![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дистанция власти
Измерение «дистанция власти» показывает, какое значение в №зных культурах придается властным отношениям между людьми и как варьируются культуры относительно данного признака.
Некоторые культуры имеют преимущественно иерархически! или вертикальную структуру, в то время как в других культурах иер^| хия выражена не так сильно или наблюдается горизонтальная ctJj тура построения властных отношений. В иерархических обществ^ I высокой (большой) дистанцией власти всем вышестоящим лицаь| начальникам или родителям и прочим носителям властных полна! мочий — традиционно оказывается подчеркнутое уважение и тщ стрируется послушание. Выражение противоречия, жесткая крит^ или открытое противодействие в таких культурах не допускаются. В культурах с низкой (малой) дистанцией власти наибольц^ значение придается таким ценностям, как равенство в отношения* и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах^ высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией власти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда могут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие или активное противоречие начальнику также рассматривается как норма. В культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными. Сотрудники должны либо признавать власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать отношения. В этом случае эмоциональная дистанция между начальниками и подчиненными очень большая. Сотрудники лишь в редких случаях могут себе позволить задать вопросы своему шефу, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его критике. В семейных отношениях члены семьи, наделенные властью (родители, старшие братья, сестры и т.д.), также требуют послушания. Развитие независимости не поощряется. Главной добродетелью считается уважение к родителям и старшим членам семьи. В культурах с малой дистанцией власти дети рассматриваются в качестве равноправных членов семьи с того времени, как только они начинают активно включаться в семейную жизнь. Идеальным состоянием в семье считается личная независимость, а потребность в независимости является едва ли не самым важным элементом людей в культурах с малой дистанцией власти. Дистанция власти объясняется Хофстеде через основные ценности членов общества, наделенных властью. Способ распредели ния власти обычно исходит из поведения наделенных этой властью членов общества, то есть из когорты руководителей, а не * остальной массы руководимых. Однако здесь важно учитывать* в4 ^ Категоризация культуры по Г. Хофстеде________ 245 то, что авторитет может возникнуть только там, где он встречает послушание и покорность. В культурах с большой дистанцией власти эта власть видится как некая данность, имеющая фунда-еНтальные основы. Вопрос о легитимности власти здесь не столь #ен, поскольку в обществе негласно присутствует признание В0го, что в миРе должен быть определенный «порядок неравенства^ в котором каждый имеет свое место. Следует подчеркнуть, что рассмотренные характеристики куль-^о с большой и малой дистанцией власти являются всего лишь реальными моделями, крайними точками континуума «культуры с большой дистанцией власти — культуры с малой дистанций власти». Те или иные конкретные культуры находятся где-то в середине этого континуума. 2.2. Индивидуализм - коллективизм Разделение культур на индивидуалистские или коллективистские является одним из важных показателей в межкультурной коммуникации, поскольку с его помощью объясняются различия в поведении представителей разных культур. Подавляющее большинство людей живет в обществах, в которых интересы группы превалируют над интересами индивида. Такие общества называются коллективистскими. Причем, речь здесь не идет о власти государства над индивидом, а именно о власти группы. Самая первая группа, в которой оказывается человек с рождения, — это его семья. В большинстве коллективистских обществ семья состоит из довольно большого количества людей, живущих под одной крышей. В нее могут входить не только родители и их дети, но также дедушки, бабушки, Дяди, тети и прочие родственники. Такие образования называются большими семьями или семейными кланами. Если дети вырастают в семьях такого типа, то они учатся воспринимать себя как часть «мы-группы», причем, подобные отношения считаются естественными. «Мы-группа» отличает себя от других групп в обществе и является источником создания собственной идентичности. Между индивидом и группой изначально развиваются отношения зависимости. «Мы-группа» служит защитой для индивида, от которого в ответ требуется постоянная лояльность в отношении группы. Нару-^ние лояльности к группе считается тяжким проступком в кол-ективистских культурах. В большинстве коллективистских куль-^Р прямая конфронтация с другими людьми считается невежливой Нежелательной. Слово «нет» говорится реже, чем в индивидуали-
