но за эти «старания» он получил отповедь от другого оратора, пастора О'Коннелла, который заявил: «Если бы не Муссолини и Гитлер, Италией и Германией сейчас правили бы коммунисты. Мы знаем, что Гитлер подверг церковь гонениям; тем не менее никто из пас не осудил его за это» 8.

Лживый и двусмысленный характер «фронта» не мог не вызвать трений и раздоров среди его последователей. Его первая ежегодная конференция была назначена на февраль 1936 года, и первым открытым проявлением недовольства явилось решение организации «фронта» в Дрогеде выступить против кандидатуры Пэдди Белтона на пост председателя и отдать предпочтение лорду ффренчу * или доктору Бреннану. Как заявил представитель оппозиции Т. Р. Кларк, «для некоторых руководителей («фронта».— Прим. перев.) политика важнее католичества, и они вредят нам больше, чем многие коммунисты. Зачастую верующих очень трудно убедить в том, что наше движение не является политическим, тогда как некоторые его руководители заняты именно политикой».

Однако на ежегодной конференции Пэдди Белтон решительно расправился со всеми оппозиционерами.

Разочарование и недовольство лидером «христианского фронта» продолжало расти. Уже в декабре 1936 года внутри «фронта» нашлись люди — хотя они и не были сторонниками республиканской Испании, — которые знали истинную цель краснобайству Белтона. Так, на заседании муниципального

________

* Так в тексте.— Прим. пер.

совета Дублина, когда советник Маккейб превозносил Белтона за «успехи в разгроме коммунизма», член совета Клэр пренебрежительно заметил: «Вся эта болтовня не стоит и выеденного яйца» 9.

Л за месяц до этого, когда Белтон совершал вояж в Испанию, на захваченную Франко территорию, один из лидеров «фронта», господин Бреннан, недвусмысленно дал понять: «Я — против того, чтобы кто бы то ни было ездил в Испанию от имени «христианского фронта». Еще несколько недель назад я бы только приветствовал подобный шаг как возможность ознакомиться с истинным положением дел; но я не могу согласиться с этим теперь» 10.

Но самый чувствительный удар по авторитету «христианского фронта» нанесла бригада О'Даффи, бесславно вернувшаяся в Ирландию 19 июня 1937 года — спустя менее чем шесть месяцев после начала ее «крестового похода». «Подвиги» О'Даффи и его бригады подробно и красочно расписывала «Айрига индепендент».

Однако правда о «крестоносцах» О'Даффи заключалась в том, что они участвовали всего-навсего в одном «сражении»... против марокканского подразделения из армии Франко! И в этой стычке марокканцы подстрелили четырех, а еще трое «крестоносцев» умерли во время сидения в окопах. Только один раз бригада получила приказ наступать, но О'Даффи отказался подчиниться ему, поскольку-де это могло привести к «тяжелым потерям в живой силе». Деморализованные «крестоносцы» потребовали отправки домой. Единственно, в чем они действительно преуспели за недолгий срок службы, так это в многочисленных парадах, да еще в организации бунта против самого О'Даффи 11. Тем не менее тех, кто отправлялся в Испанию с О'Даффи под аккомпанемент всяческих благословений, столь же ритуально приветствовали и по возвращении. Прибыв в Дублин, они промаршировали к резиденции мэра, где перед ними выступили сам лорд-мэр Альфред Бирн, монсеньор Уотерс, Пэдди Белтон и тот же О'Даффи. Их благодарили за службу, и был даже трогательный момент, когда зачитывался приветственный адрес «Его превосходительству генералу О'Даффи». Церемонию завершил монсиньор Уотерс, призвав вернувшихся продолжать борьбу в Ирландии, вступив в Общество молодых католиков.

Но, несмотря на торжественный церемониал встречи «в честь героев», было очевидно, что настроения в бригаде далеко не праздничные. Многие вообще отказались участвовать в городском шествии. Один из них, бывший

бригадный генерал армии «Ирландского свободного государства» Хоран из Трали (графство Керри), заявил: «Вместо того чтобы вернуться на родину с почестями и славой, мы возвратились униженными и опозоренными. Всю ответственность за это несет генерал О'Даффи. Мы пробыли в Испании совсем немного, но успели понять, что вся эта затея была политической кампанией». Подобное заявление сделал и бывший полковник Томас Кэрью из Типперэри: «Мы вернулись домой, потому что у ирландской бригады был бездарный командир» 12.

