Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как теоретическая и методологическая основа МКК
В процессе контактов с представителями других культур люди встречаются, совершают какие-то действия и поступки, обмениваются взглядами и мыслями. При этом смысл каждого конкретного поступка им необходимо понять, ибо он не всегда лежит на поверхности. Чаще всего этот смысл и значение следует искать в традиционных для той или иной культуры представлениях о нормальном типе поведения и отношений. Многочисленные примеры из практики межкультурной коммуникации показывают, что правильный вывод о смысле соответствующего поступка можно сделать только с позиции внутрикультурной точки зрения. Ведь никакого универсального нормального поведения не существует. Правила культуры, к которой мы принадлежим, также относительны и не имеют универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой культуры, надо знать, насколько традиционно его поведение для его собственной культуры. Раскрытие смыслов и значений явлений другой культуры зачастую происходит в соответствии со стандартами и нормами своей собственной культуры. В обыденном сознании свои культурные ценности рассматриваются как лучшие и более понятные. Такой подход представляется естественным и нормальным, если не принимать во внимание тот факт, что одни и те же явления в различных культурах имеют разный смысл. А это, в свою очередь, °значает, что культура не подчиняется каким-либо абсолютным критериям. Культура каждого народа относительна, и поэтому ЗДекватно ее оценить можно только в ее собственных рамках и кницах. Данный методологический подход в культурной антропологии получил название культурный релятивизм. 64__________ Раздел I. Культурно-антропологические основы MI Основные идеи культурного релятивизма были сформулиров ны американским социологом Уильямом Самнером, который п лагал, что культура любого народа может быть понята только в pai ках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Разв] вая эту идею, известный американский культурный антрополог Р Бенедикт дала развернутую трактовку культурного релятивизм предположив, что любая культура должна пониматься не только \ собственных предпосылок, но и рассматриваться в своей целости^ сти. Она считала, что обычаи, правила, традиции не могут бьгз адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры. Главная идея культурного релятивизма состоит в признани равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемы разными народами. Согласно культурному релятивизму не сущ| ствует элитарных или неполноценных культур, все культуры пш своему неповторимы, и ошибочно сравнивать их друг с другоя Иными словами, культуры всех народов одинаково ценны, но 1 ценности каждой из них можно судить лишь в рамках данно! культуры. Тем самым культурный релятивизм означает признанм самостоятельности и полноценности каждой культуры, отриц! ние абсолютного значения американской или европейской систе| мы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и европс! центризма при сравнении культур разных народов. Принцип культурного релятивизма играет важную роль в мещ культурной коммуникации, поскольку требует уважения и терпи! мости к нормам, ценностям и типам поведения чужих культур. О* предполагает практическое отношение к культуре каждого наро| да, формируя стремление понять культуру изнутри, осознать смыс! ее функционирования на основе представлений об идеальнолйН желаемом, распространенном в ней. 3.3. Методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций История становления межкультурной коммуникации как учебной дисциплины убедительно свидетельствует, что она изначально формировалась на основе интеграции различных гуманитарных наук и их методов. Основоположниками межкультурной ком муникации были представители различных научных отраслей: лингвистики, антропологии, психологии, социологии, этнологии, Гл ава 3. Теоретические и методологические основы МКК 65 фольклористики и т.д. В процессе их совместной работы теории и методы этих областей знаний смешивались, придавая межкультурной коммуникации интегративный характер, который стал и остается в ней до сих пор основополагающим. Однако междисциплинарный характер межкультурной коммуникации не исключает наличия специфических, характерных для каждой отдельной науки подходов к ее исследованию. В результате постепенно сложились три методологических подхода к изучению межкулыурного общения: функциональный, объяснительный и критический. Эти подходы основываются на различных представлениях о природе человека, человеческом поведении и природе человеческих знаний. Каждый из них вносит свой вклад в наше понимание процесса межкультурного общения. Функциональный подход сложился в 1980-е годы и основывается на методах социологии и психологии. Согласно этому подходу I культуру любого народа можно описать с помощью различных методов. Любые изменения в культуре также могут быть измерены и описаны. Культура определяет поведение и общение человека, и поэтому они также поддаются описанию и могут быть предсказаны. Основная цель заключается в том, чтобы показать специфику влияния культуры на коммуникацию. Сравнение культурных различий взаимодействующих сторон позволяет предсказать успех или провал их коммуникации. Результатом функционального подхода стала теория коммуникационного приспособления, которая утверждает, что в ситуациях межкультурной коммуникации люди зачастую меняют модели своего коммуникативного поведения, приспосабливаясь к моделям партнеров по общению. При этом изменение стиля коммуникации происходит быстрее во время ненапряженного, спокойного общения или в случаях, когда партнеры не видят большой разницы между собой и собеседником. Даже из собственного опыта общения с представителями других культур можно сделать вывод, что мы предпочтем подстроиться к собеседнику, если оцениваем его положительно. Например, при общении с иностранцем мы можем говорить медленнее, яснее и отчетливее, использовать меньше жаргонной лексики, облегчая процесс общения для собеседника. Функциональный подход позволяет изучать стили общения в Разных культурах. Так, известный американский исследователь межкультурной коммуникации Дэн Бернланд с помощью этого ПоДхода сравнил стили общения в Японии и США. Он установил н°вы межкультурной коммуникации 66 _________ Раздел I. Культурно-антропологические основы МК К довольно много различий, включая и различия в том, как пред. ставители японской и американской культур говорят комплименты и извиняются. Оказалось, что в обеих культурах люди предпочитают простые извинения, но американцы склонны значительно чаще извиняться и хвалить своего партнера. При возникновении одних и тех же неурядиц и проблем японцы предпочитают быстрые действия по их устранению, в то время как американцы склонны давать объяснения и приносить извинения. Объяснительный (или интерпретирующий) подход также получил распространение в конце 1980-х годов. Сторонники этого подхода полагают, что окружающий человека мир не является чуждым ему, поскольку создается человеком. В ходе сознательной деятельности человек получает субъективный опыт, в том числе и в общении с представителями других культур. В силу субъективности человеческого опыта поведение человека становится непредсказуемым, и на него невозможно каким-либо образом повлиять. Цель объяснительного подхода заключается в том, чтобы понять и описать, но не предсказать поведение человека. Сторонники объяснительного подхода рассматривают культуру как среду обитания человека, созданную и изменяемую через общение. В этом подходе используются методы антропологии и лингвистики: ролевые игры, включенное наблюдение и др. Основное внимание обычно акцентируется на понимании коммуникационных моделей внутри отдельной культурной группы. В процессе исследований межкультурного общения, основанных на объяснительном подходе, был сделан вывод, что коммуникационные правила той или иной общности людей основываются на культурных ценностях и представлениях этой конкретной группы. Критический подход включает многие положения объяснительного подхода, но акцент в исследованиях межкультурной коммуникации, проведенных на его основе, делается на изучении условий общения: ситуаций, окружающей обстановки и т.п. Сторонники данного направления интересуются прежде всего историческим контекстом коммуникации. В своих исследованиях они исходят из того, что в общении всегда присутствуют силовые отношения. С этой точки зрения культура рассматривается ими как поле борьбы* место, где многочисленные объяснения и интерпретации культур' ных явлений собираются вместе и где всегда есть доминируют^ сила, которая определяет культурные различия и характер оби#* ния. Целью изучения межкультурной коммуникации является объЯС' f, \A BA 3. Теоретические и методологические основы МКК_ 67 нение человеческого поведения, а через него — изменение жизни людей. По убеждению сторонников критического подхода, изучение и описание доминирующей в культурных ситуациях силы научит людей ей противостоять и более эффективно организовывать свое общение с другими людьми и культурами. Основным методом критического подхода является анализ текстов. Поэтому ученые обычно анализируют средства массовой информации (телевизионные передачи, видеоматериалы, публикации в печати), которые, по их мнению, вносят основной вклад в формирование современной культуры. Однако они не вступают в прямые контакты с коммуникантами, не исследуют личностные межкультурные взаимодействия. История возникновения межкультурной коммуникации свидетельствует, что изначально у изучающих этот предмет не проявлялось активного интереса к теоретическим основам культуры и коммуникации, напротив, они хотели получить конкретные рекомендации и советы для практического общения с представителями других культур. По этой причине процесс изучения межкультурной коммуникации по многим параметрам отличается от других видов обучения. Главное отличие состоит в том, что этот процесс основывается на анализе и интерпретации реальных культурных контактов. Отсюда наиболее эффективным методом как изучения, так и обучения межкультурной коммуникации оказался тренинг, который по сравнению с классическими академическими формами организации учебного процесса в большей степени отвечал специфическим требованиям и трудностям межкулыур-ного обучения благодаря своей близости к практике и интенсивности обучения. В то время как традиционные формы обучения занимались преимущественно общим развитием личности, тренинг был в большей степени ориентирован на практические требования и изучение конкретных ситуаций. Такого рода ориентация стимулировала возникновение и разработку целой группы прикладных методов, применение которых в Учебном процессе позволило сделать изучение межкультурной ком-^никации эффективным и целенаправленным. К их числу относятся: биографическая рефлексия, полевое наблюдение, интерактивное моделирование, ролевые игры, самооценка, симуляции. 1- Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной биографии с целью основ выяснения своей собственен идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни. з* 68 _________ Разде\ I. Культурно-антропологические основы МК К I С помощью анализа биографии и воспроизведения прошлых жиз^ I ненных ситуаций актуализируются чувства и осознаются события | определившие формирование личности человека. Подобная рабо* I та над собственной биографией помогает рефлексировать различ-1 ные стороны человеческой жизнедеятельности, определять при. I роду ценностных ориентации и интересов и поэтому может при. I меняться при различных методологических подходах. Специфика 1 метода биографической рефлексии заключается в том, что знания I и опыт человека, события его жизни выделяются из всех соци-1 альных контекстов и подвергаются внимательной оценке. Значе-1 ние этого метода состоит в том, что занятия по методу биографи-1 ческой рефлексии помогают получить объяснение собственной куль-1 турной принадлежности, идентифицировать личные культурные! стандарты и раскрыть механизм культурного самовосприятия. 2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на со-1 3. Метод ролевых игр характеризуется исполнением участника-р Глав а 3. Теоретические и методологические осно вы МКК 69 сТвующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры. 4. Метод самооценки своей целью ставит выделение опреде 5. Метод симуляции заключается в искусственном создании Практика использования рассмотренных методов позволяет сделать вывод, что с их помощью могут сравниваться две или более культуры, акцентировать внимание как на общих трудностях процесса коммуникации, так и на частных случаях межкультурного общения. Использование данных методов в процессе обучения межкультурной коммуникации позволяет подготовить представителей различных культур к эффективным контактам с чужими культурами, научить их понимать своих партнеров по коммуникации и добиваться поставленных целей и результатов. Литература_______ 1. Коул М. Культурно-историческая психология. — М., 1997. 2. Кравченко А.И. Культурология. — М., 2000. 3. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психоло 4. Малахов В. Скромное обаяние расизма. — М., 2001. 5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. — М., 2000. 6. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. — М., 2002. Глава 4 Освоение культуры Инкулътурация и социализация как основные формы освоения куль- I туры. Цели и стадии инкультурации. Психологические механизмы | инкультурации. Роль окружающей среды в процессе инкульту рации, j Имитация, идентификация, стыд и вина как психологические меха- jj низмы инкультурации 4.1. Инкулътурация и социализация 4.1 Л. Понятия «инкультурация» и «социализация» Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность является чрезвычайно важным фактором его жизни. Любому из нас необходимо определенное умение приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию и одиночество. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него. Этот процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов, англ. pattern) какого-либо общества. Под последними обычно понимают устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, разлив Га ава 4. Освоение культуры_____________________________ 71 ные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности. Поэтому в современной научной литературе понятия «инкультурация» и «социализация» нередко используются как синонимы. Это характерно для той группы исследователей, которые придерживаются широкого понимания термина «культура» как любой биологически ненаследуемой деятельности, закрепленной в определенных результатах. Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, отличающей человека от всех других живых существ нашей планеты, считают целесообразным проводить различие между этими терминами, отмечая качественные особенности каждого из них. При более строгом научном понимании термина социализация он предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. Самые простые кросс-культурные исследования показывают, что в разных обществах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в данном обществе качеств личности происходит, как правило, путем воспитания, то есть целенаправленной передачи норм и правил достойного поведения от старшего поколения младшему. В каждой культуре исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выделили два противоположных: японский и английский. В Японии воспитатель чаще обращается к поощрению, нежели к наказаниям. Воспитывать там означает не ругать за то, что Уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, Что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давле-ние на психику ребенка может дать обратный результат. 72 _____ Раздел I. Культурно-антропологические основы M fg С £ =* --------------------------------------------------- Щ I С европейской точки зрения, детей в Японии неимоверно Л дуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов запда; кать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведен^, детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются!, школьные годы, но вводятся они постепенно. Только в эти год^ ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, он учите! вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг | быть преданным семье. По мере взросления регламентация пове* дения значительно усиливается. В Англии процесс воспитания основывается на совершенна иных принципах. Англичане считают, что неумеренное проявле| ние родительской любви и нежности приносит вред детскому ха! рактеру. Баловать детей — значит портить их. Традиции англий* ского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже? " прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к живот-! ным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с са-| мого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку,! обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет! j суровое и жестокое наказание. Наказывать детей в Англии — пра-| во и обязанность родителей. С детства англичане приучаются к самостоятельности и ответ-Ц ственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, и для взрослой жизни их не надо специально готовить. Сознательно!; отстраняясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой!,, жизни. Уже в 16—17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают! из родительского дома и живут независимо. В отличие от социализации понятие инкультурация подразуме-В вает обучение человека традициям и нормам поведения в конкрет-И ной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообме-1 на между человеком и его культурой, при которых, с одной сторо-Н ны, культура определяет основные черты личности человека, а с| другой, — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация 1 вюйочает в себя формирование основополагающих человеческих % навыков, как, например, типы общения с другими людьми, формы| контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удов-И летворения основных потребностей, оценочное отношение к Р^'В личным явлениям окружающего мира и т.д. Результатом инкульту-| рации является эмоциональное и поведенческое сходство человека! с другими членами данной культуры и его отличие от представите'! лей других культур. По своему характеру процесс инкультураШ^! гаапа 4^ Освоение культуры_____________________________ 73 5олее сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Отсюда и содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков: ■ жизнеобеспечение: профессиональная деятельность, домаш ■ личностное развитие: приобретение общего и профессио занятия; ■ социальная коммуникация: формальное и неформальное об ■ восстановление энергетических затрат: потребление пищи, Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями, однако наиболее распространенным из них является опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. При таком способе даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения инкультурации представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря и совсем другое — поведение культурного человека. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует делать. В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У англичан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезан- е ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку. 74 _________ Раздел I. Культурно-антропологические основы МК М
|