стских культурах, поскольку само слово уже означает конфр0н цию. Обтекаемые ответы типа «возможно, вы правы», или «мып5 думаем» считаются более вежливыми и приемлемыми. В такцх 0! ществах не существует «личного мнения». Личное мнение опред ляется мнением группы. Если появляется какая-либо новая тема отношении которой еще не выработана четкая групповая позиц^ то собирается своеобразный совет группы, где и формулирую' групповое мнение. Коллективистский тип культуры в настояц^ время распространен в таких странах, как Гватемала, Панама, \ несуэла, Колумбия, Пакистан, Корея и другие страны. Россию^ же причисляют к коллективистскому типу культур. В то же время меньшая часть людей на планете живет в обще. ствах, в которых интересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общества и их культуры носят название индивидуалис-тских. В таких обществах семьи включают только родителей и J детей. Такой тип семей называют малыми (или нуклеарными) семь. ями. Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся воспринимать свое «я» отдельно от других людей. Это «я» опредещ. ет личную идентичность человека и отделяет его от других «я». Причем, в основе классификации других людей лежит не их групповая принадлежность, а индивидуальные признаки. Цель воспитания в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным, то есть научить независимости, в том числе и от родителей. Более того, ожидается, что как только цель воспитания будет достигнута, ребенок покинет родительский дом. Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят контакты с родителями до минимума или даже прерывают совсем. В таких обществах от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком отношении не будет зависеть от группы. Индивидуалистскими культурами считаются культуры США, Австралии, Великобритании, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии и других стран. 2.3. Маскулинность - феминность Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин в женщин. Биологические различия между мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишьв малой степени объясняются биологическими различиями. Многие виды поведения, которые не связаны непосредственным образом0 проблемой продолжения рода, считаются в обществе типично му#с" кими или типично женскими. Однако те виды поведения, которые считаются характерными для того или иного пола, меняются от кул^ Г а?,. Категоризация культуры по Г. Хофстеде________ 247 '^^культуре. Понятия маскулинность и феминность, согласно ! ьстеде, определяют социальные, заранее определенные культу- йроли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что Р° еНСким», в каждой конкретной культуре существуют различные еяйя. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и Тминных культур Хофстеде предлагает традиционное разделение бшества. Т° есть мужчинам приписывается твердость, ориентация \ конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Женщинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные цен-[Ости, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Естественно, что эти понятия не являются абсолютными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины — ^ясского, но это рассматривается как отклонение от нормы. Согласно такому разделению в маскулинных культурах центральное место занимают работа, сила, независимость, материальный успех, открытость, конкуренция и соперничество и существует ясное разграничение мужских и женских ролей. В феминных культурах эти признаки считаются не столь важными. На первом плане здесь находятся эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. Например, конфликты в таких культурах пытаются решать путем переговоров и достижения компромисса, в то время как в маскулинных культурах конфликты решаются в свободной борьбе, по принципу «пусть победит лучший». Соответственно в маскулинных культурах у детей поощряется честолюбие, дух соревнования, самопрезентация. В работе здесь больше ценится результат, и награждение происходит по принципу реального вклада в работу. В феминных культурах при воспитании детей большее значение придается развитию чувства солидарности и скромности. Награждение за труд происходит больше по принципу равенства. К культурам феминного типа Хофстеде относит Швецию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Чили, Португалию и другие страны. Можно предположить, что Россия также относится к этому ряду. К маскулинным культурам относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мек-сика, Великобритания, Германия и другие страны. Следует заметить, что отнесение некоторых стран, например, к яРко выраженным феминным культурам вовсе не означает, что ^ские и женские ценности в этих странах полностью совпадают. ^ Каждой культуре, даже в «самых» маскулинных, например, Япо-Нии или Австрии, мужские и женские ценности также нередко пе-^екаются, однако различие между маскулинными и феминными 248__________________ Раздел IV Базовые категории ку-Уь ту* культурами состоит в частоте таких пересечений. Поэтому тако* разграничение не следует понимать буквально, так как за ним стоя данные статистического анализа, а не абсолютные выводы. 2.4. Избегание неопределенности Состояние и чувство неопределенности является неотъемлемой частью человеческого существования, поскольку невозможно абсолюту точно предсказать события ни в ближайшем, ни в отдаленном буду. щем. По мере возможностей, с помощью различных технологий, за. конов или религии люди пытаются снизить уровень неопределенное, ти. Стратегии преодоления неопределенности различаются от культу. ры к культуре в зависимости от того, в какой степени в той или иной \ культуре признают или ограничивают неопределенность. В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации неизвестности индивид испытывает стресс и чувство страха. Высокий уровень неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии. Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности наблюдается высокий уровень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создаются особые каналы. Это проявляется в существовании многочисленных формализованных правил, регламентирующих действия, которые дают возможность для людей максимально избегать неопределенности в поведении. Например, в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности в организациях создаются особенно подробные законы или неформальные правила, которые устанавливают права и обязанности работодателя и наемных работников. Так, контракт на работу, составленный в США, будет заметно короче аналогичного японского контракта. В последнем будет учтено множество деталей, которым американцы не придадут большого значения. Кроме того, существует множество внутренних правил и инструкций, определяющих распорядок рабочего дня. Создается четкая структура, в которой люди стараются в максимально возможной стс-пени избежать случайностей. В таких культурах постоянная спешка является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых изменений и препятствуют возможным нововведениям.! В культурах с низким уровнем избегания неопределенное^ люди в большей степени склонны к риску в незнакомых условий и для них характерен более низкий уровень стрессов в неизвес? ' ной ситуации. Молодежь и люди с отличающимся поведением11 образом мыслей воспринимаются в таких обществах позитивна fjjß /L ^Категоризация культуры по Г. Хофстеде__________ 249 ^ в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности. \ странах с низким уровнем избегания неопределенности наблю- еТСя отчетливое противоборство относительно введения формализованных правил, которое чаще всего эмоционально окрашено. Поэтому правила устанавливаются только в случае крайней необходимости. В таких обществах люди считают, что они способны решать проблемы и без множества формальных правил. Они в состоянии много работать, если необходимо, но при этом не чувствовать потребности быть постоянно активными. В культурах с разным уровнем избегания неопределенности можно наблюдать и разные установки относительно поведения учителей и учеников. Например, в культурах с высоким уровнем избегания неопределенности ученики или студенты видят в своих учителях и преподавателях экспертов, от которых они ждут ответов на все вопросы. В таких странах ученики обычно придерживаются той научной позиции, которая не отклоняется от научных взглядов их учителя. В частности, если аспирант сталкивается с тем, что его подход к решению научной проблемы идет вразрез с мнением научного руководителя, ему остается либо отказаться от своей позиции, либо поискать нового руководителя для своей диссертации. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности учителя и преподаватели не воспринимаются как непогрешимые эксперты. Здесь допускается, что учитель может ответить на вопрос учеников «я не знаю» и это не будет считаться признаком его некомпетентности. Несовпадение мнений между преподавателем и учениками в таких культурах является скорее признаком критического мышления последних и чаще всего поощряется. К культурам с низким уровнем избегания неопределенности относят такие страны, как Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция, Ирландия, Великобритания, Индия, США и др. Греция, Португалия, Гватемала, Уругвай, Бельгия, Япония, Франция, Чили, Испания и другие соответственно относятся к странам с высоким Уровнем избегания неопределенности. Относительно России подобных данных не существует. Можно лишь предположить, что в России нет четко выраженной тенденции ни к явно высокому, ни к явно низкому уровню избегания неопределенности. Глобальные изменения последних лет в мире приводят к тому, что люди вынуждены ежедневно общаться с представителями других культур. Каждая из культур поставляет собственную программу дей-Ствий для своих членов, которая всегда отлична от программы дей-Ствий другой культуры. Поэтому интерес к культурным различиям Велик и не ограничивается только приведенными выше категория- 250__________________ Раздел IV Базовые категории кул ь-, I ми. Существуют и другие подходы, которые позволяют исслед0Ва I отличия между культурами. Необходимость учета культурных щ\ горий объясняется тем, что они существенно облегчают осознан^ принятие во внимание культурных различий. Это в свою onepJ позволяет гибко реагировать на неожиданные действия партнер! 1 по межкультурной коммуникации и избегать возможных kohcW tob при контактах с представителями других культур. Литература 1. 2. УэйнП. Деловая культура России // Социальный конфликт. — 1995. - щ 3. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work- 4. Hofstede G. Cultural Differences in Teaching and Learning//lnternationai 5. Hofstede G. Interkulturelle Zusammenarbeit. Kulturen — Organisationen- 6. Hofstede G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management. С. Н. Beck, Mü nchen, 1997. Контрольные вопросы 1. 2. В чем заключаются сущность и особенности категории пространство) 3. Как влияет скорость и характер распространения информации на по- ь 4. В чем сущность измерений культуры дистанции власти и индивидуа 5. Назовите признаки маскулинных и феминных культур. Как делятся Практические задания 1. 2. Попытайтесь объяснить культурные различия, используя категор^ f 3. Побеседуйте с знакомыми, которые жили (или живут) в стране flpV' 4. Подготовьте сценарий интервью и побеседуйте с представителем ДР» Раздел V
межкультурной коммуникации и освоения чужой культуры
|