Надвигавшийся скандал потихоньку замяли священники, которые в частных беседах с недовольными взывали к чувству долга «перед лицом коммунистической угрозы». Их постарались ублажить приемами и почестями; на некоторых оказали давление, чтобы они воздержались от публичных заявлений об истинном положении дел 13.

Когда муниципалитет Килкенни удостоил вернувшегося О'Даффи звания почетного гражданина города, Совет рабочих Килкенни потребовал объяснения у его членов — Леннона и Коннелла, присутствовавших на церемонии. Их подвергли резкой критике, и Патрик Фаррелл (делегат от Профсоюза суконщиков) прямо спросил: «Что было бы с профсоюзами, если бы О'Даффи и ему подобные стали распоряжаться в стране? Организованные рабочие, — заявил он, — отразили угрозу О'Даффи и «синерубашечников». Если бы какой-нибудь лидер или так называемый лидер одержал верх и попытался раздавить профсоюзы, то рабочие встали бы под знамя Джеймса Коннолли с боевым кличем: «Не сдадимся!» Если бы клике О'Даффи дать волю, то жизнь рабочих стала бы хуже собачьей».

Это заявление полностью соответствовало политике осуждения фашизма, которую Конгресс тред-юнионов провозгласил в 1934 году. Однако в середине 1937 года лидеры рабочих очень редко выступали с заявлениями в духе этой политики.

Росту влияния «христианского фронта» отнюдь не способствовал и скандал с муниципальным советником Дублина, избранным от «антикоммунистов». В полицейском суде Дублина ему пришлось выступить ответчиком по обвинению в попытке предложить взятки в связи с покупкой земельного участка для строительства психиатрической больницы.

1 июля 1937 года состоялись всеобщие выборы. В избирательном округе Южного Дублина в качестве кандидата от республиканцев-антифашистов баллотировался Фрэнк

Райен. Предвыборная кампания была не из легких. Хотя «христианский фронт» был основательно дискредитирован, но посеянные им семена все еще продолжали давать ядовитые всходы.

Во вторник 30 июня сторонники Райена проводили предвыборное собрание на Крайстчерч-плейс. Попытка провести подобное собрание на Йорк-стрит была сорвана враждебными элементами, ядро которых составляли члены «христианского фронта», Общества молодых католиков и остатки «синерубашечников». Вслед за организаторами собрания толпа молодчиков устремилась и на Крайстчерч-плейс. Когда Пэдар О'Доннелл поднялся на помост, из толпы в него полетели булыжники и бутылки.

Помост, на котором стоял Пэдар О'Доннелл, рухнул. Но оратор не растерялся. Он влез на фонарный столб и продолжал речь, то и дело уклоняясь от града камней. Положение казалось безнадежным.

Вдруг кто-то вспомнил, что ИРА, бойкотировавшая выборы, проводила митинг на О'Коннелл-стрит, и к ним немедленно обратились за помощью. Хотя ИРА признавала только вооруженную борьбу и критически относилась к райеновской политике социальных действий (в результате чего в 1934 году в ней произошел раскол и образовался Республиканский конгресс), но как только там услышали имя Фрэнка Райена, митинг был немедленно прерван, сотни республиканцев, построившись в колонну, спешно направились на Крайстчерч-плейс и в считанные минуты разделались с хулиганами.

На этих выборах партия Де Валера Фиаина файл набрала 599 636 голосов, в то время как в 1933 году — 689 043. Количество голосов, поданных за партию «синерубашечников» Фине гэл, также сократилось с 549 214 до 461 176, в то время как лейбористы укрепили свои позиции, собрав 138 656 голосов вместо 79 224.

За Фрэнка Райена проголосовало 875 избирателей. Он мог бы получить намного больше, если бы ИРА не бойкотировала выборы.

Приятной неожиданностью явилось поражение Пэдди Белтона и некоторых лидеров «христианского фронта», в том числе главного казначея Корра, который, кстати, был абсолютно уверен в победе, но собрал мизерное количество голосов.

Пэдди Белтон прореагировал на свое поражение в свойственном ему духе: «Граждане «Свободного государства» одобрили политику признания и поддержки антихристианской

Испании!» У него на все был один ответ: те, кто голосовал против Белтона, автоматически причислялись к «красным».

После поражения на выборах Белтон удалился как от политики, так и от обременительной задачи защиты христианства. Правда, у него не было оснований утверждать, что он понес большие убытки. Не в пример ранним христианам, бескорыстно защищавшим учение Христа, Бел-тон неплохо погрел руки на ревностном служении религии: он приобрел крупную ферму и пивную, несколько лавок и доходную аптеку; стал преуспевающим строительным подрядчиком и владельцем крупного земельного участка с доходными домами в северо-восточной части Дублина, и поныне носящего его имя 14.

Но на прощание Белтон еще раз показал себя. На сей раз он обрушился на своего бывшего соратника О'Даффи.

Генерал имел неосторожность утверждать, что, находясь в Испании, оп ни разу не получал финансовую помощь. А между тем в церквах среди верующих белтоновский «христианский фронт» собрал пожертвований на сумму 440 тысяч ф. ст.

В свою очередь не без ехидства Белтон попросил генерала дать разъяснение: если бригада О'Даффи воевала за Франко, то почему ее не поставили на армейское довольствие? (Считалось, что «банда» О'Даффи входила в состав испанского Иностранного легиона, который соперничал с французским легионом по количеству наемных головорезов из Европы и Африки.)

О'Даффи обиженно возразил:

«Я сожалею, что в ответ на констатацию фактов, изложенных в исключительно тактичной форме, господин Белтон проявил непонятную нервозность; это наводит па мысль, что его раздражение имеет под собой почву (курсив мой.— М. О'Р.). Я бы с удовольствием воспользовался советом господина Болтона, если бы точно знал, что он хочет сказать... Если некоторые посторонние лица не могут приносить пользу, то пусть они по крайней мере перестанут чинить зло».

Далее генерал привел длинный перечень претензий к «христианскому фронту», заметив, в частности:

«Наши солдаты не могли как следует маршировать под испанскую музыку и испанские оркестры, и ко мне поступали просьбы о доставке оркестра ирландских волынок» 15.

На что Белтон воскликнул: «Идея присылки подобного оркестра могла прийти только в голову О'Даффи».

В ответ на последующие письма О'Даффи Белтон только восклицал:

«Опубликованное в прошлую субботу заявление О'Даффи — национальный позор и унижение!»

«Христианский фронт» Ирландии не желает иметь ничего общего с распрями в бригаде».

«Нашей ирландской бригаде не следовало идти в бой, пока она не научилась поддерживать традицию ирландского мужества».

Неугомонный и вездесущий Шорла Макалистер запечатлел этот новый и заключительный этап в жизни и карьере председателя «христианского фронта» в сатирическом стихотворении «Печальная песня Донникарни» 16.

Как часто в минувшие деньки —

Покуда меня не сгубили большевики —

Я наслаждался славой

В окружении своих болванов.

До сих пор в ушах стоит

Их приветственный крик

В ответ на мои призывы.

Ах, куда ушли

Те светлые дни?

В сердце тоска —

Я остался один.

Ах, где вы, мечты?

Это — рок судьбы.

Ах, зачем Немезида

Покарала меня... 17

Паясничанье Белтона и О'Даффи породило немало циничных куплетов и анекдотов, которые, однако, отнюдь не способствовали пониманию истинного характера борьбы в Испании.

Учитывая это, группа приехавших из Испании на лечение ирландцев-интербригадовцев выступила с манифестом. В нем освещались испанские события, разъяснялись причины, побудившие их принять участие в этой борьбе, и говорилось, как надлежало поступать Ирландии перед лицом кровавых и сложных событий в Испании. В документе подчеркивалось, что испанский народ сражался не только против франкизма, но также против международного фашизма.

Манифест был разослан во все газеты, но лишь одна — «Айриш демокрэт» — поместила его на своих страницах 18.

«Мы, нижеподписавшиеся раненые бойцы из ирландского подразделения, воюющего в Испанской республиканской армии под командованием Фрэнка Райена, ясно

понимаем, что настало время во весь голос обратиться к Ирландской нации. От имени 50 павших товарищей, чьи мотивы можно найти на всех полях сражений, от имени воюющих в Испании ирландцев мы выступаем в защиту справедливого дела.

Когда в июле 1936 года в Испании вспыхнул мятеж, мы видели, что Ирландия была одурманена пропагандистской кампанией такого размаха, какого не знала с 1914 года. Была предпринята попытка захлестнуть страну волной истерии. Нам заявляли, что законное правительство, избранное профсоюзами, рабочими партиями, либеральными республиканцами, трудовым крестьянством, сепаратистами Каталонии и Страны Басков, было вовсе не правительством, а кучкой преступников, убийц священников и разрушителей церквей.

Мы стали свидетелями того, как Франко и мятежных генералов изображали «патриотами» и «защитниками христианства». Нас заверяли в том, что в этой жестокой борьбе каждый ирландец и ирландка могут найти свое место только на одной стороне — на стороне мятежников.

Мы видели, как объединялись могущественные державы Европы — возможно, впервые в истории, — чтобы отказать законно избранному правительству в издавна утвердившемся в международно-правовой практике праве покупать за границей оружие и военное снаряжение. Мы видели, как Франко перебрасывал в Европу марокканцев, чтобы задушить собственный народ. Мы также были свидетелями того, как на землю Испании высаживалась регулярная итальянская армия. Тем не менее испанский народ, который, как нам пытались доказать, не поддерживает свое правительство, выступил почти безоружным лак против вооруженных до зубов мятежников Испании, так и против иностранных интервентов.

В дальнейшем мы имели возможность увидеть, что же творил Франко на захваченной им территории. Заявляя о верности республике, он запретил республиканский флаг л восстановил монархический штандарт. Говорили, что франко вышел из народа, а он казнил профсоюзных лидеров, насильно ввел фашистское приветствие и установил систему «корпоративного государства»; в качестве своих официальных представителей он послал за границу бывших королевских дипломатов — маркизов, графов и грандов.

Мы следили с самым пристальным вниманием за всеми, кто поддерживал Франко в Ирландии и других странах.

Мы видели, как «Айриш инденендент» развертывала лживую пропаганду о чудовищных злодеяниях, якобы совершаемых республиканцами, точно так же, как в 1914 году распространялась ложь о «католической Бельгии». Мы убедились, что союзниками этой газеты в Англии выступали «Дейли мейл», «Морнинг пост» и твердолобые тори — хорошо знакомые нам душители свободы не только в Ирландии, но и в любой другой боровшейся за свободу стране. Мы явились свидетелями того, как генерал О'Даффи, Патрик Белтон и им подобные, кто какие-нибудь три года назад возглавляли реакцию в собственной стране, пытаясь нагло разделаться с демократическим правительством Ирландии, организовывали финансовую и даже военную помощь Франко для свержения республиканского правительства Испании.

У нас не осталось никаких сомнений, что, как и в 1914 году, в Ирландии снова действовали те же зловещие силы во имя столь же ложных целей и с помощью столь же циничной пропаганды.

Мадрид оказался во вражеском кольце; наемная артиллерия и авиация уничтожали гражданское население и разрушали сокровищницы искусства и архитектуры; мадридцы, все, как один, включая женщин и детей, вышли рыть окопы и оборонительные сооружения, чтобы не пустить интервентов в город. В этот грозный час к мировой демократической общественности обратились с призывом сплотиться и отстоять демократию там, где ее предали их собственные правительства.

Отклик демократов на этот призыв явился самой волнующей страницей в современной истории: морем и по суше, нелегально переходя границы, прибыло 30 тысяч человек — представителей самых различных партий и беспартийных, всевозможных религиозных убеждений, национальностей и рас, готовых ценой собственной жизни подтвердить свое единство с борющимся испанским пародом. Интернациональная бригада пришла в осажденный Мадрид, чтобы вдохнуть надежду в сердца защитников города.

Ирландия выставила бы себя на позор перед всем миром, если бы она, с ее беспримерным историческим опытом сопротивления угнетателям, осталась в стороне от этой борьбы. Но мы не остались в стороне. Мы объединились под руководством Фрэнка Райена и отправились в Испанию.

Нас было не более 200 бойцов, но мы пе выходили из боев с декабря прошлого года. Пусть будущие историки

Испании сами решат, достойно ли мы показали себя и сохранили ли честь Ирландии. Можем сказать одно: мы воевали на пяти фронтах, наше немногочисленное подразделение потеряло 50 бойцов убитыми и не менее 50 ранеными. Ирландские интербригадовцы готовы выполнить свой долг до конца.

В Андалусии в канун рождества мы понесли первые потери. В январе нас перебросили в Гвадарраму, и число погибших увеличилось. На Хараме, во время штурма высот Пппгаррон, был убит наш капитан Кит Конуэй и дважды ранен руководитель и командир Фрэнк Райен, который все же не покинул бойцов во время боя. Там же мы потеряли священника ирландской церкви Р. М. Хиллиарда, воевавшего в Испании в качестве рядового бойца. В июле в сражении за Брунетѳ у нас убило четверых и многих ранило.

Находясь в Испании, мы убедились в правильности сделанного шага. Здесь, па родине, мы воочию увидели нелепость и лживость измышлений о положении в Испании. Мы заявляем ирландцам: в республиканской Испании нет «красных бандитов», различные партии объединились там для защиты республики, для того чтобы испанцы сами решали будущее своей родины; в республиканской Испании будет гарантирована неограниченная свобода совести и вероисповедания, как только будет покончено с попытками, подобными тем, которые предпринимает у нас «христианский фронт», — превратить католическую церковь в орудие политических партий. Единственное, к чему стремится испанский народ, это добиться независимости своей родины, права жить в мире и трудиться на собственной земле, возможность дать своим детям образование и избавить их от неграмотности, к которой они сами были приговорены.

Мы хотим, чтобы ирландцы дали ответ на следующие вопросы:

Поддержит ли страна, веками боровшаяся за избавление от чужеземного ига, тех, кто собирается отнять у каталонцев и басков национальную свободу, обычай и родной язык и превратить весь Иберийский полуостров в фашистскую колонию?

Поддержат ли ирландские фермеры, отцы которых боролись под водительством Девитта *,

__________

* Руководитель боевого крестьянского движения в 1870—1882 годах, главный основатель «Земельной лиги».

безжалостных помещиков-кровопийц, пытающихся сломить трудовое крестьянство?

Поддержат ли ирландские профсоюзы тех, кто поставил все профсоюзы вне закона и физически уничтожил тысячи рабочих только за то, что у них были профсоюзные билеты?

Поддержат ли ирландские учителя и деятели культуры тех, кто по примеру гитлеровских варваров сжигал на кострах произведения великих испанских мыслителей, кто за ноги прополок по улицам Гранады — перед тем как зверски убить — величайшего поэта Испании Федерико Гарсия Лорку; тех, кто прицельно бомбил Прадо?

Нет! В этой борьбе ирландцы могут встать только на одну сторону — ту самую, которую так бессовестно шельмовали вчера и продолжают порочить сегодня лорды и генералы вместе со всеми сильными мира сего. В их пего-дующем хоре тонут голоса обездоленных и неимущих, бедных учителей и других представителей интеллигенции, хотя все факты, без исключения, свидетельствуют о справедливости их дела.

Мы обращаемся к ирландцам с призывом выступить против газетных магнатов и неразборчивых политиканов, которые вводят нас в заблуждение сегодня так же, как они обманывали нас вчера. Мы призываем правительство «Ирландского свободного государства» больше не идти им на уступки и подтвердить полное признание Испанской республики, которым она пользовалась до начала конфликта.

Мы требуем этого от имени наших товарищей, павших на поле брани, чтобы восстановить честь нации; от имени тех, кто, не колеблясь, пожертвует жизнью во имя традиций, завещанных нам Отцами нации» 19.

Подписали:

Уильям Скотт, Теренс Флэнэган, Джеймс Прендергаст, Джозеф Монкс, Патрик Смит, Шон Гофф, Патрик Дафф, Фрэнк Эдвардс, Джон Пауэр, Питер О’Коннор, Джеймс О'Берн, Донал О'Рейлли, Джек Налги.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал