Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
L4, Информационные потоки
Для процесса коммуникации очень важной культурной категорией являются информационные потоки, которые вместе со всеми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс / Категоризация ку льтуры по Э. Холлу_____________ 241 м-Ш^---------------------------------------------------------------------------------------- ^^^) йН? определяющих поведение человека в рамках своей куль-Для процесса коммуникации важность информационных Т^оков определяется формами и скоростью распространения п°«ормации. Проблема заключается в том, что в одних культурах формация распространяется медленно, целенаправленно, по Финально предназначенным каналам и поэтому носит ограни-: ПйНЬ1Й характер. В других культурах система распространения! нформации действует быстро и широко, вызывая соответствующе действия и реакции. Поэтому для межкультурной коммуни-ации становится важным, каким образом в соответствующей культуре распространяется информация. Ведь культурные различия, влияюшие на характер распространения информации, могут стать серьезными препятствиями при межкультурных контактах. Например, в северо-европейских странах, и особенно в Германии, которые относятся к монохронным культурам с низким контекстом, передаваемая информация является важнее, чем та, которая уже находится в памяти. В культурах этих стран люди, образно говоря, отгораживаются от окружающего мира, поэтому там внешняя информация является важнее, чем та, которая уже имеется. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информации. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок. Все предельно точно определено правилами, а пространство для личностной инициативы незначительно. Люди вовлечены в поток информации, перегруженный мельчайшими деталями. Для того чтобы переработать такое количество информации, требуется введение большого числа правил, регулирующих ее распространение. Такого рода правила в конечном итоге приводят к тому, что в тех культурах, где информация подготавливается заранее и носит формальный характер, люди имеют дело с толстыми стенами, двойными дверьми и перегруженным расписанием. Все это в буквальном смысле слова осложняет подход к другим людям и делает поток информации максимально узким и избирательным. По этой причине люди из этих культур воспринимаются как недоступные и ограниченные только кругом своих интересов. В то же время в культурах с высоким контекстом, к которым принадлежат Россия, Франция и другие страны южной Европы, Все происходит с точностью до наоборот. Эти культуры являются п°лихронными и имеют высокую скорость распространения ин-Ц> мации. Люди этих культур имеют эффективную нефор-Мальную информационную сеть и, как правило, не отгоражива- ■ ются от возможных помех внешнего окружения. Вся информ ция проходит беспрепятственно, причем те данные, которые \* нятся в памяти, являются более важными, чем те, которые вно передаются. Люди обо всем превосходно информированы, и I них нет необходимости выяснять подоплеку каждого нового сг I бытия. Перегрузка информационных каналов случается таю*! нечасто, поскольку люди находятся в непрерывном контакте щ\ с другом. Тщательный распорядок дня и всевозможные мер0 приятия по отграничению своего времени и пространства в этик культурах отсутствуют, так как они являются помехой для жиз. ненно важных контактов между людьми, имеющих для них пер. востепенное значение. Литература 1. Hall Е. The Dance of Life. New York, 1983. 2. Hall E. The Hidden Dimension. New York, London, 1990. 3. Hall E. Beyond Culture. New York, London, 1989. 4. Hall E. The Silent Language. New York, London, 1990. 5. Hall E.r Hall M. Verborgene Signale. Studien zur internationalen Konv 6. Hall E.f Hall M. Verborgene Signale. Studien zur internationalen Konv Глава 2 Категоризация культуры по Г. Хофстеде: концепция «МЕНТАЛЬНЫХ ПРОГРАММ» категоризация культуры по Г. Хофстеде. Дистанция власти. Индивидуализм — коллективизм, маскулинность — феминность культуры. Избегание неопределенности в межкультурных контактах В силу индивидуальных особенностей психики, социального окружения и соответствующих черт культуры каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, является носителем определенного образа мыслей и потенциальных действий. Подавляющее большинство социальных моделей поведения людей формируется в детском возрасте, поскольку именно в детстве человек наиболее восприимчив к процессам обучения. Как только определенные ощущения, формы мышления и способы действий возникают и закрепляются в сознании индивида, они консервируются и слабо поддаются новациям. Ведь для этого сначала нужно отказаться от старых образцов, чтобы потом усвоить что-то новое. А отказ от привычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистого листа». Такие механизмы формирования ощущений, мыслей и поведения называются в культурной антропологии ментальными программами. Источниками ментальных программ являются культура и социальное окружение, то есть те условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека. Это означает, что ментальные программы определяются так называемыми измерениями культуры, включающими в себя: ■ дистанцию власти; ■ коллективизм — индивидуализм; ■ маскулинность — феминность; ■ избегание неопределенности.
|