Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л, Влияние окружающей среды на инкультурацию






Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходит! ся осваивать множество социальных ролей, поскольку процесс*^ социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Ка#'| дая социальная роль включает множество культурных норм, лрз|


^.пл4. О своение культуры___________________________ 79

у ДДР^_—----------------- —«--- -^> _J>

п ла стереотипов поведения, невидимыми социальными нитя-(правами, обязанностями, отношениями) она связана с дру- Ы ми ролями. До глубокой старости человек меняет свои взгля-на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Все эти изменения происходят под непосредственным влияни-м еГо социокультурного окружения, в непрерывном контакте с которым находится человек и вне которого инкультурация не­возможна. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

■ вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная
информация передается от родителей к детям;

■ горизонтальная трансмиссия, при которой освоение куль­
турного опыта и традиции идет в общении со сверстниками;

■ непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается у
окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, как
на практике, так и в специализированных институтах инкультура­
ции (школах и вузах).

Данные способы передачи культурной информации позволя­ют предположить, что в процессе инкультурации задействовано довольно большое количество людей, социальных групп, обще­ственных институтов. Все они называются агентами (конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей) и институтами (учреждения, влияющие на процесс инкультурации и направляющие его) инкультурации. Их можно разделить на несколько групп, в зависимости от тех функ­ций, которые они выполняют.

■ Опекуны — осуществляют уход за ребенком, удовлетворяют
его физические и эмоциональные потребности.

■ Авторитеты — прививают ребенку культурные нормы и цен­
ности на собственном примере.

■ Дисциплинаторы — распределяют наказания.

■ Воспитатели — обучают ребенка, целенаправленно переда­
ет ему социокультурные знания и навыки.

■ Компаньоны — занимают равное положение с ребенком и
Участвуют в совместной деятельности с ним.

■ Сожители — проживают в одном доме с ребенком.

Все эти функции реализуются следующими агентами инкуль-турации:


80 _________ Рлзде \ I. Культурно-антропологические основы M r M

m Семья — в любой культуре она является основной ячейкой! в которой происходит инкультурация. Это может быть как боЛ шая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и \М лая (нуклеарная) семья современного общества.

■ Группа друзей одного возраста — именно в контакте с|
сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, щ
и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид!
тем более широким становится круг его друзей и знакомых. flpJ
этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни!
человека.

■ Школа — она дает не только формальное образование, ноц!
знакомит ребенка со скрытым учебным планом: правилами школь!
ной жизни, ролью учителя и т.п.

■ СМИ — газеты, журналы, периодические издания, радио,!
кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на ин|
культурацию, знакомя индивида, с огромным массивом информа!
ции, на которую ориентируется в своей жизни человек.

Различные организации — церковь, спортивные, политичес! кие организации, кружки по увлечениям также дают индивиду! важную информацию о мире, в котором он живет.

На разных этапах жизненного пути эти факторы действуют! по-разному. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в ин| культурации играет семья и особенно забота матери о своем ре-| бенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быс-1 тро овладевающих основными навыками, необходимыми дляг выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить, нуждается в! заботе других людей, которые будут его кормить, одевать, а са| мое главное — любить. Исследования детей, лишенных роди-1 тельской любви, тесного контакта с матерью, показали, что они! демонстрируют более низкие показатели интеллектуального раз-1 вития, у них формируется менее устойчивая психика (вплоть до! развития психических заболеваний). В особенно тяжелых ситуа-1 циях (известны примеры, когда дети содержались своими мате-1 рями взаперти в одиночестве, или случаи так называемых мауг-| ли), когда время было уже упущено, эти дети уже не могли стать! полноценными людьми, овладев лишь простейшими навыками! социальной жизни. Также известно явление госпитализма — вреД'| ных последствий пребывания детей в казенных детских учрежде'1 ниях, где с ними занимались, но они были лишены родителъс-1 кой ласки и любви. По сравнению с обычными детьми они де'|


А ^ Освоение культуры____________________________ 81

оястрировали более высокий уровень заболеваемости и смерт­ности, отставание в физическом и умственном развитии.

Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сест-ами, родственниками, друзьями семьи являются определяющи­ми в ранний период инкультурации. Причем, если в европейском обществе главными агентами социализации и инкультурации яв­ляются родители и прежде всего мать, то в традиционных обще­ствах в воспитании ребенка принимают участие все члены общи- нЫ иди рода, к которому он принадлежит. Примером такого рода служит кавказское аталычество. Аталыком называли приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. Получали назад они его только после совершеннолетия. Приемного сына воспитывали с не меньшей заботой и нежностью, чем родных детей, с которыми у него уста­навливалась близость, равная кровному родству. Воспитание в чужой семье практиковалось в Японии, где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем возрасте. В русской дореволюционной дерев­не кроме родителей большую роль в воспитании играли члены большой крестьянской семьи и всего мира — общины.

Основная цель этого периода — формирование у ребенка мо­тивации на привязанность к другим людям, что выражается в до­верии, послушании, желании сделать им приятное. Уже к трем месяцам дети демонстрируют избирательное поведение, они вы­ражают любовь, страх, радость, узнают родителей и знакомых, отличают их от незнакомцев.

В возрасте от трех до пятнадцати лет на ребенка все больше действуют и другие факторы инкультурации: общение со сверст­никами, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителя, воспитатели, врачи, руководители кружков и т.д.). В это время дети получают навыки оперирования с предметами с Целью достижения какого-то практического результата. Они спо­собны создавать образы, в том числе у них формируется образ мира (позже он превратится в картину мира). Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, овладевают абстрак-тньщ мышлением, учатся создавать абстракции и идеализации. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности Развивается и эмоциональная сфера. Так, постепенно, окружаю­щие ребенка общество и культура становятся для него единствен-Но возможным и существующим миром, с которым он себя пол­остью идентифицирует.


82 ___________ Раздел I. Культурно-антропологические основы М Щ

Разумеется, в каждой культуре пути достижения этих целей f их конкретное наполнение имеют свои особенности. Эти осо, бенности изучает отдельное направление в этнологии — этщ графия детства. Классическим примером подобного исследова* ния было изучение способов воспитания детей в США и Японщ американским культурным антропологом Р. Бенедикт, проделан­ное еще в годы Второй мировой войны. Хотя ее исследование было основано только на письменных источниках (художестве^ ной литературе, учебниках по воспитанию детей, опубликован, ных дневниках и т.п.), она получила очень интересные результат ты. Так, в США ребенка с первых дней жизни приучали к более или менее строгой дисциплине. Это выражалось в четко уста? новленном режиме сна и кормления (к проснувшемуся раньше времени ребенку нередко даже не подходили), в фиксированное, переводе на искусственное вскармливание и т.д. В Японии J мать всегда и везде носила младенца с собой, кормила его в лю{ бое время, а от груди отрывала только перед рождением друга! ребенка. Но американцы спокойно относились к тому, что ребе| нок пачкает пеленки до года, а нередко и дольше. Японцы Л приучали ребенка проситься в туалет уже в первые месяцы его жизни. Если ребенок этого не делал, его отлучали от матери щ тех пор, пока не достигался желаемый результат. Американского! ребенка поощряли к активности и самостоятельности, японской го — к послушанию и дисциплине.

В 1950-е годы группа американских ученых во главе с Г. БаррИ провела обширные исследования, в которых оценили практику, воспитания в 104 культурах разных народов. Оказалось, что это можно сделать по двухполюсной шкале. На одном полюсе — обу| чение уступчивости (послушанию, ответственности за поручен! ное дело), на другом — обучению самоутверждению (стремлению/' к достижениям, самостоятельности и независимости). Таким об­разом, все культуры можно расположить на этой шкале в завит • симости от ориентации воспитания в ней. Так, в русской культур преобладает воспитание уступчивости и учета интересов коллек| тива, чем стремление к достижениям, хотя в последние годы эЛ соотношение начинает меняться.

Но даже внутри каждой отдельной культуры инкультурадЙ-также зависит от классовых, расовых и этнических различий. Св< 4 специфическое влияние оказывают также субкультуры, существУ] ющие в данной культуре. Степень инкультурации может бып


г^р44 А)своение культуры____________________________ J& &

ной. Наивысший потенциал инкультурации и социализации £ наруживается у интеллигентных людей. Элита общества, как травило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди. Объясняется это тем, что представители зысшего слоя общества обычно имеют более гибкое отношение ' власти и авторитетам, поэтому они учат своих детей осмысли-зать факты и отвечать за свои решения, поощряют стремление к: амостоятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал