Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признание. Очередным, по представлениям М
Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этноре-лятивизма является стадия признания (одобрения). На ней существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д. Самое очевидное отличие в поведении — это язык. Вербальное поведение сильно варьируется в разных культурах. Люди начинают видеть это поведение через призму фундаментальных культурных различий, а не как варианты универсальных культурных истин. Человек начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это средство формирования картины мира, что наше ви-I дение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипоте-I за Сэпира—Уорфа). В это же время идет знакомство с особеннос-I тями невербального поведения, неожиданными для неподготов-I ленного человека. Эта стадия готовит людей к признанию относительности куль-I турных ценностей — главного элемента в воспитании межкуль-I турной чуткости. На этом этапе происходит принятие разных взгля-I Дов на мир, являющихся основой культурных вариаций в поведе-I нии. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как проявление чисто человеческой способности освоения мира. Мы мо-^м делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть Разными. Если же мы зафиксируем ценности и они станут чем-то Лабильным и неизменным (вещью), они могут начать свое соб-I ^венное существование и вернуть нас к этноцентризму. 274_______ Раздел V. Практика МКК и освоения чужой культ ур^ 3.2.2. Адаптация Следующим этапом в развитии процесса межкультурной чув, ствительности является адаптация (приспособление). На этой ста«дии происходит углубление этнорелятивизма. В это время очень важно осознать, что культура — это не застывший факт, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что люди имеют культуру, а о том, что они вовлечены в нее. Следовательно, человек может временно вести себя приемлемо для чужой культуры, не чувствуя угрозы ценностям своей собственной культуры. Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Только сдвинув свои культурные рамки, люди смогут общаться с позиций этнорелятивизма. Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма. Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Не следует сочувствие путать с сопереживанием, которое требует поставить себя на место другого человека, чтобы его понять. Сопереживание (сострадание) является этноцентристской категорией, так как основано на предположении об одинаковости людей, которые должны чувствовать одно и то же в сходных обстоятельствах. Сострадание легко отличить от сочувствия. Если кто-то говорит: «Я бы на его месте сделал так...», это почти всегда сострадание. «Я начинаю думать об этом по-другому, когда представляю его точку зрения» — сочувствие. Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы, обретая форму все возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания разных коммуникационных стилей, а также повышения чувствительности к разным ситуациям, в которых возможно применение альтернативных культурных ценностей. Но эмпатия имеет ограниченный характер. Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется прожить там не менее двух лет. Также плюрализм Де' монстрируют дети эмигрантов или тот, кто вырос в нескольких куль~ турах (например, родители принадлежат к разным культурам). | г^ав лЗ. Модель освоения чужой культуры М. Беннета____ 275 Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности. Для таких людей ува-! #ение различий означает уважение к себе. Этим плюрализм отличается от эмпатии, при которой другой взгляд на мир все еще находится «вне» личности. Фактически результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм. Плюрализм, будучи частью высокого уровня межкультурной чуткости, является обобщением позитивного отношения к культурным различиям.
|