Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первичная и вторичная стадии инкультурации. На протяжении всей своей жизни каждый человек проходи






На протяжении всей своей жизни каждый человек проходи! определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цик­ла. Это — детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадия жизненного цикла процесс инкультурации характеризуется свои-


f, AB4 ^.Освоение культуры_________________________ 75

й результатами и достижениями. В зависимости от этих дости­жений обычно выделяют две основные стадии инкультурации — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юнос­ти, и взрослую (вторичную), охватывающую два других периода. Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжа­ется до окончания подросткового возраста. Она представляет со­бой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной со­циокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного вос­питания и частично на собственном опыте. По мнению известно­го американского культурного антрополога Мелвилла Херскови-ца, ребенок, хотя и не является пассивным элементом инкульту­рации, но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как иг­рок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрения, огра­ничивают его возможность выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:

■ физические, тренирующие и развивающие физическую ак­
тивность;

■ стратегические, тренирующие и развивающие способность
прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оце­
нивать вероятность этих результатов;

■ стохастические, знакомящие ребенка со случайными про­
цессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельства­
ми, риском;

■ ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, ко­
торые ему придется выполнять в будущем.

В играх развиваются такие личностные свойства, как интел-Лект, фантазия, воображение, способность к обучению.

Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на Остальных. Им свойственна уединенная независимая игра. Чуть п°зже они начинают копировать поведение других детей, не всту-


W

76 _________ Рлзде\ I. Культурно-антропологические основы M Ktl

пая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра, j возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответл ствии со своими желаниями, но учитывают и чужие — объединен! ная игра. И, наконец, с четырех лет дети способны к совместно)! игре — координации своих действий и поступков с другими.

Значимое место в процессе первичной инкультурации принад! лежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного! отношения к труду. Также важно, чтобы ребенок научился учить! ся. Параллельно осваиваются другие ценности, формирующие otJ ношение человека к миру, закладываются основные модели пове-! дения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на| основе своего раннего детского опыта приобретает социально обя-1 зательные общекультурные знания и навыки, носящие неспеци.| фичный в профессиональном отношении характер. В этот период! их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в| образе жизни личности. Соответствующими институтами являют-! ся детские дошкольные и школьные учреждения. Ребенок прово-1 дит там значительную часть своего времени. Можно сказать, чтов| это время складываются предпосылки трансформации ребенка во! взрослого человека, способного к адекватному участию в социо-| культурной жизни.

Способы первичной инкультурации зависят от того, к какому! полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится при-1 ласкать ребенка, оградить его от холода, действует поощрением,! потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоцио-1 нальный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, действует! угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания! Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоцио-1 нальную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отеи| поощряет силовые и военные игры, развивающие самостоятель-1 ность и собственную активность ребенка. Тем самым первичная! инкультурация закладывает основы половой идентификации. Маль-1 чики играют в военные игры, а девочки — в куклы. Мальчиков! учат быть смелыми, сильными, деловыми, а девочек — мягкими! хозяйственными, заботливыми.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению ста! бильности культуры, поскольку основным здесь являются воспро! изведение уже имеющихся образцов, контроль проникновения в| культуру случайных и новых элементов. Разумеется, не следуй!


^.^ Освоение культуры___________________________ 77

реувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной тра-иции. Ее результатом может стать как практически полное и бе-условное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, два фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых лю­дей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек счи­тается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:

в достижение необходимой степени физической зрелости орга­низма, как правило, несколько превышающей сформировавшую­ся способность к воспроизведению потомства;

■ овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфе­
рах домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

■ овладение достаточным объемом культурных знаний и со­
циального опыта через практическую деятельность в составе раз­
личных социокультурных групп и знакомство с различными «на­
выками» культуры (наука, искусство, религия, право, мораль);

■ принадлежность к одной из социальных общностей, состоя­
щей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и откры­тия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному ос­воению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбиниро­вать полученные знания и навыки для решения собственных жиз­ненно важных проблем, расширяется его способность принимать Решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он приобретает право участвовать в дей­ствиях, которые могут привести к значительным социокультур­ным изменениям. Ведь взрослые способны к сознательной оценке своих и чужих поступков, а также ценностей и норм культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется серый цвет. Вторая стадия инкультурации обеспечива-ет членам общества возможность принять на себя ответственность


78 _________ Раздел I. Культурно-антропологические основы М К Л

за экспериментирование в культуре, за внесение в нее измененм различного масштаба. Иными словами, индивид может принц, мать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой. Он щ; лучает доступ к дискуссии и к творчеству.

В этот период основное внимание уделяется профессиональ! ной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времеш личности. Необходимые знания и навыки в основном приобретав ются в средних специальных и высших учебных заведениях. Щ этой стадии также большое значение имеет освоение молодьщц людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круг3 их социальных контактов, осознание ими своего нового положе] ния, накопление собственного жизненного опыта.

В более позднее время, когда человек совершенствует свой профессиональные навыки уже на рабочем месте, инкультурацщ бывает связана в основном с непосредственными (формальными! и неформальными) социокультурными контактами. Кроме того! жизнь взрослого человека невозможна без включенности в целы| ряд других социальных групп: семью, компанию друзей, группы! по интересам и т.д. В это время человек полностью включен в общественную жизнь, выполняя гражданские обязанности щ пользуясь определенными правами. И наконец наступает старость! когда человек выходит на пенсию. У него появляется много сво-1 бодного времени, часто меняются обстоятельства (дети живут от-Г дельно, умирают друзья и т.п.). Для человека в этот период очень! легко утерять смысл жизни, поэтому инкультурация пожилых! людей — очень актуальная проблема в современном мире.

Инкультурация в период зрелости открывает дорогу измене! ниям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в за­стой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

4.2. Психологические механизмы инкультурации


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал