Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обращение в сторону Каабы






 

Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) приступал к намазу, он обращался лицом к Каабе при совершении обязательных (аль-фард) и дополнительных (ан-нафиля) намазов.74 Он (да благословит его Аллах и приветствует!) велел так поступать, сказав ''человеку, который плохо помолился'' 75: «Когда ты приступаешь к намазу, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кибле и произнеси такбир».76

 

«Находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал дополнительыне намазы, а также намаз '' аль-витр '', (сидя) на своем верховом животном, куда бы оно ни поворачивалось [на восток или на запад]».77

Сюда же относятся и следующие Слова Всевышнего:

 

[115ﺓ ﺮ ﻘ ﺒ ﻟ ﺍ ] ﷲ ﻪ ﺟ ﻭ ﻢ ﺜ ﻓ ﺍ ﻮ ّ ﻟ ﻮ ﺗ ﺎ ﻤ ﻨ ﻳ ﺄ ﻓ

«Куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха». (Сура''Корова'', аят115).

 

«Иногда, когда он хотел совершить дополнительный намаз на своей верблюдице, он поворачивал ее в сторону Киблы, произносил такбир и молился, куда бы она ни поворачивалась».78

«Он совершал поясной и земной поклоны (руку' и суджуд) на своем верховом животном нагибая свою голову: при совершении земного поклона он нагибал голову ниже, чем при совершении поясного поклона».79

А «когда он хотел совершить обязательный намаз, то слезал с верблюдицы и обращался лицом к Кибле»80.

 

Во время намаза (совершаемого под воздействием сильного) страха он (да благословит его Аллах и приветствует!) установил для своей общины (уммы) совершение молитвы «пешими либо сидя верхом (на животном), обращаясь или не обращаясь (при этом) в сторону Киблы»81, и он также сказал: «Когда они смешаются (в бою), то он (т.е. намаз) – это такбир и кивки головой».82

 

 

74 Этот факт передается через многочисленные (мутаватир) цепочки хадисов, поэтому нет необходимости останавливаться на нем подробнее, хотя некоторые из доводов, касающиеся этого вопроса, будут приведены далее.

75Прим. переводчика: см. Приложение № 1 в конце данной книги.

76Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж.

77 Там же. Источники и передатчики второго из этих двух хадисов приводятся в книге «Аль-Ирва' аль-Галиль» (289 и 588).

78 Абу Дауд, Ибн Хиббан в книге ''Ас-Сикат''(1/12) и ад-Дийа' в книге ''Аль-Мухтара'' приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Его достоверность подтвердили Ибн ас-Сукн, а также Ибн аль-Мулаккин в книге ''Хуласат аль-Бадр аль-Мунир» (22/1). Еще раньше на достоверность этого хадиса указал Абд аль-Хакк аль-Ишбили в своей книге «Аль-Ахкам» (№ 1394), проверенной мной. Имам Ахмад использовал этот хадис как довод, о чём рассказал Ибн Хани с его слов в книге ''Аль-

Маса'ил'' (1/67).

79Передали Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

80Аль-Бухари и Ахмад.

81Аль-Бухари и Муслим.

82 Аль-Байхаки приводит этот хадис через цепочку передатчиков, которая соответствует требованиям, предъявляемым к хадисам имамами аль-Бухари и Муслимом.


Он (да благословит его Аллах и приветствует!) также говорил: «То, что (находится) между Востоком и Западом (является) Киблой».83

 

Джабир (да будет доволен им Аллах!) передал: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) находились в пути или в военном походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлилсь во мнениях (относительно направления на Киблу), и каждый из нас совершил намаз по отдельности. (Однако) каждый из нас начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённого намаза). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили намаз не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) [но он не велел нам повторить намаз], сказав: ''Тот намаз для вас достаточен''».84

 

Также «он (да благословит его Аллах и приветствует!) молился в сторону Иерусалима (имеется в виду Отдаленная Мечеть – аль-Масджид аль -Акса – находящаяся в Иерусалиме – прим. переводчика) [, а перед ним была Кааба] до того, как был ниспослан следующий аят:

 

ﻡ ﺍ ﺮ ﺤ ﻟ ﺍ ﺪ ﺠ ﺴ ﻣ ﻝ ﺍ ﺮ ﻄ ﺷ ﻚ ﻬ ﺟ ﻭ ﻝ ﻮ ﻓ ّ ﺎ ﻫ ﺎ ﺿ ﺮ ﺗ ﺔ ﻠ ﺒ ﻗ ﻚ ﻨ ﻴ ﻟ ﻮ ﻨ ﻠ ﻓ ء ﺎ ﻤ ﺴ ﻟ ﺍ ﻲ ﻓ ﻚ ﻬ ﺟ ﻭ ﺐ ﻠ ﻘ ﺗ ﻯ ﺮ ﻧ ﺪ ﻗ [144 ﺓ ﺮ ﻘ ﺒ ﻟ ﺍ ]

 

«Мы видели, как лицо твое обращается к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Так повернись же лицом к Заповедной Мечети…»

 

(Сура ''Корова'', аят 144). А когда этот аят был ниспослан, он повернулся лицом к Каабе. Когда же к людям, совершавшим утренний намаз в мечети Куба', подошел какой-то человек, он сказал: «Поистине, Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) снизошло в эту ночь откровение, и ему было велено обращаться лицом в сторону Каабы, так не обратиться ли вам в её сторону?!» (А в это время) их лица были обращены в сторону аш-Шама, и (, услышав это,) люди развернулись [и их имам также развернулся, пока не обратился лицом к Кибле вместе с ними]85.

 

Стояние во время намаза (аль-киям)

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) стоял (ровно и) прямо во время совершения обязательных и дополнительных намазов, выполняя следующее указание Всевышнего:

 

[238 ﺓ ﺮ ﻘ ﺒ ﻟ ﺍ ] ﻦ ﻴ ﺘ ﻧ ﺎ ﻗ ﻟ ﺍ ﻭ ﻡ ﻮ ﻗ ﻭ

 

«И стойте перед Аллахом смиренно»(Сура''Корова'', аят238).

А находясь в пути, он (да благословит его Аллах и приветствует!) совершал дополнительные намазы сидя на своем верховом животном.

83 Ат-Тирмизи и аль-Хаким. Они оба называют этот хадис достоверным. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (292).

Прим. переводчика: это предписание относится к жителям Медины, потому что Медина расположена севернее Мекки. И если жители Медины обратятся лицом в направлении Мекки, то справа от них будет Запад, а слева – Восток. Этот хадис свидетельствует о том, что если молящийся находится на большом расстоянии от Каабы, то ему достаточно повернуться в направлении Заповедной Мечети (''Аль-Масджид аль-Харам'') – ''Итхаф аль-Кирам'' Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури.

84 Ад-Даракутни, аль-Хаким, аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и ат-Табарани. Источники и

цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (296).

85 Аль-Бухари, Муслим, Ахмад, ас -Сирадж, ат-Табарани (3/108/2) и Ибн Са'д (1/234). Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (290).

 


Он (да благословит его Аллах и приветствует!) указал своей общине как следует читать намаз (совершаемый под воздействием сильного) страха: стоя либо сидя верхом на животном, - о чём уже было ранее упомянуто. Сюда относятся следующие слова Всевышнего:

 

ً ﺎ ﻧ ﺎ ﺒ ﻛ ﺭ ﻭ ﺃ ً ﻻ ﺎ ﺟ ﺮ ﻓ ﻢ ﺘ ﻔ ﺧ ﻥ ﺈ ﻓ.ﻦ ﻴ ﺘ ﻧ ﺎ ﻗ ﻟ ﻠ ہ ﺍ ﻮ ﻣ ﻮ ﻰ ﻄ ﺳ ﻮ ﻟ ﺍ ﺓ ﻼ ﺼ ﻟ ﺍ ﻭ ﺕ ﺍ ﻮ ﻠ ﺼ ﻟ ﺍ ﻰ ﻠ ﻋ ﺍ ﻭ ﻆ ﻓ ﺎ ﺣ [239-238 ﺓ ﺮ ﻘ ﺒ ﻟ ﺍ ] ﻥ ﻮ ﻤ ﻠ ﻌ ﺗ ﺍ ﻮ ﻧ ﻮ ﻜ ﺗ ﻢ ﻟ ﺎ ﻣ ﻢ ﻜ ﻤ ّ ﻠ ﻋ ﺎ ﻤ ﻛ ﷲ ﺍ ﻭ ﺮ ﻛ ﺫ ﺎ ﻓ ﻢ ﺘ ﻨ ﻣ ﺃ ﺍ ﺫ ﺈ ﻓ

 

«Совершайте намаз неуклонно и (особенно) средний (предвечерний 86) намаз и стойте перед Аллахом смиренно. Если же вы испытываете страх, то (молитесь) на ходу или верхом, когда же вы (окажетесь) в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он вас научил тому, чего вы раньше не знали». (Сура''Корова'', аяты238,

 

239).

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) молился сидя во время болезни, от которой скончался»87.

 

Он молился так же и ранее, при других обстоятельствах, когда (например) «он страдал от боли 88, то стал совершать намаз сидя, в то время как люди, находившиеся позади него, молились стоя. Он сделал им знак сесть, и они сели (продолжив молиться). Закончив (намаз), он сказал: «Поистине, вы только что чуть не поступили так же, как (поступают) персы и византийцы: стоять перед своими царями, которые сидят. Не поступайте же так, поскольку имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, а если он молится сидя, то молитесь сидя и вы [все вместе]!»89.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал