Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И его симптомы






Стрессогенное воздействие новой культуры на человека cneul листы называют культурным шоком. Иногда используются сходи понятия — шок перехода, культурная утомляемость. В той или иш степени его переживают практически все иммигранты, оказыв! щиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического я ровья, более или менее выраженное психическое потрясение. I

Термин «культурный шок» был введен в научный обиход а| риканским исследователем К. Обергом в 1960 году, когда он от! тил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым! дом неприятных ощущений. Сегодня считается, что опыт но! культуры является неприятным, или шоковым, с одной сторо!


" №А Z Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 261

Отому что он неожидан, а с другой стороны, потому что он мо-ет привести к негативной оценке собственной культуры.

Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:

ш напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения пси-одогической адаптации;

в чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, [рОфессии, собственности;

я чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, ко-Орое может превратиться в отрицание этой культуры;

■ нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;

■ тревога, переходящая в негодование и отвращение после осоз-
[ания культурных различий;

■ чувство неполноценности из-за неспособности справиться с
итуацией.

Главной причиной культурного шока является различие куль-ур. Каждая культура имеет множество символов и образов, а так-: е стереотипов поведения, с помощью которых мы можем авто-[атически действовать в разных ситуациях. Когда мы находимся в словиях новой культуры, привычная система ориентации оказы-ается неадекватной, поскольку она основывается совсем на дру- лх представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереоти-ах поведения и восприятия. Обычно, находясь в условиях своей ультуры, человек не отдает себе отчет, что в ней есть эта скрытая асть «культурного айсберга». Мы осознаем наличие этой скры-зй системы контролирующих наше поведение норм и ценностей ишь тогда, когда попадаем в ситуацию контакта с иной культу-эй. Результатом этого и становится психологический, а нередко физический дискомфорт — культурный шок.

Симптомы культурного шока могут быть самыми разными: от реувеличенной заботы о чистоте посуды, белья, качестве воды и ищи до психосоматических расстройств, общей тревожности, -ссонницы, страха. Они могут вылиться в депрессию, алкого-*зм или наркоманию и даже привести к самоубийству.

Разумеется, культурный шок имеет не только негативные по-]едствия. Современные исследователи рассматривают его как эРмальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к эвьщ условиям. Более того, в ходе этого процесса личность не эосто приобретает знания о новой культуре и о нормах поведе-^я в ней, но и становится более развитой культурно, хотя иис-51тывает при этом стресс. Поэтому с начала 1990-х годов специ-


262_______ Pa3JK\ V Практика МКК и освоения чужой куль тущ

алисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стресСе аккультурации.

2.2. Механизм развития культурного шока

Впервые он был подробно описан К. Обергом, который утвер. ждал, что люди проходят через определенные ступени пережива-ния культурного шока и постепенно достигают удовлетворится^ ного уровня адаптации. Сегодня для их описания предложена модель так называемой кривой адаптации (U-образная кривая), в которой выделяется пять ступеней адаптации.

Первый период называют «медовым месяцем», потому что боль­шинство мигрантов стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии.

Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непри­вычная окружающая среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы куль­турного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на жизнь.

Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит в себе силы преодо­леть культурные различия, учит язык, знакомится с местной куль­турой, обзаводится местными друзьями, от которых получает не­обходимую поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, чело- век становится более уверенным в себе и удовлетворенным своим j положением в новом обществе и культуре. Приспособление и интег­рирование в жизнь нового общества продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом эта­пе. Индивид и окружающая среда с этого времени взаимно соот­ветствуют друг другу. В зависимости от факторов, влияющих на


Глав л2- Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 263

процесс адаптации, он может продолжаться от нескольких меся­цев до 4—5 лет.

Пять ступеней адаптации составляют U-образную кривую раз-вития культурного шока, которая характеризуется следующими ступенями: хорошо, хуже, плохо, лучше, хорошо.

Интересно, что когда успешно адаптировавшийся в чужой куль­те человек возвращается к себе на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей собственной куль­туре. Считается, что при этом он испытывает шок возвращения. Для него предложена модель W-образной кривой реадаптации. Она своеобразно повторяет U-образную кривую: первое время человек радуется возвращению, встречам с друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь при­спосабливается к жизни дома.

Безусловно, названные модели не являются универсальными. Например, туристы, в силу кратковременности своего пребыва­ния в чужой стране, не испытывают культурного шока и не про­ходят адаптации. Из-за особенно сильной мотивации постоянные переселенцы также адаптируются несколько иначе, ведь им нуж­но полностью включиться в жизнь нового общества и изменить свою идентичность.

2.3. Факторы, влияющие на культурный шок

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов. Их можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

В первой группе факторов важнейшими являются индивиду­альные характеристики человека: пол, возраст, черты характера.

Считается, что возраст является критическим элементом адап­тации к другому сообществу. Чем старше люди, тем труднее они каптируются к новой культурной системе, тяжелее и дольше пе-Реживают культурный шок, медленнее воспринимают модели но-вой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успеш-Но> но уже школьники испытывают большие затруднения в этом Процессе. Практически не способны к адаптации и аккультурации Пожилые люди.


264 ___ Раздел V. Практика МКК и освоения чужой культ ур I

Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительное* I культурного шока. Считается, что женщины труднее приспосаблцч1 ваются к новому окружению, чем мужчины. Но это относится А женщинам из традиционных обществ, удел которых и на hoboJ месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с' новыми людьми. Что же касается женщин из развитых стран, щ\ не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации' по сравнению с мужчинами. Даже есть данные о женщинах-амерц. канках, согласно которым они лучше, чем мужчины, приспосабли­ваются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время ис­следователи считают, что более важным для адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее проходит адап­тация. Образование, даже без учета культурного содержания, рас-ширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина! мира у человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этими исследованиями учеными были предприняты попытки выделить некий универсальный набор личностных харак­теристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жиз­ни в чужой стране с чужой культурой. Обычно называют следую­щие черты личности: профессиональная компетентность, высока* самооценка, общительность, экстравертность, открытость для раз ных взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотруд ничеству, терпимость к неопределенности, внутренний самокот роль, смелость и настойчивость, эмпатия. Правда, реальная жт ненная практика показывает, что наличие этих качеств це всей] гарантирует успех. Если ценности чужой культуры слишком сил] но отличаются от названных свойств личности, то есть культурш дистанция слишком велика, адаптация не будет протекать легче. К внутренним факторам адаптации и преодоления культурн го шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чел века. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильн мотивация обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать постоянное место жительства в другую страну и хотят поско{ стать полноправными членами новой культуры. Велика мотш ция и у студентов, которые получают образование за границе! тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы доен своей цели. Намного хуже обстоит дело с вынужденными пере ленцами и беженцами, которые не хотели покидать своей роди и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотива! мигрантов зависит, насколько хорошо они знакомы с язык


\aha 2. Культурный шок в процессе освоения чужой культуры____ 265

сторией и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих ^аний, безусловно, облегчает адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной реде, то этот опыт способствует более быстрой адаптации. Помо­ет адаптации и наличие друзей среди местных жителей, с помо­рю которых можно быстрее овладеть необходимой для жизни [нформацией. Контакты с бывшими соотечественниками, также (ивущими в этой стране, с одной стороны, обеспечивают поддер-0су (социальную, эмоциональную, иногда — даже финансовую), ю, с другой стороны, есть опасность замкнуться в узком круге > бщения, что только усилит чувство отчуждения. Поэтому многие; лужбы, связанные с эмигрантами, пытаются ограничить их про-кивание в гомогенных национальных группах, так как они убеж­дены, что это мешает быстрой адаптации и может даже послужить тричиной этнических предубеждений.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культур­ный шок прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то > сть степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление чело­века о ней, его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конф­ликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д. Субъективно культурная дистанция может воспри­ниматься как более длинная, так и более короткая, чем она есть на самом деле. И в том и в другом случае культурный шок про­длится, а адаптация будет затруднена.

На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Так, хуже адаптируются предста­вители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где бо­ятся его потерять. Для них очень важно вести себя правильно, поэтому они очень болезненно воспринимают неизбежные в этом процессе ошибки и незнание. Плохо адаптируются также пред­ставители так называемых великих держав, которые обычно счи­тают, что приспосабливаться должны не они, а другие.

Очень важны для нормальной адаптации условия страны пре­бывания: насколько доброжелательны местные жители к приез-^м, готовы ли помочь им, общаться с ними. Легче адаптировать­ся в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном или орто­доксальном. Лучше всего, если политика культурного плюрализма


266_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культур I

провозглашена на государственном уровне, как, например, в Ка*| наде или Швеции. Немаловажную роль играет экономическая J политическая стабильность в принимающей стране. Еще один факч| тор — уровень преступности, от которого зависит безопасность! мигрантов. Также нужно упомянуть возможность общаться с пред.! ставителями другой культуры, что возможно, если есть общая paj бота, увлечения или иные совместные занятия. И, конечно, важна позиция СМИ, которые создают общий эмоциональный настрой и общественное мнение по отношению к другим этническим ц культурным группам.

Разумеется, культурный шок — это сложный и болезненный для человека процесс. Ведь в ходе него идет личностный рост, лом­ка существующих стереотипов, для чего требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека. Но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и пони­мании культурного многообразия, снятие дихотомии «мы — они», устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному. Главный итог — способность жить в постоянно ме­няющемся мире, в котором все меньшее значение имеют границы между странами и все более важными становятся непосредствен­ные контакты между людьми.

Литература

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация чело­
века. — П., 1988.

2. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. — М.,
1993.

3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М-,
1998.

4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М., 1999.


Глава 3

Модель освоения чужой культуры М. Беннета

Модель освоения чужой культуры М. Беннета. Этноцентристские этапы (отрицание, защита, умаление). Этнорелятивистские этапы (признание, адаптация, интеграция)

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Для этого, как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, нужно развить у че­ловека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чув­ственном восприятии и толковании культурных различий. Это и есть межкультурная чуткость. Людям важно осознать не сход­ство между собой, а различия, потому что все трудности меж­культурной коммуникации проистекают именно из-за неприя­тия межкультурной разницы.

Осознание культурных различий, по его мнению, проходит несколько этапов. На начальной стадии развития само существо­вание этих различий обычно не осознается человеком. Затем дру­гая культура начинает осознаваться как один из возможных взгля­дов на мир. В это время межкультурная чуткость начинает возра­стать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чут­кость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее происходит формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей эле­менты разных культур.

Модель Беннета динамична, так как говорит не просто о на­чальной, средней и конечной стадиях развития, но и подчеркива-ет изменения, происходящие внутри каждой стадии. Эта модель Может быть представлена в виде схемы.


268_______ Раздел V Практика МКК и освоения чужой культ ур


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал